Абстрактная географическая картина конца xviii век

Если видишь на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется — пейзаж
Рубежи веков, как и всякие рубежи, относятся к категории величин божественной природы – недаром многие земные явления имеют слепо подчиняющиеся временнОй круговерти столетние циклы развития. Вот так и историческое понятие «Русская Америка», преодолев в своем становлении ряд кругов и горизонтов, вошло в свою высшую фазу на рубеже конца XVIII - начала XIX веков.
Посмотрев на пространственную картину того времени, той области, где земли и берега Дальнего Востока Евроазиатского континента почти смыкаются с Крайним Северо-западом Североамериканского материка, можно попытаться увидеть действующих в ней персонажей.
Северо-Западное побережье Северной Америки, двигаясь с юга, исследовали английские, французские и испанские «флибустьеры и авантюристы». Навстречу им пошли русские казаки, промысловики и купцы.
В основном в последнее десятилетие 18 века овладеть северо-западным побережьем американского континента активно пыталось три державы. В первое десятилетие 19 века новоиспеченный американский союз штатов выступал против британцев в коалиции с русским правительством.
Испанцы: испанские корабли ходили вдоль берегов нынешних американских штатов Орегон, Вашингтон, а также канадской Британской Колумбии. Заходили они и на Аляску. В 1789 году испанцы решили основать поселение на острове Ванкувер и взять под контроль всю северную часть Тихого океана.
Британцы: облюбовали себе залив Нутка, где возвели порт в единственно удобной якорной стоянке окрестного ныне канадского побережья. В 1788 году англичане спустили на воду первый построенный на Северо-Западном американском берегу корабль и стали с усердием осваивать районы нынешних Ванкувера, острова Королевы Шарлотты и Британской Колумбии.
Между ними и испанцами начался конфликт, который благодаря Джорджу Ванкуверу закончился мирной договоренностью о совместном присутствии сторон в этом регионе. После этого испанцы присмирели, но англичане решили бороться дальше – теперь с Россией - за право дальнейшей колонизации этой части континента.
Россия: после открытий российских экспедиций, исследовавших северо-западные берега Аляски, соперничающие между собой страны, в общем, признали территориальные права России, но эти права не были узаконены, да и вообще размеры открытий сторон были не совсем ясны.
В то время было ещё не понятно, насколько в конечном итоге русское присутствие продвинется на юг, а британское – на север северо-западного побережья Америки.
В 1778 году английский капитан Джеймс Кук на кораблях «Resolution» и «Discovery», пройдя вдоль аляскинской береговой линии вблизи острова Уналашка (центральная часть Алеутских островов), вошел в Берингов пролив. Исследовав оконечности материков - северо-запада Америки и северо-востока Азии, Кук доказал миру, что они не только разделены между собой, но и обособлены. Мир воодушевился новыми фактами географических открытий, но ещё более воодушевились торговцы пушниной разных стран, ознакомившись с его журналами путешествия, опубликованные в 1784 году.
Испанцы в свою очередь отправили научную кругосветную экспедицию (1789-1794) под началом Алессандро Маласпины и Хосе Бустаманте на двух корветах: «Descubierta» и «Atrevida».
Испанский король попросил исследователей поискать пресловутый Северо-Западный морской ход и помимо того попытаться найти месторождения серебра, золота и драгоценных камней. Секретная же часть задания состояла в том, чтобы досконально разведать количество и местоположение американских, британских и русских поселений на западном американском берегу. Как мы помним, со времен Христофора Колумба (1493 год) испанцы по разрешению папы Александра Борджиа, подписавшего буллу "Inter caetera" ("Между прочим") владели всеми островами и материками к востоку от линии «на расстоянии ста лиг от островов Зеленого мыса от арктического до антарктического полюса». Всё остальное католический папа отдал португальцам.
Несмотря на то, что Испания чувствовала себя законной хозяйкой всей Североамериканской земли, она очень скоро вышла из общей игры дележа территорий. Неосторожно выступив на стороне Наполеона, она истощила свои материальные и стратегические ресурсы. В 1819 году Испания подписала «Договор Адамса-Ониса», по которому уступала США свои претензии на северо-западное побережье Америки.
Российской же стороной кроме знаменитых экспедиций Витуса Беринга были организованы ещё две экспедиции под эгидой государства: капитана Креницына (1764-1769) и капитана Биллингса (1785-1794).
Вслед за исследовательскими экспедициями к дальним островам пошло на промыслы пушнины великое множество частных промышленных компаний. Они-то открывали, исследовали и картографировали острова Алеутской цепи, а также американское побережье Берингова пролива. Ими же был открыт крупнейший остров Соединенных Штатов Кадьяк, расположенный между заливами Кука и Принс-Уильямс.
Дорога к меховому Клондайку для россиян была непростой. Но если в казенных экспедициях служилый контингент участвовал в основном по принуждению, то в промышленные вояжи люди шли, подчиняясь азарту – родственному азарту кладоискателя. Так в Великой Северной экспедиции вдоль берегов речных сплавов для устрашения были поставлены виселицы через каждые 20 верст, чтобы работники, тянувшие бремя физических нагрузок, не разбежались. А когда пошли купеческие промысловые отряды через штормовое море, причем на малых суденышках, никого не страшили ни топи, ни голод, ни холод, ни надрывный труд, ни прочие невзгоды.
«По сибирскому бездорожью нередко предметы первой необходимости (якоря, канаты и прочее) шли из Петербурга в Охотск распиленными (разрубленными) на части, а в Охотске их снова соединяли, нагружали на суда флотилии и отправляли» к месту назначения.
Из центральной России к Тихому океану в продвижении по Сибири помогали величайшие реки: Обь, Енисей, Лена и их притоки, текущие на северо-восток и север азиатского материка. Обычно путь был таким: вначале нужно было добраться до Иркутска. Оттуда – до стоящего на реке Лена города Качуг, а уж потом на барже, лодке или плоту вниз по Лене доплыть до Якутска. От Якутска до Охотска добирались по суше. Большая часть дорожных припасов заготовлялась в Иркутске. Иркутск превратился в большой торговый центр Сибири. Здесь был рыбный рынок и был базар, где велась торговля овощами, сюда же везли меха из Америки и северных областей империи. Китайцы на этом базаре покупали соболей самого низкого качества, с наихудшим окрасом, лисьи шкуры, морскую и речную выдру второго сорта. Самые лучшие шкурки шли в Москву или на Макарьевскую Нижегородскую ярмарку, где их приобретали греки и армяне. В то время как китайцы красили дешевый мех так искусно, что их обман не был заметен и продавали свой товар по первосортной цене.
Основной проблемой, вставшей на пути освоения российским государством территорий Америки, была её далёкость от центра страны. Руки ведомств оказались коротковаты для столь дальних расстояний, и тогда лукавый русский ум нашел способ извернуться, отдав на откуп купцам и промышленникам открытие новых земель, их исследование и приведение в подданство новых народов. В этом случае государство, как говорится, пыталось загрести жар чужими руками. Но его интересы и интересы исполнителей его воли в этом вопросе немного расходились. У промышленников не было намерения утверждать постоянное присутствие на Алеутских островах и американской Аляске. Их промысловые экспедиции обычно длились не более 2-3 лет. Им постоянно нужно было искать новые промысловые угодья. Государство же было обязано закреплять своё нахождение на новых территориях, вводить свой порядок и уклад, проявлять заботу о новых гражданах, то есть иметь органы государственной власти на местах. Раскачать огромную государственную махину, такую, как Россия, было очень и очень не просто. Почту и то доставляли на окраины месяц, а то и более. Чиновниками, которые отправляли государственные службы на дальней стороне, были попавшие в немилость, а то и просто ссыльные из бывших властителей.
И, тем не менее, в истории Русской Америки начинался Золотой век…
В этот период, как и положено Золотому веку родились и возвеличились герои, баловни удачи, была рассказана пронзительная в своей обреченности история любви, были также истории грехопадения и образцы служения отечеству, ну и конечно истории фатального невезения. Судьбы многих персонажей этих историй сложились трагически, а многие из действующих лиц, как часто бывает, получили незаслуженные награды. Есть здесь и свои неразгаданные тайны. Именно в этот период Российский парусник впервые обошел земной шар.
Примерно 100 лет, вековой цикл, длилась история Русской Америки. Короткое время для истории государства или страны – по продолжительности существования её можно сравнить с быстротекущей человеческой жизнью. Но эта история оставила незаживающий рубец в памяти двух великих государств – России и США.
Посылая в дорогу экспедицию Креницына и Левашова в 1764 году, Екатерина Великая поставила перед ней задачу: собрать новые географические данные, а ещё проверить информацию, представленную участниками частных промысловых экспедиций, то есть другими словами задача экспедиции состояла в осуществлении государственного надзора над явлением открытия новых земель. Помимо того Российское государство брало под свою руку эти самые земли путем закладки на местности памятных знаков – реперов. На репере была гравировка: «Земля принадлежит Российской империи». Собственно говоря, закладка первого репера и есть начало истории Русской Америки. Всё, что случилось до этого момента, называется предысторией.
Значение явления «Русской Америки» описано во многих томах разных авторов различных стран. А если коротко, то последствием российского присутствия на американской земле для России можно считать:
Расширение кругозора населения страны в целом
Развитие географии
Развитие экономики
Контакты с народами различных культур и понимание чужой культуры
Знакомство с разнообразием животного и растительного мира
Научно-технический прогресс
Развитие судоходства и мореходства

Остальное узнаем по мере развертывания повествования.


Рецензии