Психоаналитическая концепция эмоций Фрейда
Особое место в психологии занимают труды Фрейда, который является основоположником психодинамической традиции. Он открыл новую область научного познания – теорию мотивацию.
В основе классической психоаналитической теории мотивации лежит фрейдовская теория инстинктивных влечений.
В отношении этой теории взгляды Фрейда постоянно трансформировались и развивались. Обобщающее изложение теории психоанализа, сделанное Рапапортом, послужило основным источником теории.
Рапапорт рекомендует не преувеличивать роль инстинктивных влечений в мотивации. Опираясь только на инстинктивные влечения, сложно объяснить эгодетерминированные поведенческие феномены. Например, феномен психологической защиты, феномен когнитивного синтеза и дифференциации.
Влечения не приблизят к пониманию той роли, которую играет в поведении человека внешняя стимуляция.
Рапапорт определяет инстинктивное влечение, или инстинктивный мотив, как побудительную внутреннюю, или интрапсихическую силу, которой свойственны:
– безусловность;
– цикличность;
– избирательность;
– заменяемость.
Эти характеристики определяют побуждающую природу влечений, или мотивов. С другой стороны, познавательное, или исследовательское, поведение в рассматривается как функция внешнего раздражителя. Детерминанты такого поведения не обнаруживают цикличности, избирательности или заменяемости.
По мнению Рапапорта, свойства инстинктивных влечений представляют собой в большей степени количественные, чем качественные характеристики. Это означает, что влечения различаются степенью выраженности каждого из этих свойств.
Инстинктивные влечения также можно оценить с помощью других характеристик:
– интенсивность (pressure) – сила влечения и потребности в выполнении тех действий, в которых влечение репрезентируется;
– цель влечения – действие, к которому подталкивает влечение и которое приводит к удовлетворению;
– объект влечения – то, в чем или посредством чего влечение может достигнуть свой цели или удовлетворения
– источник – физиологический процесс в той или иной части тела, воспринимаемый как возбуждение.
Сложно определить аффект в рамках классической психоаналитической теории. Сложность обусловлена тем, что Фрейд и его последователи широко трактовали данный термин. По мере развития теории они приписывали аффекту разнообразные значения.
В своих ранних работах Фрейд пишет, что «аффект, или эмоция, – это единственная побудительная сила психической жизни». В своих поздних трудах он «уже говорит об аффектах как об интрапсихических факторах, пробуждающих фантазии и желания индивида».
Рапапорт выводит заключение, что лишь одна из теорий, объясняющих механизмы возникновения эмоций, не противоречит эмпирическим данным.
Суть состоит в следующем. Воспринятый извне перцептивный образ служит инициатором бессознательного процесса, в ходе которого происходит мобилизация неосознаваемой индивидом инстинктивной энергии.
Если эта энергия не может найти себе легального приложения она выплескивается вовне через другие каналы в виде непроизвольной активности. Это происходит в том случае, когда инстинктивные требования конфликтны.
Разные виды такой активности – «эмоциональная экспрессия» и «эмоциональное переживание» – могут проявляться одновременно, поочередно или независимо друг от друга.
Человеку присущи постоянные эмоциональные разрядки различной интенсивности. В результате этого психическая жизнь человека насыщена не «чистыми» эмоциями, такими как ярость, страх и т. п., но и широким спектром иных эмоций, от самых интенсивных до умеренных, конвенциональных, интеллектуально-рафинированных.
В литературе рассматриваются три аспекта аффекта: энергетический компонент инстинктивного влечения («заряд» аффекта), процесс «разрядки» и восприятие окончательной разрядки (ощущение, или чувство эмоции).
Реализация аффекта и ее чувственный компонент рассматриваются только в контексте выражения эмоции.
Коммуникативная ценность этих аспектов аффекта была распознана психоанализом лишь после работ Шехтеля.
Рапапорт еще в 1953 году заметил, что «аффект как набор сигналов – столь же обязательное средство познания реальности, как и мышление» При этом «заряд» аффекта оценивается количественной или интенсивностной мерой. Процесс «разрядки» воспринимается или ощущается индивидом в качественных категориях.
Теория Фрейда и психоанализ в целом рассматривали негативные аффекты, возникающие в результате конфликтных влечений. Как реакция срабатывает защитный механизм – репрессия.
Аффект по природе своей является феноменом сознания и не может быть объектом репрессии. В сознание не допускается только идеационный компонент инстинктивного влечения.
Когда срабатывают репрессивные механизмы, происходит сепарация его идеационных и аффективных компонентов.
В результате накладывается запрет на предсознательный катексис его инстинктивных репрезентаций и на употребление ассоциированных с ними вербальных образов.
С помощью механизма репрессии предотвращается конфликт на одном из уровней. Например, между интересом, порожденным либидо, и санкцией суперэго.
Одновременно на другом уровне снижается риск формирования невротической или психосоматической симптоматики.
Если репрессивные механизмы дают сбой возникает конфликт между бессознательным и предсознательным. В результате качественно иной, уже символизированный аффект предстает в сознании.
Этот аффект негативен, потому что порожден конфликтно окрашенным представлением. Он порабощает эго и может стать причиной психического расстройства
Фрейдовское понятие мотива как идеационно-аффективной репрезентации в сознании аналогично понятиям идеоаффективной организации и аффективно-когнитивной структуры.
Другое фрейдистское понятие – «желание» имеет еще большее сходство с понятием аффективно-когнитивной структуры.
Фрейд первым заговорил о желании или о «страстном желании воплощения, как о мотивирующей силе сновидения.
На бессознательном уровне желание представляет собой инстинктивное побуждение, а на предсознательном проявляет себя в виде сновидений и фантазий.
«Желание выступает в роли аффективно-организующего принципа, оно использует механизмы конденсации, замещения, символизации и вторичной детализации, чтобы скрыть истинное содержание сновидения, чтобы выразить себя в форме, приемлемой для сознания» (Фрейд).
Свидетельство о публикации №217102300125