Психоаналитическая концепция эмоций Фрейда

     Психоаналитическая концепция эмоций Фрейда и Рапапорта

     Особое  место в  психологии занимают труды Фрейда, который является основоположником психодинамической традиции. Он  открыл  новую область научного познания – теорию мотивацию.

     В основе классической психоаналитической теории мотивации лежит фрейдовская теория инстинктивных влечений.
     В отношении этой теории взгляды Фрейда постоянно трансформировались и развивались. Обобщающее изложение теории психоанализа, сделанное Рапапортом, послужило основным источником теории.

    Рапапорт рекомендует не преувеличивать роль инстинктивных влечений в мотивации. Опираясь  только на инстинктивные влечения, сложно  объяснить эгодетерминированные поведенческие феномены. Например, феномен психологической защиты, феномен когнитивного синтеза и дифференциации.

    Влечения не приблизят к пониманию той роли, которую играет в поведении человека внешняя стимуляция.

     Рапапорт определяет инстинктивное влечение, или инстинктивный мотив, как побудительную внутреннюю, или интрапсихическую  силу, которой свойственны:
– безусловность;
– цикличность;
– избирательность;
– заменяемость.

     Эти  характеристики определяют побуждающую природу влечений, или мотивов. С другой стороны, познавательное, или исследовательское, поведение в рассматривается  как функция  внешнего раздражителя.  Детерминанты  такого поведения не обнаруживают цикличности, избирательности или заменяемости.

     По мнению Рапапорта,  свойства инстинктивных влечений представляют собой в большей степени количественные, чем качественные характеристики. Это означает, что  влечения различаются степенью выраженности каждого из этих свойств.

     Инстинктивные  влечения также можно оценить с помощью других характеристик: 
– интенсивность (pressure) –  сила влечения и потребности в выполнении тех действий, в которых влечение репрезентируется;
– цель влечения – действие, к которому подталкивает влечение и которое приводит к удовлетворению;
– объект влечения –  то, в чем или посредством чего влечение может достигнуть свой цели или удовлетворения
– источник – физиологический процесс в той или иной части тела, воспринимаемый как возбуждение.

     Сложно  определить  аффект  в рамках классической психоаналитической теории. Сложность обусловлена  тем, что Фрейд и его последователи широко трактовали данный  термин.  По  мере развития теории они приписывали  аффекту разнообразные  значения.

    В  своих ранних работах Фрейд пишет, что «аффект, или эмоция, –  это единственная побудительная сила психической жизни». В  своих поздних трудах он «уже говорит об аффектах как об интрапсихических факторах, пробуждающих фантазии и желания индивида».

    Рапапорт  выводит  заключение, что лишь одна из теорий, объясняющих механизмы возникновения эмоций, не противоречит эмпирическим данным. 
    Суть  состоит в следующем. Воспринятый  извне перцептивный образ служит инициатором бессознательного процесса, в ходе которого происходит мобилизация неосознаваемой индивидом инстинктивной энергии.
     Если  эта энергия не может найти себе легального приложения она выплескивается вовне через другие каналы в виде непроизвольной активности. Это происходит в том  случае, когда инстинктивные требования конфликтны.   

     Разные  виды такой активности –  «эмоциональная экспрессия» и «эмоциональное переживание» –  могут проявляться одновременно, поочередно или независимо друг от друга.

     Человеку  присущи постоянные эмоциональные разрядки различной интенсивности.  В  результате этого психическая жизнь человека насыщена не «чистыми» эмоциями, такими как ярость, страх и т. п., но и широким спектром иных эмоций, от самых интенсивных до умеренных, конвенциональных, интеллектуально-рафинированных.

     В литературе рассматриваются три аспекта аффекта:  энергетический компонент инстинктивного влечения («заряд» аффекта), процесс «разрядки» и восприятие окончательной разрядки (ощущение, или чувство эмоции).

     Реализация  аффекта и ее чувственный компонент рассматриваются только в контексте выражения эмоции.
Коммуникативная  ценность этих аспектов аффекта была распознана психоанализом лишь после работ Шехтеля.

     Рапапорт еще в 1953 году заметил, что «аффект как набор сигналов –  столь же обязательное средство познания реальности, как и мышление» При этом «заряд» аффекта оценивается количественной или интенсивностной мерой. Процесс  «разрядки» воспринимается или ощущается индивидом в качественных категориях.

    Теория Фрейда и психоанализ в целом рассматривали негативные аффекты, возникающие в результате конфликтных влечений. Как реакция срабатывает  защитный  механизм –  репрессия.

     Аффект  по природе своей является феноменом сознания и не может быть объектом репрессии. В сознание не допускается только идеационный  компонент инстинктивного влечения.
     Когда срабатывают репрессивные механизмы, происходит сепарация его идеационных и аффективных компонентов.
     В результате накладывается запрет на предсознательный катексис его инстинктивных репрезентаций и на употребление ассоциированных с ними вербальных образов.

     С  помощью механизма репрессии предотвращается конфликт на одном из уровней. Например, между интересом, порожденным либидо, и санкцией суперэго.
Одновременно  на другом уровне снижается риск формирования невротической или психосоматической симптоматики.

     Если репрессивные механизмы дают сбой  возникает конфликт между бессознательным и предсознательным. В результате  качественно иной, уже символизированный аффект предстает в сознании.

     Этот аффект негативен, потому что  порожден конфликтно окрашенным представлением.  Он  порабощает эго и может стать причиной психического расстройства

     Фрейдовское понятие мотива как идеационно-аффективной репрезентации в сознании аналогично понятиям идеоаффективной организации и аффективно-когнитивной структуры.

    Другое фрейдистское понятие –  «желание» имеет еще большее сходство с понятием аффективно-когнитивной структуры.

     Фрейд первым заговорил о желании или о «страстном желании воплощения,  как о мотивирующей силе сновидения.
На бессознательном уровне желание представляет собой инстинктивное побуждение, а на предсознательном проявляет себя в виде сновидений и фантазий.

     «Желание выступает в роли аффективно-организующего принципа, оно использует механизмы конденсации, замещения, символизации и вторичной детализации, чтобы скрыть истинное содержание сновидения, чтобы выразить себя в форме, приемлемой для сознания» (Фрейд).


Рецензии