Рыбак и рыбки-акробаты

     Жители провинциального городка редко ели рыбу. Только самые богатые позволяли себе отведывать рыбные блюда каждый день. Донг тоже часто кушал рыбу, а в иные дни – ничего, кроме рыбы. Но не потому, что он был богатым, а как раз наоборот – кроме удочки у него ничего не было, и ничему другому он не мог научиться. Где бы он ни пытался работать, отовсюду его прогоняли, не заплатив ни одной монеты.
     Каждый день часами сидел он на берегу озера, терпеливо ожидая улова. Хоть это дело у него получалось, и был он всегда спокоен за то, что дети его никогда не бывают голодными.
     Был погожий день, в траве копошились жучки, пробегали мышки, на деревьях радостно пели птицы.
     - Э, как расшумелись, понимаешь! Какая хорошая погода, а им бы только петь да петь, - делился вслух своими мыслями Донг со своим единственным собеседником, отражавшемся в спокойной озёрной воде. Не любил он громких звуков, терпеть не мог никакого шума. Поэтому никогда никого с собой не брал. Так и проводил на рыбалке он день за днём, практически всегда в одиночестве.
     - Хотя… чего это я разозлился? Разве они знают, что причиняют мне неудобства… Э, нет! Бываю и я иногда несправедлив. Рыбы же давно привыкли к птицам, так что ничего они не распугают. Да и мне приятно слушать… Тут, как говорится, лишь бы не убаюкивали – а то просплю, когда клевать будет, и кому от этого легче будет?
     Долго смотрел на себя в отражении Донг, перестал рассуждать вслух, только шевелил губами. Вдруг – звоночек! Донг подпрыгнул, схватил обеими руками удочку, и потянул, что есть мочи.
     - Поймалась, рыбка!
     Но рыбка оказалась совсем непростой – пришлось Донгу помучаться и покрутиться прежде, чем он смог хотя бы увидеть свой улов. А тогда не смог поверить своим глазам: рыба была большая, сильная и дивной красоты. Ещё мгновение – и точно бы сорвалась, потому что у Донга уже не оставалось сил.
     - Пожалуйста, - протянул Донг, - ты так мне нужна…
     И тут произошло удивительное.
     - Хорошо, рыбак! Так уж и быть – не хочу оставлять твоих детей голодными…
     - Да что же! Мне кажется, или это правда чудо?
     - Никогда не видел говорящих рыб?
     - Никогда! Ты исполнишь три моих желания?
     - Ох, и ты туда же…
     - Куда?
     - Я не исполняю никаких желаний, рыбак. Да и сейчас в таком положении, что сама готова просить исполнить одно.
     - Какое же?
     - Какая разница! Скоро стемнеет, и твои дети останутся голодными.
     - Откуда ты знаешь это?
     - Сколько живу – столько тебя вижу. Каждый день приходится тебя слушать, и теперь, наверное, знаю о тебе больше, чем ты сам.
     - Умно говоришь, рыбка! Скажи, какое у тебя есть желание?
     - Отпусти меня, прошу тебя! У меня тоже есть детки…
     - Тяжело мне это будет сделать, но так уж и быть. Разве я могу такое дивное создание тронуть, превратить в кусок пищи для бедняка!
     - Спасибо тебе, рыбак! Я этого никогда не забуду!
     И Донг ушёл, впервые за многие годы оставшись без улова. И, как человек с благородным сердцем, не смог он прийти к озеру на следующий день. Он не хотел причинять кому-либо боль, поэтому решил, что больше не будет ловить рыб. Три дня он пытался заработать на хлеб разным трудом в городе, но ничего у него не получалось. Злая нужда вынудила его снова взяться за удочку, иначе его дети, почти ничего не евшие, могли легко подхватить какую-нибудь заразу.
     Никогда ещё Донг не приходил к озеру с грустью на лице. Разложил он все свои приспособления, и, как обычно, уставился на самого себя в отражении:
     - Надеюсь, я спас хотя бы несколько рыбок за эти три дня. Да, это не так уж много, как хотелось бы, но что поделать!
Услышала голос рыбака та самая рыбка, которая попалась ему недавно:
     - Донг!
     - Что? – спросил, опустив глаза, рыбак.
     - Мне кажется, я знаю, как помочь тебе.
     - Прости, красивая рыбка, но вряд ли ты сможешь мне помочь. Я должен ловить твоих подруг и сестёр, иначе не жить мне на белом свете. Могу обещать только одно – тебя я никогда не трону.
     - Выслушай меня!
     - Хорошо, валяй!
     - Я много раз видела, как ты разговариваешь с собой. Мне кажется, у тебя определённо есть талант. Тебе нужны зрители – настоящие, другие люди.
     - Нет, это не про меня! – махнул рукой Донг.
     - Послушай! Ты можешь бросить себя, но нас-то за что?
     - Как это, вас? – в недоумении спросил Донг.
     - Мы существа неглупые – ты это сам уже заметил. Многие из нас умеют такое, чего не могут другие рыбы. Смотри, я могу выпрыгивать из воды, делать кувырки, а ещё могу повторять некоторые твои движения. И это всё могу выполнять по твоей команде.
     - Ты думаешь, что…
     - Да, мы могли бы выступать под твоим руководством! И никому не пришлось бы признаваться, что мы умеем разговаривать. Мы будем просто рыбками-акробатами!
     Конечно, рыбки прыгали не совсем идеально, поэтому им пришлось учиться многим трюкам, прежде чем выступать перед широкой публикой. Хотя начиная уже с того самого дня Донг и рыбки выступали перед жителями городка. Необычный коллектив быстро приобрел славу, рыбак и его рыбки начали разъезжать по городам. Куда их только не приглашали! Некоторых рыбок в своих путешествиях, - конечно, при их согласии, - Донг дарил школам, театрам, дворцам или храмам. С тех пор он навсегда перестал ловить и кушать рыбок.

23.10.2017, Волгоград.


Рецензии