Сальвадор Дали - гений, или сумасшедший?

Сальвадор Дали (полное имя - Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доменек, маркиз де Пуболь), родился 1 мая 1904 года, в Испании, в городе Фигерас, провинция Жирона, в семье зажиточного нотариуса.

Сальвадор с детства любил рисовать. В мадридской академии он интересовался современными художниками, попутно изучал классическую живопись. Увлекался идеями анархизма.
Начало XX века — время поиска новых идей. В литературе начинаются эксперименты со словом, в живописи — с образом. Появляются символисты, фовисты, футуристы, кубисты. Становится модной абстракция - чем непонятнее, тем лучше. Кто необычней выразил себя, тот гениальнее. Поэты и художники старались необычно одеваться, всем своим видом говоря: «Я не такой, как все!»
Начинающий художник Дали был честолюбив. Мечты о славе будоражили его воображение. Он видел, как другие изо всех сил стараются быть необычными. И решил переплюнуть всех!
 
В то время были модными идеи Фрейда. Разработанный им метод психоанализа должен был помочь людям избавиться от внутренних проблем. Фрейд полагал, что в глубине души у человека таятся «монстры» — нереализованные сексуальные желания, разные страхи и комплексы, которые мешают жить, и, чтобы справиться с какой-то внутренней проблемой, надо осознать эту гадость, вытащить и проанализировать.
Дали увлекся идеями Фрейда и решил этот метод использовать. Покопавшись в своем подсознании, он извлек оттуда все свои страхи и сексуальные комплексы и выставил их напоказ. Таких картин еще никто не видел. Поднялся ажиотаж!

Люди любят, когда их шокируют. Интерес к картинам переходил в интерес к личности автора. Люди во всем мире задавали вопросы: «Какие комплексы терзают Сальвадора Дали? Чего он боится? Чего ему хочется? Что ему снится?».
Им восхищались. Его ненавидели. Называли самым скандальным художником XX века. Одни считали его гением, другие — сумасшедшим.
Дали написал около 2000 картин. На них разгуливали слоны на птичьих ногах и женщины с головами из цветов. Он давал своим творениям странные названия: «Треугольное время», «Распад постоянства памяти», «Молекулярный всадник». Толпы людей стояли перед полотнами, изображающими яичницу, свисающую на веревочке, или горящего жирафа, и ломали себе головы: «Что он хотел этим сказать?»
На этот вопрос лучше всех ответил Фрейд, который утверждал, что все человеческие комплексы формируются в детстве.

Когда Сальвадор Дали был подростком, его одноклассники однажды в туалете затеяли меряться пенисами. Сравнение вышло не в пользу Сальвадора и он обругал свой пенис «маленьким, жалким и мягким». Его ранние эротические переживания основывались на этом выводе и Сальвадор часто корил себя за неспособность быть с женщинами "крутым мачо".
В автобиографии «The Unspeakable Confessions of Salvador Dali» художник признаётся: «В течении долгого времени мне казалось, что я импотент». Отсюда частые мастурбации, к которым он настолько пристрастился, что занимался ими на протяжении всей жизни.
Отношение художника к сексу заметно отразилось на его полотнах. Страхи и мотивы разрушения и распада (чаще всего изображённые в виде муравьёв) встречаются практически в каждой картине. В «Великом мастурбаторе», одной из самых значимых его картин, есть человеческое лицо, из которого «вырастает» женщина. На лице сидит саранча (Дали испытывал необъяснимый ужас перед этим насекомым), по брюшку которой ползают муравьи — символ разложения. Рот женщины прижимается к паху мужчины, что намекает на оральный секс, на ногах мужчины кровоточат порезы, свидетельствующие о страхе художника перед кастрацией, который он испытывал в детстве.

Многие исследователи жизни гения пытались "вычислить" гомосексуальность Дали. Но точных сведений о гомосексуальных отношений художника с друзьями не имеется, хотя в картинах Дали просматриваются намеки на скрытые желания.

Исследователи сходятся в том, что до встречи с Галой (Елены Дьяконовой), Дали оставался девственником. Гала до встречи с Сальвадором была замужем, что не мешало ей иметь обширную коллекцию любовников. Искусствовед Джон Ричардсон писал: «Достаточно с ней познакомиться, чтобы начать её ненавидеть».
На первой встречи с Галой, Сальвадор спросил, чего она от него хочет. Елена ответила: «Я хочу, чтобы вы меня убили». Дали сразу её полюбил, окончательно и бесповоротно.
Как и многие онанисты, Дали получал сексуальное удовлетворение, наблюдая, как другие занимаются сексом или мастурбируют. Он подглядывал даже за собственной женой, когда та принимала ванну. Одна из его картин так и называется - «Вуайерист» (подглядывающий).
Дали каждую неделю устраивал у себя дома оргии. Но сам художник не принимал в них участия, довольствуясь ролью зрителя. Арт-критик Брайан Сьюэлл рассказывал, что Дали попросил его снять штаны и мастурбировать, лёжа под статуей Иисуса Христа, которая стояла в саду живописца. Дали обращался с подобными странными просьбами ко многим своим гостям.
Знаменитый писатель Оруэлл отмечал ярко выраженную некрофилию (влечение к трупам) и копрофагию (тяга к экскрементам), присутствующую в полотнах Дали. Одной из самых известных работ подобного рода считается «Мрачная игра», написанная в 1929-м году — в нижней части шедевра изображён испачканный фекалиями мужчина. Подобные детали есть и в более поздних творениях Дали.

«Главное — пусть говорят!», говорил Дали и всячески поощрял интерес к своей персоне. Можно спорить о том, гениален ли он, как художник, но бесспорно одно - Дали был гением саморекламы. Он раздавал бесчисленные интервью, в которых безудержно расхваливал свой талант. Огромными тиражами расходились его книги о самом себе.
«Трудно привлечь к себе внимание даже ненадолго. А я предавался этому занятию всякий день и час. У меня был девиз: главное — пусть о Дали говорят. На худой конец - пусть говорят хорошо».
И Дали делал всё, чтоб о нем говорили. В Риме, в парке княгини Паллавичини, освещенном факелами, он появился из кубического яйца и произнес речь по латыни. В Нью-Йорке ему нужно было прочесть лекцию. Он пришел в аудиторию в костюме цвета морской волны и в водолазном шлеме. «Так будет удобнее опускаться в глубины подсознания», сказал Дали. В  парижском Hotel Meurice для него резервировали целый этаж, потому что он любил ездить по коридорам на велосипеде.
В поисках вдохновения, Дали потребовал доставить в отель стадо коз, по которым стрелял холостыми патронами. На балконе своего роскошного номера, Дали приказал поставить бочки с гудроном, куда окунал головы манекенов, держа их за веревки.
«Просыпаясь каждое утро, я испытываю огромное удовольствие от того, что я — Сальвадор Дали, и я спрашиваю себя, что бы это мне сегодня такое чудесное совершить?»
Художник привлекал к себе внимание не только необычным поведением, но и своими странными высказываниями: «Страдая, я развлекаюсь. Это мой давний обычай». Все это можно было бы воспринимать как шутку. Но его выходки не всегда вызывали улыбку. Иногда он не знал чувства меры.
Смерть любимой матери была для него сильным ударом, но это не помешало ему через некоторое время выставить картину «Святое сердце», где был нарисован силуэт Мадонны, а вокруг грубо нацарапано: «Иногда мне нравится плевать на портрет моей матери». Посетители выставки были потрясены. Возмущенный отец запретил Сальвадору Дали возвращаться домой.
Но разрыв отношений с родными не повлиял на художника. Шокировать во что бы то ни стало — таков был его принцип.

В 1940 году Дали уехал в Америку. В США он начал с того, что камнем разбил витрину роскошного магазина «Тиффани». После этого Дали предложил хозяину магазина свои услуги по новому оформлению витрины. Тот согласился. Художник установил туда ванну с красным вином и посадил в нее живую красотку с изумрудным перстнем на пальце. И народ повалил в магазин!
В Америке, Дали работал как ювелир, дизайнер, иллюстратор, декоратор, фоторепортер, писал портреты, выпускал газету «Дали Ньюс». Его имя превратилось в мощный брэнд. Появились колготки и духи «от Дали». Фрагменты его картин можно было увидеть на мебельных гарнитурах и галстуках. Он стал мультимиллионером. Американцы признали в нем гения.
Между тем, сам Дали был предельно циничен: «Наше время — эра кретинов, эпоха потребления, и я был бы последним идиотом, если бы не вытряс из кретинов этой эпохи все, что только можно».

Художник не скрывал, что любит деньги. Ему нравилось выставлять напоказ то, чем он обладает. В Испании, в родной Фигейрас он въехал на белом кабриолете, чтобы продемонстрировать отцу, каким он стал знаменитым и богатым. «Богатеть не унизительно, унизительно умереть под забором», — говорил художник.
В погоне за деньгами Дали не знал преград. Он продавал чистые листы со своей подписью по 10$ штука. Тут же возникло множество подделок. В 1972 году на французской границе был задержан грузовик, контрабандно перевозивший 40000 листов с "подписью" Сальвадора Дали.

Психологи, искусствоведы, философы пытались найти скрытый смысл в его работах. Дали шутил: «Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключен в моей картине. Не подумайте, однако, что она лишена смысла! Просто он так глубок, так сложен, ненарочит и прихотлив, что ускользает от обычного логического восприятия». 
Художник просто издевался над публикой. Он не считал, что искусство должно служить какой-то высшей цели: «Искусство ни зачем не нужно. Меня притягивают бесполезные вещи. И чем никчемнее, тем лучше». Он часто менял названия к своим картинам, как бы подчеркивая, что изображенное можно понять и так, и этак...
К своим поклонникам он относился иронически: «Музей - цитадель кретинизации. Посетители мечутся, картины висят, таблички перепутаны, искусствоведы что-то там исследуют, психоаналитики выясняют, когда я был на пределе помешательства, а когда за гранью... Обворожительное зрелище!»

В своих дневниках Дали без конца повторяет: «Я гений, я гений! Посмотрите, я гений!». У него есть и вполне реалистичные работы — «Ваза с васильками», «Женщина, стоящая у окна», «Лицо войны». Серьезные исследователи склоняются к мысли, что остальные картины Дали, на которых изображены странные люди, животные и предметы в непонятном антураже - это остроумная шутка, за которой не стоит сколько-нибудь глубокого содержания. Дали вовсе не был одержим манией величия, это «прикол», для будущих исследователей его творчества.
Сам Дали откровенно сказал: «Живопись и Дали не одно и то же,  как художник, я не переоцениваю себя. Просто другие так плохи, что я оказался лучше».

Он называл себя то анархистом, то монархистом, то атеистом, то правоверным католиком. Он защищал инквизицию и заявлял о своей любви к Ленину. Любую идею доводил до абсурда. У него была страсть выворачивать все наизнанку.
Удивительно, но современники не замечали иронии и серьезно воспринимали всё, что говорил и делал Дали. А он шокировал общество. Другие художники утверждали, что деньги не самое главное в жизни, главное – искусство. А  Дали усмехался и говорил, что занимается искусством из-за денег.

Даже самый законченный лгун и притворщик перестает притворяться, когда остается один. Когда на нас никто не смотрит, мы раскрываемся, ведем себя естественно. Возможно, в тишине и в одиночестве, за дверью своего кабинета, Сальвадор Дали был не таким, каким стремился показаться всем вокруг. Но этого никто не видел.
«Каков я на самом деле, знают считанные единицы»,  говорил Дали.

Один из его любимых образов — мягкие часы, растекающееся время. «Ну выйдет человечество в космос — и что? Зачем ему космос, когда не дано вечности?», говорил Дали. Сам он не хотел, чтоб с течением времени о нем позабыли. И решил сотворить иллюзию вечности - построил в Фигеросе здание причудливой архитектуры «Театр-музей Дали», наполнил его своими картинами и скульптурами и завещал похоронить себя в этом музее, предварительно забальзамировав.

В этом странном здании, снаружи украшенном огромными белоснежными яйцами, и прошли его последние годы. В 1980-й году престарелого Дали разбил паралич. Он стал срываться по любому поводу, его бесило, что Гала тратит деньги гениального мужа на молодых любовников, дарит им его шедевры. Чтобы успокоить Сальвадора, Гала давала ему седативные препараты, которые нанесли психике гения непоправимый ущерб.

10 июня 1982-го года, Гала скончалась в одной из больниц Барселоны, в возрасте 87 лет. Дали приказал одеть труп Галы и усадить на заднее сиденье «Кадиллака». Рядом расположилась медсестра, поддерживающая тело. Покойную доставили в Пуболь, забальзамировали, одели в её любимое красное платье от Dior и похоронили в склепе замка. Безутешный Дали провёл несколько ночей перед могилой Галы, он не мог представить себе, как будет без неё жить.
Смерть Галы разбила его окончательно. Дали кормили через трубочку. Он не мог говорить, постоянно рыдал и часами издавал животные звуки. Человек, который всю жизнь прожил в свое удовольствие, в конце жизни мучился и мучил других, швырял в сиделок тарелками, изводил их капризами.
В этот период Дали остался один. Не было рядом ни одного родного человека. Отец уже умер, с сестрой он давно перестал общаться, детей у него не было, настоящих друзей тоже. И виноват в этом был сам Дали, который всю жизнь вел себя слишком эгоистично.
В детстве, Дали начитался атеистических книжек, и долгое время был безбожником. Но еще 23 ноября 1949 года, художник встретился с Папой Римским Пием XII на аудиенции в Ватикане, и объявил себя христианином, к несказанной радости своего отца, умирающего от рака.

За три дня до своей смерти, Сальвадор Дали пригласил приходского священника со Святыми Дарами, исповедался и причастился. В приступе раскаяния он воскликнул: «Господи! Как Ты допустил меня...». Дали умер на 85-м году жизни, держа за руку старого слугу Артура Каминаду. Последними словами Сальвадоре Дали были: «Я хочу домой».

У художника есть картина «Исчезающий образ» - силуэт человека, который растворяется в воздухе. Дали похож на этот странный образ. Он Чеширский Кот, который исчез, оставив в воздухе свою улыбку...


Рецензии
Сегодня жена попросила меня нарисовать в подарок сотруднице на день Рождения копию одной из моих акварелей, но я нарисовал копию акварели Сальвадора Дали "Сальвадор Дали, Цветы, 1948." Я как-раз в 1948 году родился. Удивительно тонкая и по рисунку и по цвету акварель. Конечно копию акварели невозможно сделать. Штрихи и линии акварели выполняются на раз и стереть их невозможно. Я просто сделал импровизацию с композицией цветов, но сохранил, как смог пропорции и примерно цвета. Я тоже двигал кисточкой случайно по своему и в конце даже не смотрел на оригинал. Но эта акварель, которую я начал копировать после обеда при дневном свете, а закончил только что, раскрыла мне удивительно тонкую и простую душу этого человека, он прекрасно рисовал и делать свои сюрреалистические картины ему было очень легко.
Акварели могут рисовать далеко не каждые художники. Нас в институте учили на живописи только работе кроющими красками, это проще в десятки раз. Я хоть всю жизнь работаю архитектором, но рисую постоянно. Тамбовские художники признают меня за своего и считают лучшим портретистом Тамбова. Полез в интернет поискать поподробнее про Дали и нашёл Вашу публикацию! Спасибо Вам, Александр! В Википедии написано меньше!
·

Сергей Чибисов   20.12.2020 19:40     Заявить о нарушении