От АКМ к AR 15

Стрелок ренегат.

Какой Русский мужчина не любит автомат Калашникова? Таких я не встречал. Любят и нахваливают. Надёжный, мощный, родной... В годы тревожной молодости, служа в Советской Армии, мой АК (даже серийный номер помню) постоянно болтался или на груди или за плечами. Рота РЭЗМ стреляла 3 а то и 4 раза в неделю. Потеря слуха, проявившаяся вовсю к старости в немалой степени обязна своему существованию еженедельной акустической атаке автоматных выстрелов на мои барабанные перепонки.

С другой стороны - ну с чем мы могли сравнить продукт Калашникова? Разве в кино посмотреть что ещё сушествует в мире автоматического оружия. Помнится меня очень удивляли зелёные приклады автоматов вооружённых сил Великобритании... Пропорции выглядели странно для наточенного на АКМ глаза. Американские винтовки казались слишком длинными... потом эта дурацкая ручка наверху...

Обладать "Калашом" особенно его десантным вариантом, со складывающемся книзу прикладом - была недостижимой мечтой Российских мужчин.

После переезда в США, при свободном доступе к оружию, "сухой" период моей жизни стрелка закончился. Год за годом, при наличии денег, в сейфе появлялись один за другим те или иные образцы стрелкового вооружения. АКМ - был приобретён одним из первых. Именно такой, десантный. С Югославской пластиковой гарнитурой, он выглядел внушительно и успокоительно. Как говорил один из моих старых друзей: "Бэрэш в рукы - маеш Вэшщь". При наличии членства в стрелковом клубе не раз и не десять "Выводил" я свой АКМС на стрельбы.

Потихоньку начали проявляться слабые стороны автомата. При том, что поразить грудную мишень на 100 и 200 метрах в общем то несложно, с родным железным прицелом крайне сложно вести более деликатную стрельбу, пули рассеивались статистически но не чересчур кучно. Стрельба на 300 метров с родным прицелом уже проблематична. Вовсе не факт что 10 раз из 10 поразишь мишень метр на метр, а грудную мишень и того труднее. Калашников конструкционно не предусматривал установку оптического или коллиматорного прицела.

Уже позже (много лет после моей срочной службы) некоторые производители начали устанавливать боковой кронштейн для оптики. Но ось прицела и ось ствола не совпадали, и при стрельбе на более или менее значительное расстояние, приходилось вводить поправку "на глаз". В начале 2000х я приобрёл Румынскую снайперскую винтовку ПСЛ, которая представляет собой вытянутый АКМ замаскированный под СВД. При стрельбе на 600 метров таковая поправка составляла около 2 метров!!!!!

Я пробовал различные продукты для исправления этого врождённого порока АКМ, лучшим конечно стала Ствольная коробка от Texas Weapons Systems с интегрированной планкой Пикатинни (1913). Но даже и с ней результаты оставляли неудовлетворённость... Все эти примочки чувствовались этаким протезом... чем то неродным, и истинно аккуратной стрельбы не получалось.

С возрастом так же начали набивать оскомину такие вещи как вес Калашникова и грубость родного прицела. Старые руки уже с трудом управляли оружием, а спина ныла, если долго приходилось носить автомат и снаряженные магазины через плечо.

В общем к 60 годам я созрел на АР 15 - гражданский вариант М 16. Не раз на многочисленных "ган шоу" (выставках  - продаж оружия) я примерялся к ним. Во времена Буша Младшего на Президентсtве дизайнерская мысль инженеров  АР 15 расцвела пышным цветом.

На рынке появились тысячи разновидностей этой винтовки. Сама платформа усовершенствовалась гигантскими шагами. Появились складные (Вдоль и поперёк) приклады которые можно было регулировать и по длине, полимер начал занимать полноправное место в изготовлении деталей оружия. Эволюционировал "обвес". Производители экспериментировали с авиационным алюминием, пришёл и ушёл "квадрэйл"- мощная платформа кастомизации оружия. На глазах винтовка АР 15 уменьшалась в размерах и "худела" становясь при этом всё дружественнее стрелку.

Если у вас плохой правый глаз - можно купить винтовку, переделанную для стрельбы от левого плеча, или полностью "амбидестровую" которую можно использовать от любого плеча. Фиксированные прицелы стали исчезать, оставаясь лишь на самых дешёвых моделях. Планка 1913 по всей длине оружия позволяет использовать съёмные оптические, коллиматорные, лазерные или открытые железные прицелы с высокой способностью к настройке.

Свободно плавающий ствол из категории штучного оружия незаметно мигрировал в самые нижние ценовые группы.

А самое интересное произошло с ценами. Пик цен на полуавтоматическое оружие произведённое в США пришёлся, если я не ошибаюсь на 2007-2009 год. По результатам выборов Барака Обамы в президенты США все бросились покупать оружие и внезапно на рынке образовался дефицит

Цены удвоились за несколько месяцев. В образовавшийся вакуум бросились ну буквально все. На рынке появлялись всё новые и новые производители. К концу президентства Обамы и после выборов Трампа (Республиканцы традиционно дружественны производителям оружия) вдруг всем стало ясно что никто не запретит продажи полуавтоматического оружия, и цены рухнули так же быстро как они ранее росли, причём рухнули на две трети если не больше. Бесплатно конечно никто оружие не отдавал, но я лично видел абсолютно новую  АР 15 по цене 399 долларов за штуку.

Вот тут то я и "подсуетился". Один из небольших производителей буквально "избавлялся" от своей продукции. Внимательно изучив продукт, я не мог поверить своим глазам. Эта АР 15 обладала всем, что мне было нужно.  KeyMod алюминиeвая фурнитура, высокоэргономичный приклад, полноавтоматическая затворная группа (никель борон), кастомизированная группа курка, свободно плавающий ствол, карабинный безпоршневой (direct impingement) отвод газов. Производитель даже предоставлял гарантию, что на расстоянии 100 метров, группы попаданий будут в пределах 2 см (Sub MOA). И всё это за половину цены от стоимости среднего Калашникова.

Я сдался. Винтовка весила меньше двух третей моего АКМС.


Установив на свой АР 15 недорогой оптический прицел я отправился на стрельбище. Должен сказать, что я никогда раньше не стрелял из АР 15 и волновался... И зря. Потратив патронов 20 на пристрелку (ноль на 50 метров) я быстро перешёл на 100 метровый рубеж. Стрельба из АР 15 легче чем из АК. Я никогда не знал раньше, что при стрельбе, затворная группа АР 15 отскакивает внутрь приклада, чем компенсирует отдачу. Отдача несравненно мягче чем у АК, и растянута во времени. Вместо резкого тычка в плечо ощущаешь почти массажное прикосновение, где за короткий момент выстрела регистрируется постепенное увеличение давления с последуюшим его ослаблением. Поскольку ствол длиннее звук выстрела менее травматичен (хотя весьма громок). Необычным является звон пружины возле уха после выстрела, это пружина балансира ловит затворную группу и затем, возвращает её на место.

Претензии по гарантии предъявлять не пришлось. Пули ложатся близко друг к другу, образуя плотные группы. Наклеив на мишень несколько ярких визуальных центров, отстреливаешь каждую в отдельности. Без сюрпризов. Если первая группа, с холодным стволом даёт бОльший разброс, последующие группы идентичны друг другу.

Перейдя на 200 метров стрелял уже по гонгу а не по бумажной мишени. Маленький гонг примерно 10 сантиметров в диаметре. Все выстрелы попали в мишень, о чём звонкое "Бэнг" извещало меня после каждого нажатия курка.

При всем моей любви к продуктам конструкторского бюро Калашникова (а их у меня несколько) АР 15 видимо станет моим ружьём #2. Моё ружьё   #1 - это карабин Беретта Сторм под пистолетный патрон Люгер 9мм. О нём я напишу как небудь в следующий раз.

Я внимательно и с интересом слежу в Интернет за продукцией Концерна Калашников. Последние два года, особенно после смерти генерального Конструктора, виден резкий технологический рывок. Видно что сегодняшние конструктора внимательно изучают мировой опыт производства оружия и отходят от догм СССР (и постсоветского периода). Есть интересные модели. Тут и там видны "уши" Heckler and Koch, FN, SIG, Израильские наработки по Galil, но я считаю это нормальным. Перемелется - мука будет. Рано или поздно появится Калашников приятный глазу и удобный в обращении. Если ещё и цена будет приемлемой, вернусь снова к отечественной марке.


Виктор Урусов



Оct 23 2017


Рецензии