Когнитивные теории эмоций

     К числу   когнитивных теорий  эмоций относятся  «теория Я»  и теории, рассматривающие разум как причину или компонент эмоции.
Центральной  переменной в «теории Я» является Я-концепция – восприятие индивидом самого себя и его размышления по поводу своего «Я». 

     Чем больше восприятие или познание связаны с ядром личности, тем в большей степени они включают в себя  чувства или эмоции.
     Если  Я-концепция подвергается критике, то  индивид склонен к страху или к принятию оборонительной позиции.  Если  Я-концепция  одобряется, то  индивид испытывает интерес или радость.

     В «Теории Я» для понимания индивида необходимо   изучение  «чувственного содержания».  Это  особенно важно для психотерапевтов.
Этот   принцип используется в  современной психотерапии: в группах психологического тренинга, группах знакомств, в гештальттерапии.

     Современные  теории рассматривают эмоцию  как  комплекс ответов, обусловленных когнитивными процессами: 
- человек – рациональное существо;
- рациональное по своей сущности хорошо, а эмоциональное – плохо;
- когнитивные процессы должны использоваться как фактор, контролирующий и замещающий эмоции.
     Теория  Арнолд является одной  из наиболее разработанных теорий эмоций и личности. Эмоция  возникает как результат последовательности событий, описываемых при помощи понятий восприятия и оценки.

     Арнолд использовала термин восприятие в значении «простого понимания объекта». Необходимо  знать, что из себя представляет данный объект вне зависимости от того, как он влияет на воспринимающего.
    Объект должен быть воспринят и оценен до того, как эмоция возникнет.  Эмоции возникают в  ответ на оценку объекта как нерациональное принятие или отвержение.

     «Последовательность восприятие – оценка – эмоция настолько жестка, что наш повседневный опыт не располагает строго объективным знанием вещей; это всегда либо знание и принятие, либо знание и неприязнь... Интуитивная оценка ситуации побуждает действие, что ощущается как эмоция, выражается в различных телесных изменениях и обычно может вести к внешнему действию» (Арнолд).

     Арнолд обосновала  различие между эмоцией и мотивом. Эмоция – это чувственно-действенная тенденция.  Мотив  – это действенный импульс плюс разум. Отсюда следует, что  мотивированное действие является функцией и эмоцией и когнитивных процессов.

     Шехтер и его соавторы обосновали эмоции как интерпретацию физиологического возбуждения.  Они предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки.
     Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение.  Индивид  оценивает ситуацию, которая это возбуждение вызвала.
Тип или качество эмоции зависит не от ощущения, которое возникло  при физиологическом возбуждении. Роль играет то обстоятельство,  как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит.

    Оценка («узнавание или определение») ситуации дает возможность индивиду испытать радость или гнев, страх или отвращение, а также любую  другую подходящую  к ситуации эмоцию.

     По мнению Шехтера, подобное  физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или как гнев в  зависимости от трактовки ситуации. Мандлер предложил похожее рассмотрение эмоциональной активности.

     Лазарус и его сторонники представили теоретическую конструкцию, в которой каждая эмоция служит  комплексным ответом, составленным из трех различных подсистем. Активации  или причины эмоции соответствуют  принятым в классической психоаналитической теории Фрейда и идентичны схеме, предложенной Арнолд.

     Первый компонент системы эмоционального ответа состоит из сигнальных переменных или стимульных свойств.

     Второй компонент – оценивающая подсистема. Она определена как функция мозговых процессов, с помощью которых индивид оценивает стимульную ситуацию.

     Третий компонент системы эмоционального ответа включает три типа категорий ответа: когнитивный, экспрессивный и инструментальный. Лазарус и его сотрудники определяют первый из них (когнитивные реакции) как синоним того, что обычно описывается как механизмы защиты, такие как подавление, отказ, проекция.

     Экспрессивные ответы включают мимические выражения, которые рассматриваются как поведение, без  определенной цели.

     Третий тип ответа – инструментальная реакция –  может относиться к одной из трех категорий: символам, средствам и обычаям. Функция символов – сигнализировать о наличии некоторого аффекта, когда нет других форм коммуникации.

     Символы могут маскировать нежелательный аффект. Средства – сложные целенаправленные инструментальные действия, такие, как агрессия и избегание. Обычаи – культурально обусловленные средства:  траур или способы ухаживания.


Рецензии