Ради чего создавалась школа?

Кризис школьного образования вынуждает нас вспомнить изначальные цели, которые планировалось достичь с помощью образования. Для чего множество поколений боролось за доступное, всеобщее образование? Для чего нужно было делать его обязательным?

Прежде всего, это было необходимо для просвещения людей, для борьбы с невежеством. Целью школы было воспитание образованных людей, с которыми можно построить гармоничное, мирное, гуманное общество, с которыми можно договариваться, достигать общих целей, сотрудничать на разумных началах, а не разговаривать на языке силы.

Но постепенно получилось так, что школа сместила акцент на научно-познавательное развитие детей. Она стала кузницей кадров, специалистов для народного хозяйства (неважно капиталистического или социалистического строя). Стали говорить: «Школа должна давать хорошие знания», а развитие личности – это дело рук самого утопающего. Как говорится, начали за здравие, кончили за упокой.

Конечно, люди должны быть практичными, получать профессиональное образование, но это не цель школы! Задача школы – дать обществу адекватных, здоровых, коммуникабельных людей, осознающих себя частью общества, мира, понимающих роль человека на Земле, желающих трудиться во благо мира.

Научные знания не смогут изменить психологию людей. Наука лишь отражает состояние развития общества, сознания множества людей. Но если говорить об индивидуальном развитии, мы можем наблюдать большой разброс: от очень развитых индивидов до невменяемых, от здоровых и гармоничных личностей до неуравновешенных психов. Почему так происходит? Можно ли получить какого-то усредненного «совершенного» человека с помощью науки и образования?

Невозможно сделать «совершенство» из отдельно взятого, конкретного человека. Потому что человек неотделим от общества, от мира. Даже не в социальном плане, а в психологическом, историческом, генетическом плане он неразрывно связан со всем человечеством, со всеми живыми существами на Земле.

И главная задача современной школы состоит в том, чтобы каждый ребенок осознал эту глубинную связь, это внутреннее единство с миром, а значит, и личную ответственность за жизнь, за мир.

Развитый человек очень хорошо осознаёт эту связь. Именно поэтому он стремится не только к личному счастью и совершенству, но и к совершенству общества и мира в целом. Потому что эти вещи для него неразделимы. Не может развитый человек быть счастлив, когда несчастны другие.

Такой человек не только занят саморазвитием, но и активно делится своими знаниями, опытом, своими мыслями и чувствами, развивая науку. Он делает это и для себя, и для общества. И только когда все люди станут жить по такому принципу, мы сможем построить гармоничное, счастливое общество совершенных людей.


Рецензии