Друзья - мужчины

 Чаплыгина Галина Федоровна.

Друзья - мужчины.


Почему-то принято считать, что между мужчиной и женщиной могут быть только или любовные, или товарищеские отношения. Вопрос же о ДРУЖБЕ для многих является спорным. Для меня же совершенно ясно, что дружба, конечно, может быть, только с различными оттенками. Приведу примеры из собственной жизни.

Пример первый.
Мы учились на одном курсе института, и даже в одной группе и по одной специализации. Он был очень веселым, доброжелательным, общительным и большим юмористом. Поэтому в компании с ним всегда было очень весело.
Где-то на 2-ом или 3-м курсе все стали говорить, что он влюблен в девушку из нашей же группы, а потом ее подруга как-то рассказала мне, что у них довольно серьезные отношения, «осталось только расписаться». Но к 5-му курсу дело почему-то разладилось. И он стал довольно много внимания уделять мне.

Он мне очень нравился как товарищ и друг, а его юмор заставлял меня постоянно смеяться (я тогда была вообще хохотушка). Вспоминаю, что однажды нас несколько человек были у него дома в гостях, и его мама, очень добрая маленькая женщина, как-то особенно приглядывалась ко мне, пыталась завести разговор, его младший брат тоже как-то особенно хорошо ко мне относился. Мне было даже неудобно, так как я не могла ответить тем же. К тому же, я почему-то всегда помнила, что свою первую любовь он уже отдал другой, и мне казалось, что он будет любить ее всегда.

Впрочем, я тоже была влюблена в другого – юного мальчика из другого города, переписывалась с ним два года и собиралась выйти за него замуж. Однако, этого тоже не случилось, по ряду обстоятельств, о чем я почти не жалела.

Потом началась взрослая трудовая жизнь; у меня была любовь и роман с вполне взрослым мужчиной, который казался мне добрым, умным и идеальным, но связать свою судьбу с которым я, к сожалению, не смогла.

Потом в моей жизни начался трудный период одиночества. И вот тут-то и пригодился мне мой друг, который остался мне верен и всячески старался меня поддержать. Мы ходили вдвоем в пирожковую («за компанию») в обеденный перерыв, и за это я была ему благодарна. Он приглашал меня в кино, и я с благодарностью принимала эти приглашения. Если мы с подружкой ехали в гости на дачу к одному из сокурсников, то друг конечно тоже был там. Если однокурсники приезжали ко мне в Гатчину (я жила «загородом»), чтобы погулять в парке, друг всегда тоже был там. Постоянное присутствие, но без навязчивости – конечно, это мне нравилось, и конечно я это принимала.

Плотом мы оказались вдвоем в Доме отдыха под Ленинградом (Кипень). Это оказалось для меня неожиданностью. Я доставала путевку через местком и не знала, что он тоже взял путевку туда же и на тот же срок. Дело было зимой, по-моему, в январе (летом ведь мы выезжали «в поле»), Дом отдыха находился в стороне от поселков и окружен был лесом. Зима выдалась снежная, и все деревья были укутаны снегом. Дом отдыха был небольшой, народу немного, лес и тишина, лыжи днем и танцы под радиолу вечером – вот и все развлечения. Впрочем, мне и на танцы не хотелось. И я пристроилась к небольшой группе из 3-4-х человек, увлекающихся настольным теннисом, для него был поставлен стол на застекленной веранде.

Мой друг не играл с нами. Но он приглашал меня на прогулки по заснеженным дорожкам и однажды решился меня поцеловать. Это была уже вторая попытка с его стороны.
Первая была двумя или тремя годами раньше, когда он однажды, без всякой прелюдии, без слов, вдруг начал страстно целовать меня горячими влажными поцелуями. Это привело меня в шок, я ушла от него явно рассерженная, и он больше не делал подобных попыток.
На этот раз, в Доме отдыха, он поцеловал меня осторожно, бережно, как бы спрашивая «Можно?». Я не противилась, но и никак не ответила на поцелуй. Наверное, он ждал ответного чувства и влечения, но у меня их не было. Так что мы по-прежнему оставались только друзьями.

Через год в нашем месткоме появились туристические путевки в Румынию, опять зимой, в январе. И я смогла купить себе такую путевку (ее стоимость была приблизительно равна моей месячной зарплате). Я как раз только что сшила себе (в ателье) новое зимнее пальто и элегантный костюмчик, так что не стыдно было «выйти в свет». Я с нетерпением ждала отъезда, ожидая от этой поездки новых впечатлений и новых знакомств.

Но тут выяснилось, что мой друг тоже едет! Я была очень не довольна, так как его присутствие сковывало меня, я уже не могла бы чувствовать себя совершенно свободной. Поэтому, когда он предложил мне перейти в его вагон, и даже в его купе (он уже обо всем договорился с проводниками), я наотрез отказалась, тем более, что я уже познакомилась и подружилась с девушками своего купе. В результате мы оказались в разных группах и на разных маршрутах, так что больше в этой поездке мы и не встречались.

Вот так и получилось, что я с удовольствием принимала его дружбу (кино, кофе, прогулки), но «шарахалась» от более интимных отношений. Впрочем, официальных предложений «руки и сердца» с его стороны тоже не было. Хотя на моей «отвальной» из Ленинграда в Сталинабад, куда я уезжала на совсем (и с будущим мужем), он сидел за столом и тихонечко повторял: «Галя, не надо…». 

Брак-дружба.
Когда я встретилась и познакомилась со своим будущим мужем, все было иначе. Чуть ли не с первой встречи он «известил» меня, что он намерен (хочет) жениться. Он нравился мне, и я хотела выйти за него замуж, хотя любви, как таковой, не было. И мы поженились. Вот тут начинается у меня период брака-дружбы. Это второй пример (тип) дружбы женщины и мужчины, когда обоих устраивают основные черты характера и внешности партнеров, и отношения устанавливаются ровные и дружественные. Я думаю, что именно такие браки – самые счастливые. До поры – до времени. Пока к одному из партнеров вдруг не приходит эта «злодейка»-любовь, и тогда семья разваливается. Наша с мужем семья тоже развалилась, после 11-ти лет брака. Но виновата в этом не я. И даже развод в этих случаях не является трагедией.
Много позже, уже в вполне «зрелом» возрасте, судьба подарила мне еще две дружбы с мужчинами, практически в одно и то же время.

Одна дружба – с бывшим одноклассником. В школе он был самым скромным и стеснительным (закомплексованным) мальчиком, хотя уже тогда считался начитанным и умным. Однако, в студенческий период стал смелее и был постоянным членом компании бывших одноклассников, которые поддерживали и продолжали школьную дружбу.

Спустя же 10 лет, он стал инициатором регулярных встреч этой группы: ежегодно 25 июня они отмечали день окончания школы, по-прежнему в Гатчинском парке. И как истинный благородный рыцарь, он всегда приносил бутылку хорошего коньяка, маленькие серебряные (!) рюмочки и большую коробку конфет. Этим он как бы задавал тон и «правил бал», причем, неукоснительно требовал, чтобы никакие погодные (и прочие) условия не отражались на проведении встреч.

Группа была небольшая, из мужчин он один. Я подозреваю, что для него главной в этой встрече была Таня, в которую он был давно и безнадежно влюблен, оба были давно семейные, но для него такая встреча была единственным шансом хоть когда-то ее увидеть.
Я примкнула к этой группе много лет спустя, когда меня «потянуло в прошлое» (ностальгия).

Сначала я стала с ним переписываться. Мы оба были уже на пенсии, правда, он лишь недавно. И он оказался тем человеком, которому не лень было заниматься печатанием на старой машинке моих первых стихов (я начала их писать в 64 года), а затем и всей последующей лирики и мемуарной прозы. Для меня же это был единственный способ хоть где-то печататься.

 Мы не только переписывались, но иногда и встречались. Так раза три он приглашал меня к себе домой. При этом мы обменивались рукописями и печатной «продукцией», беседовали, пили чай. И я была совершенно очарована его гостеприимством. Он очень трогательно сам готовил какие-то необыкновенные, особые «сэндвичи», угощал вином. Встречи были очень теплыми. Либо мы встречались в парке, гуляли. Или он просто встречал меня на Балтийском вокзале, куда я приезжала из Лигова. Он всегда был очень доброжелателен, галантен, провожал до вагона, при прощании целовал ручку. И каждый раз дарил шоколадку. В общем, как истинный кавалер.

К моей «литературной» деятельности он относился очень хорошо. С радостью встречал каждый мой новый опус, уговаривал писать еще и еще. Я думала, что все это он делает от скуки.
Это был первый человек, которому я доверяла свои сокровенные стихи и мысли, с некоторыми из них я не рискнула бы познакомить других своих друзей-товарищей. Он был настолько тактичен, что я не боялась его реакции, не боялась, что он меня осудит.

Наша дружба длилась около 15 лет. Когда уже печатать больше было нечего, мы просто переписывались письмами. Я постоянно чувствовала его интерес ко мне, моему самочувствию, моему настроению. Он поздравлял меня с каждым праздником, и я отвечала ему тем же.
Но это не более, чем дружба. Поначалу он даже рассмешил меня своей щепетильностью: при наших встречах он боялся сидеть близко ко мне, а при прощениях боялся, как бы я не вздумала в благодарность его поцеловать. Но я и не думала об этом! При всех его хороших качествах, я вижу в нем и чуждые для меня стороны его характера. Мне нравятся его фанатичная честность и добросовестность, любовь к поэзии и природе, а также все его рыцарские замашки. Но не нравятся предельный педантизм и огромный пессимизм. И я в него никогда не была влюблена.

Но я очень рада, что у меня есть такой друг!

Другая дружба этого же периода моей жизни является самой романтичной моей дружбой с мужчиной. И тому есть свои причины.

Дело в том, что мы тоже учились на одном курсе, и где-то на 1-2 курсе я была в него влюблена. Он догадывался об этом (видимо, я выдала себя в лыжном походе), но объяснения у нас не произошло. Я была слишком робкой, чтобы начать разговор самой, а он – у него, наверное, уже была любовь к девушке, которая впоследствии станет его женой. До конца нашей совместной учебы мы с ним оставались товарищами. Затем жизнь развела нас совсем, у обоих были семьи, дети.

Примерно через 10 лет после окончания учебы большая группа моих сокурсников собралась в одной из квартир, чтобы отметить наш профессиональный праздник и юбилей. Судя по сохранившейся фотографии, на мне было мое любимое кружевное бледно-сиреневое платье, и выглядела я весьма не плохо. Возможно, именно поэтому он вдруг проявил ко мне значительный интерес: отвел в сторону, усадил напротив себя и стал расспрашивать, где и как я жила эти годы. Я, как всегда, когда говорила с ним, засмущалась и не сумела «выстроить» интересный рассказ. Но его внимание очень меня обрадовало и тронуло.

Шли годы, десятилетия, были новые встречи на новых юбилеях. И я поняла, что он по-прежнему мне нравится больше, чем товарищ. Он тоже был очень внимателен ко мне. Он мог при всех демонстративно поцеловать мне руку. Когда мы собирались у кого-то в гостях, в качестве приветствия он стал шутливо обнимать всех наших «девушек» (всем было уже за 50), но мне казалось, что меня – особенно нежно. И это тоже меня грело.

Теперь, практически в конце своей жизни, я, наконец, стала более раскованной и решительной. И я написала ему письмо. Нет, я не писала ему о любви. Я вспоминала наши студенческие годы и себя, в то студенческое время. Я рассуждала о счастье, о том, что для него нужны (как я теперь понимала) определенные предпосылки  - внешность, характер; что за счастье нужно бороться, не теряя времени и не откладывая «на потом», потом будет поздно; что для счастья нужно работать над собой, создавать себя как личность и т.д.

И он ответил мне прекрасным письмом! Он писал, что тоже с удовольствием «окунается» в прошлое, и что письма гораздо лучше «куцых»  телефонных разговоров. Между нами началась систематическая переписка (от 1-2-х до 5-ти писем в год). Всего за период с 1998 по 2012 гг. он написал мне 23 письма.

 Каждое его письмо было как «эссе на свободную тему» (его определение). И о нашем замечательном курсе, и о значении коллектива, и о выборе профессии, и о работе, и о даче, и о море, и о стихотворчестве, и о женщинах вообще и женской душе в частности, и даже о первой любви,  и т.д. и т.п. Тем для обсуждения оказалось очень много.
И для меня такое общение было несказанно важно: во-первых, я могла высказывать свои мысли, свои суждения; во-вторых, «слушать» его необычайно интересно. Причем, особенно ценно было то, что именно мне он излагал свои взгляды и теории. «Роскошь человеческого общения» - именно этого мне не хватало в тот период, когда уже нет коллег по работе, и в семье уже у каждого своя жизнь.
Причем выяснилось, что наши взгляды на многие вещи настолько близки, что мы понимаем друг друга с полуслова! О таком друге можно только мечтать!

Мы обменялись небольшими рукописными сборниками собственных стихов. В его сборнике было 42 страницы. Но там были его ранние стихи (конец школы и начало Университета). В дальнейшем он присылал мне свои стихи в письмах. А также подарил вышедшие из печати два сборника его стихов: 2008г. и 2014г.

А еще он дарил мне на дни рождения открытки со своими стихами,  посвященными мне (20006, 2008, 2017гг.).. Одна из них так подписана: «сокурсник, сокашник, единомышленник» (!!!). А еще он на мой день рождения  приезжал ко мне в гости, мы сидели на кухне и подолгу пили чай и разговаривали. Он дарил мне подарки, в том числе  прекрасный сборник «Нежные стихи»  (сборник любовной лирики от Державина и Пушкина до Симонова и Друниной), с прекрасными иллюстрациями. Я тоже дарила ему подарки на его день рождения.

А еще у нас были совместные дела: мы вдвоем готовили в встрече однокурсников стенд с фотографиями (я - фото, он - стихи к ним); мы составляли планы проведения встреч; он постоянно призывал всех писать мемуары, а я собирала их и готовила к опубликованию; он был первым в денежной поддержке для издания новой книжки с мемуарами однокурсников.

Эта дружба длится уже около 20 лет. И за это время он сумел подарить мне (и в письмах, и при встречах) много душевного тепла, больше, чем кто-либо другой. Иногда мне кажется, что это немножко больше, чем просто дружба. Однако это только дружба, «нежная дружба», как я ее называю. Я всегда знала, что ни я, ни он никогда не испортит ее другими отношениями.
 Я очень дорожу этой дружбой и боюсь ее спугнуть. И я счастлива, что она у меня есть!

Итак, да здравствует дружба! Она чище и выше любви. Что есть любовь? Яркое, но преходящее чувство, которое со временем затухает и переходит в привычку, обязанность, в лучшем случае в дружбу. Дружбе не страшны ни быт, способный убить любовь, ни болезнь, ни возраст. Она может быть очень-очень долгой.

 Да здравствует дружба!!!


Рецензии
Галина Фёдоровна, несколько раз уже читаю и не понимаю, почему нет отзывов.)
Прочитала у кого-то здесь на Проза.ру -
"теперь возник Принцип
распознать Писателя
НЕ комментировать его" ))

*
Хочу поделиться прочитанным.
Дружба - это энергетическое существо, которое будет жить лишь до тех пор, пока его питают добротой, сопереживанием и пониманием.
*
У мудреца спросили:
— Сколько видов дружбы существует?
— Четыре — ответил он. —
Есть друзья, как еда — каждый день ты нуждаешься в них.
Есть друзья, как лекарство, ищешь их, когда тебе плохо.
Есть друзья, как болезнь, они сами ищут тебя.
Но есть такие друзья, как воздух — их не видно, но они всегда с тобой.
*
С п а с и б о, что поделились своим видением.

Любушка 2   03.03.2018 17:36     Заявить о нарушении
Большое спасибо за отклик!
Я тоже удивлена молчанием читателей, думала, что буду, возможно, даже споры, а то и осуждения. Но нет, никто не отозвался. Надеюсь, что все-таки будут еще рецензии.

Мне они все четверо были очень нужны, каждый по-своему.

Галина Чаплыгина   03.03.2018 20:30   Заявить о нарушении