Рассказы моей мамы. Моя большая стирка

Моя большая стирка.

Я родилась почти 80 лет назад. Называю свой возраст для того, чтобы вы могли представить, как давно это было, и какая тогда была жизнь.
Жила в частном доме, с больной лежачей мамой, с дедушкой-бабушкой и психически ненормальной глухонемой младшей сестрой.

Я не помню тот возраст, когда стирка стала моей далеко не единственной обязанностью по дому. Мне кажется, что я стирала всегда, всю свою жизнь, с малых лет.

Учила меня стирать моя мама, лёжа:
«Сначала нужно намочить бельё в тазу, с хозяйственным мылом. Затем по дну таза разложить дорожкой стираемую вещь. Положить под неё левую ладошку, а правой - взять конец вещи, зажать кончик в кулачок и тереть ею по левой ладошке, передвигая по ней бельё.
Дойдя до конца, перевернуть бельё на обратную сторону и начать всё сначала.
Самые грязные места в кофточке – это воротник, манжеты и карманы. Их нужно стирать отдельно. Стирать нужно два раза, первую воду вылить, добавить чистую, и всё повторить».

Мама проверяла всегда, чисто ли я постирала,  – на свету, со всех сторон, рассматривая вещь.
Если её всё устраивало, я полоскала бельё в чистой холодной воде.
Отжимать большое бельё мне помогала бабушка.
Сестра мне не помогала, жестом показывая: «Тебе надо, ты и стирай!»
Вот я и стирала всё бельё на всех.

Зимой бабушка грела воду для стирки на плите, в баке.
Постиранное постельное бельё снова складывалось в тот же бак и кипятилось на огне. Я палочкой–лопаточкой (дед сделал) его помешивала, следила, чтобы оно не «убежало».
Потом мы с бабушкой вытаскивали горячее бельё в таз и полоскали.

Летом было лучше: во дворе стоял большой железный бак на ножках, с трубой и с печкой внизу. В печку через дверцу закладывали дрова. Сверху, под крышку, наливали воду, и бельё в баке кипятили. Высотой он был мне до плеч. За этим баком я бережно ухаживала: сливала воду, мыла, вытирала, сушила, берегла от ржавчины.

Не помню, в каком году мамина знакомая из другого города прислала нам стиральную машину. Это было круглое, на ножках, металлическое чудо!

Мама, лёжа, читала инструкцию, я нажимала кнопки, включала-выключала. Потом тёрла хозяйственное мыло. И – спасибо тебе, Боже! - мои руки не стирали, а только следили, чтобы бельё не выскочило из машинки, переворачивали его, вынимали и прокручивали через два валика отжима. Шланг внизу сливал воду. А я её только выносила.

Я ухаживала за машинкой, берегла её, и она прослужила нам много-много лет!
Спасибо умным людям, что придумали такую помощницу!

24.10.17


Рецензии
Рит, ты знаешь, я люблю полоскать,в холодной воде,в большом ее объеме. Я в Псковской часто стираю вручную, на природе. Вспомни Дон свой тихий. В Москве не познакомишься ни за стиркой, ни за водой. А где-то по-прежнему Мелеховы рядом)

Светлана Трихина   12.11.2017 09:53     Заявить о нарушении
Я тебе рассказывала, что у нас вода была по часам? Причём сначала холодная, потом горячая... Жили в коммуналке, у соседки двое детей, у меня дочка... Вода артезианская, ледяная, холоднее, чем в проруби... Я кипятила пелёнки в баке, а полоскать набирала ванну, надевала нитяные перчатки, сверху - резиновые, и полоскала... И всё равно, руки застудила, лечила потом суставы

Маргарита Морозова 3   12.11.2017 10:02   Заявить о нарушении
Ванну холодной воды, а соседке оставляла время, когда уже была горячая

Маргарита Морозова 3   12.11.2017 10:03   Заявить о нарушении
Я помню, Рита. Я же летом стираю, она не ледяная, и бельё у меня развевается на двух огромных веревках, натянутых между яблонями. Офигенно красиво, все со старыми принтами и вышивками и пахнет вохдухом.

Светлана Трихина   12.11.2017 13:24   Заявить о нарушении