Соловей и роза
– Кто тебе это сказал?
– Люди, зовущиеся обывателями.
– Тебя обманули.
***
Жили-были две сестры. Старшая – восемнадцатилетняя, полненькая, младшая – тринадцатилетняя, тонкая. Их лица с небольшими глазами походили внешне. Сёстры коротко стригли волосы и носили мальчишеские одежды. И вот однажды старшая сестра без памяти влюбилась в мальчика из молодёжной музыкальной группы.
Этот мальчик пришёл в дом своего друга. Друг тогда привёл двух девушек, вызвавших у парней головокружение. Одна – с пышными формами, густыми волосами, крупным носом, пухлыми губами и большими глазами навыкате. Другая – стройная, с тонкой длинной косой, узкими бескровными губами, удлинёнными к вискам глазами. Такие разные, девушки поражали не нашей, не русской красотой.
– Женщины в народе этих гюзелей созданы для того, чтобы нравиться мужчинам, – сказал друг мальчика.
Мальчику досталась узкоглазая красавица, его другу – с глазами навыкате. На другой день мальчик признался другу, что в его сердце живёт русская барышня, полненькая и стриженая.
– Ах, да, – вспомнил друг, – это та, которая думает, что детей находят в цветах.
Мальчик горестно вздохнул.
– Скажу тебе по секрету, – продолжил его друг, – она думает, что тебя нашли в самом красивом цветке.
Мальчик и полненькая барышня поженились. Родители молодой жены, педагоги со стажем, осудили её выбор и отреклись от дочери. Новобрачные стали жить у матери молодого мужа. Младшая сестра юной жены часто приходила к ним в гости вопреки воле родителей. Родители раздражали её, а в квартире, где жили молодожёны, царило веселье. Там жила и сестра-близнец мужа, к ней в гости приходил её жених. Часто собирались молодые компании, устраивались вечеринки.
К матери мужа иногда заходила её тётя. В шестьдесят лет она всё ещё была красавицей. Невысокая, изящная, всегда наряженная и подкрашенная.
– Как вас зовут? – спросила младшая сестра при знакомстве.
– Елизавета Петровна.
– Как императрицу.
Да, Елизавета Петровна всегда держалась аристократично и гордо, словно императрица. Сёстры стеснялись при ней. Семья мужа, должно быть, уже привыкла к безупречности своей родственницы.
На очередной домашней дискотеке присутствовал друг мужа, тот самый, что знакомил его с нерусскими красавицами. Он на протяжении всего вечера танцевал с его молодой женой. Наконец муж, прицепившись к какому-то слову своего друга, с воплем полез с ним драться. Друг мужа, перехватывая его руки, сказал странную фразу, никем не понятую: «Помнишь гюзелей?» Муж, чертыхнувшись, выпустил его. Тогда друг подошёл к его жене и ещё раз повторил «Гюз-зе-ель». И поцеловал её прямо в губы. Она возмутилась, но тут пришла с работы мать мужа. Скандал затих.
Мать мужа за чаем рассказывала всем сказку, сочинённую когда-то Елизаветой Петровной.
– Соловей, летая по небу, искал свою возлюбленную. Роза спала в маленьком бутончике и видела во сне, как она встречает любовь. Соловей опустился на ветку розового куста. Он привык летать то здесь, то там, но сейчас что-то удерживало его. Соловей запел прекрасную песню о любви. Роза услышала сквозь сон мелодичные звуки и начала пробуждаться. Её лепестки раскрывались один за другим, всё ярче окрашиваясь в алый цвет. Наконец роза, разбуженная песней любви, засияла ярким огнём возле соловья. Он увидел то, что так долго искал – свою любовь. Соловей свил гнездо на розовом кусте и всегда жил с розой и пел ей песни.
Старшая сестра даже прослезилась, слушая сказку.
– А давно Елизавета Петровна это сочинила? – спросила она.
– Ещё когда мне было лет десять, – ответила свекровь. – Она сначала придумала грустную сказку – что соловей не хотел оставаться на одном месте и улетел от розы, расцветшей ради него. Но мне не понравился такой конец, поэтому тётя его переделала.
– От неё тогда ушёл муж, – пояснил молодой муж старшей сестры.
– Почему так получилось? – спросила младшая.
– Ну, почему? Потому что днём она работала в любимой больнице, а ночью читала великого поэта. Бедный мужик не знал, куда ему приткнуться.
– Я тоже люблю этого поэта, – старшая сестра заплакала ещё сильнее.
– Не плачь, красотка, – вмешался друг мужа. – Если от тебя улетит один соловей, непременно прилетит другой.
Через два месяца старшая сестра ушла от мужа к его другу. Они заявили, что не хотят знать младшую сестру, надоевшую старшей и в прежнем браке. Бывший муж, тоскуя по своей любимой, чаще и чаще глушил тоску водкой, старался пореже бывать дома, стыдясь своего нового облика. Он сошёлся с узкоглазой «гюзелью».
***
– А почему обыватели не верят в любовь навсегда и в исполненную мечту?
– Потому, что они несчастны.
– А что нужно, чтобы они поверили?
– Совсем немногое: чтобы их глаза превратились в звёзды.
***
Младшая сестра по-прежнему приходила в дом, где жила замужем старшая – теперь к бывшей свекрови старшей сестры. Они без конца спорили, но теперь их объединяла общая беда: младшая сестра потеряла старшую, мать – сына.
– Это твоя сестра виновата, что мой ребёнок теперь впал в запой! – восклицала мать.
– Нет, на минуточку, это ваш сын ввёл её в такую разгульную жизнь, она по его вине потеряла голову! – возражала младшая сестра.
– Не понимаю, почему он в такой тоске из-за твоей сестры? Ведь у неё ни кожи, ни рожи.
– Да у моей сестры тонкая, глубокая душа! Она прочитала всего великого поэта! Как вы смеете ставить своего сына рядом с ней!
Один раз младшая сестра, придя в гости, застала Елизавету Петровну, уже уходящую.
– Елизавета Петровна, а почему вы придумали сказку именно про соловья и розу? – спросила младшая сестра.
– Соловей и роза – два традиционных образа, точнее, уже один целый, они невозможны порознь. У меня в один момент зазвучало в мыслях: соловей и роза, соловей и роза… Отсюда и сказка.
Если бы каждый человек сочинил свою сказку про соловья и розу, образовались бы стая соловьёв и сад роз. Жить стало бы легче, потому что – красивее. Но, чтобы оставаться обывателем, не нужно прилагать вовсе никаких усилий – даже сочинять сказку.
От племянницы Елизавета Петровна пошла на свою работу, в больницу. Там у неё лечился тяжёлый пациент – мальчик, раненный в драке одним из трёх раздолбаев.
Этот мальчик не различал ни людей, ни звуки, подолгу лежал в беспамятстве. Когда он временами приходил в себя, жалел свою девочку. Он обманул её – обещал жениться, а сам умирает. В такие минуты из глаз мальчика выделялись слёзы и стояли в глазах, не стекая. Но однажды, придя в сознание, он решил начать выбираться из невыносимой болезни. Он же обещал, что женится на девочке, значит, должен сдержать слово. В самом деле, он мужчина или где?
Его девочка когда-то умела рисовать. Раньше она любила другого мальчика, который высмеивал её рисунки, говоря, что она мается ерундой. Он задушил в ней желание рисовать, а сам разлюбил её. Девочка позже встретила другого мальчика, лежащего сейчас в больнице. Ему нравились старые рисунки девочки, и он просил нарисовать новые. Но руки не слушались девочку. А сейчас, когда любимый мучился, ей захотелось нарисовать его портрет, чтобы он, очнувшись, обрадовался и стал сильнее.
Мальчик собрал все силы и заставил себя различать то, что его окружало. Сначала он видел очертания и слышал звуки с трудом, но в конце концов ему уже не пришлось напрягаться – всё само собой стало таким, как всегда. И ещё мальчик увидел то, что не видел раньше. Девочка рисовала рядом с его кроватью. Она нарисовала его лицо, потом нарисовала своё, потом – соловья и розу.
Свидетельство о публикации №217102401203