Уроки труда

Воспитателем и учителем надо родиться;  им руководит прирожденный такт. (Адольф Дистервег)
   Мне и моим одноклассникам   повезло: у нас  работали учителями и мужчины, особенно важно это для мальчиков.С раннего детства слышала слова, что мужчину должен воспитывать мужчина, не согласиться с таким отношением к воспитанию юношей невозможно.
       Помню необыкновенные  уроки   Якова Федоровича, он вел у нас  уроки труда  с пятого по седьмой класс.  Сначала  он давал  нам под диктовку  теорию, а потом сам  показывал, как надо исполнять какую-то вещь, деталь, затем каждый ученик самостоятельно работал над своим заданием, но под строгим его присмотром.

        Это он научил нас, школяров,  выпиливать лобзиком  красивые  ажурные картинки из фанеры, это под его руководством пилили, резали, точили дерево, делали  сначала  заготовки  для деревянной  кухонной  утвари, а потом старательно выпиливали, выдалбливали и  ошкуривали изделия, радуясь, что смогли изготовить своими руками ложку или  шкатулку.

         Кабинеты труда  оснащены были хорошо, вернее, мастерские (мастерская по дереву, мастерская по железу), девочек и мальчиков обучали отдельно.  За каждым станком за  три года пришлось поработать  всем.  В черных рабочих  халатах, в нарукавниках, в беленьких платочках мы, действительно, походили на заводских рабочих (так нам казалось), чем очень гордились.  Тогда  не думалось, какая ответственность лежит на учителе, просто слушались своего строгого   наставника, и несчастных случаев не бывало.

Уроки труда мы все любили:  было интересно своими руками создавать какую-то вещь; любили  слушать учителя, который знал много  историй и их нам рассказывал языком  эмоциональным, образным, когда выполняли монотонную работу.
А нерадивые ученики  получали в наказание работу по выпрямлению гвоздей; до другого дела они не допускались, пока не исправятся.

                Две  четверти  в учебном году  мы, девочки  из пятых, шестых, седьмых и   восьмых  классов  ,  занимались домоводством, была такая дисциплина  в школе  прошлого века. 
В пятом классе  домоводство вела у нас Сверкунова Валентина Александровна. Помню, из дома приносили  мы продукты, из которых готовили  каши, супы, пельмени;  в старших классах  занимались выпечкой хлеба, тортиков; правда, и учитель был другой в старших классах. А какие  мы  довольные  были,  когда  с разрешения учителя приглашали   одноклассников, занимающихся в соседних мастерских, вместе с нами «отобедать»!

 В  девятом и десятом классах  учились шить.  Сначала  познавали теорию, потом кроили, а уж  затем шили вещи для себя. Сейчас  удивляюсь, как это у меня получались  красивыми сарафаны, кофточки, платья, даже маме, сестрам    шила. На праздник в честь юбилея города  тоже сама  сшила себе простенький наряд.
Конечно, такие уроки  труда и домоводства  нужны  подрастающему поколению.  Пусть  не стали мы  швеями и поварихами, но  в жизни  нашей  школьные уроки труда очень даже пригодились.Молоток, рубанок,шуруповерт держать умеем.   
                (Фото из Инета)


Рецензии