Мы помним экспедицию...

Сложно найти человека, который хоть раз в жизни не пользовался географической картой. На обычном уроке географии в школе или при отгадывания кроссворда, а тем более во время путешествий и в тур.походах мы часто обращаемся к ней. Кроме того, есть множество видов деятельности, в которых карта является одним из самых необходимых предметов снаряжения. Это касается, например, военных, мореплавателей, летчиков, геологов, землеустроителей и многих других. Причем, часто требуется не общие (как их называют - обзорные) географические карты мелкого масштаба, а достаточно подробные карты отдельных участков территории - крупномасштабные или топографические. Трудно поверить, но когда-то таких подробных и крупномасштабных карт Сибири и Дальнего Востока, какими мы пользуемся сейчас, не было вообще. И люди по сути дела, вслепую, двигаясь наугад, осваивали огромные просторы большей части страны…  Кто же создавал эти карты ?.. Мы выяснили, что более 60-и лет  назад  появилась организация, деятельности которой все идущие и едущие по земле должны быть благодарны. Потому что ее наименование значится практически на всех картах, атласах, схемах городов нашего региона: “ Карта … составлена и подготовлена к изданию Федеральным Государственным Унитарным Предприятием  “Восточно-Сибирское Аэрогеодезическое Предприятие “. Эта организация расположена в Иркутске. Ее сокращенное название ВСАГП. Что это за предприятие и как именно происходит процесс рождения карты, мы узнали когда углубилась в эту тему более серьезно. ФГУП ВСАГП или для краткости Аэрогеодезическое Предприятие в 2006 году отметило 60 лет своей деятельности. К этому юбилею был выпущен специальный номер его собственной газеты “Рожденное победой” и подготовлено художественно-документальное повествование В.П.Иванова “Мы своим дыханием согревали Сибирь”.  Данные издания стали первые источниками информации в нашем исследовании. Согласно им, ВСАГП было создано 31 декабря 1946 года ( Приказ №804 Начальника Главного Управления  Геодезии и Картографии, г. Москва ) для решения глобальной задачи-создания сплошной крупномасштабной карты Восточной Сибири и Дальнего Востока, что, в свою очередь, было необходимым и первостепенным условием  хозяйственного освоения данных территорий и их обороны в возможной войне. На секунду перенесемся в то время. … Только что закончилась  Великая Отечественная.  Полстраны лежало в руинах, а бывшие союзники разжигали новую битву. И при этом вся азиатская часть СССР представляла собой с картографической точки зрения огромное”белое пятно”… Поэтому то, что происходило тогда в Иркутске, было началом решения  глобальной, стратегической и необъятной задачи. Вопреки невероятным трудностям и самому времени, благодаря сильным и грамотным людям, она стала  решаемой… Простое словосочетание  “создание карты” на самом деле очень многогранно и включает в себя перечень отдельных и серьезных этапов. Это детальное изучение и описание местности, которая впоследствии будет изображена на карте; это покрытие территорий сплошной геодезической сетью, точные измерения расстояний и углов, строительство опорных геодезических пунктов; это макетирование чертежей, дешифровка аэрофотоснимков и многое другое. Долгий путь и долгое время требуются, чтобы участок реальной местности стал его изображением на бумаге. Очень большой объем работы ложится не только на само Аэрогеодезическое Предприятие, как головную организацию,  но и на его структурные подразделения - полевые отряды и экспедиции, которые непосредственно работали на картируемых  территориях. Работа всех звеньев картосоставительной деятельности очень долгое время была засекреченной, как любая сфера, касающаяся обеспечения обороны и безопасности государства. Только в последние годы стало достаточно хорошо известно о работе ВСАГП, лишилась грифа секретности и оказалось доступна для широкого круга пользователей его продукция: карты, атласы, планы, схемы, аэрофотографии и космические снимки. Однако история отдельных экспедиций (отрядов) и деятельности людей, которые в них работали, до сих пор остается малоизученной. Хотя, она очень интересна (зачастую, как деятельность любых изыскателей- романтична) и заслуживает большего внимания. Склоняя головы в знак глубочайшего уважения ко всем экспедициям и людям в них работавшим, мы, все же, более детально расскажем об одной из них. О той, которая 11 лет ( с1963 по 1974 годы) базировалась на территории нашего района и 45-летие прибытия которой на землю Большого Луга исполнилось в 2008 году.    

               
6-я  топографо-геодезическая  экспедиция  в  системе  ВСАГП.
                Содержание  деятельности


Её полное название - 6-я топографо-геодезическая экспедиция ВСАГП. Как уже было сказано, термин “экспедиция” означает структурное, но достаточно самостоятельное подразделение головной организации (в данном случае Аэрогеодезического  Предприятия), располагающееся на конкретной территории с целью производства на ней топографических  и геодезических работ.
История  6-й экспедиции началась с топографического отряда  №29, который был создан в структуре ВСАГП в 1950 году. Как и уже имеющимся тогда полевым подразделениям (отрядам  №28, 48 и 55), ему были поставлены конкретные задачи исследования и съёмки территории Иркутской области, соседних регионов и первичной обработки полученных материалов. Начальником отряда был назначен П.С. Попков, главным инженером А.М.Суслова.  Местом первоначального базирования отряда-29 стало село  Введенщина.
Как видно из наименования полевого подразделения, основными специальностями его работников были “топография” и “геодезия”. Суть работы полевых топографов состоит в детальном описании местности, которая впоследствии будет изображена на карте. Это характеристики рельефа и водной сети, особенности  растительности, определение проходимости  болот, наличие или отсутствие троп и многое другое. В те далекие времена приходилось идти по маршрутам, где не ступала нога человека. Поэтому топографам выпадала честь первыми давать названия доселе безымянным  вершинам гор, ключам, озерам, урочищам. Бок о бок с топографами шли по неисследованным землям их коллеги и соратники- геодезисты. Уже тогда вошел в широкое применение метод аэрофотосъемки территорий, по которым должны быть составлены карты. Но аэрофотоснимки - это только, образно говоря, сырые макеты будущих карт. А чтобы их привести к общему заданному масштабу, в полное соответствие с реальной местностью, расшифровать изображение отдельных деталей, необходимо проделать большие и трудоемкие полевые работы: покрыть местность сплошной геодезической сетью, сделать точные измерения расстояний и углов, зафиксировать положение опорных точек в единой системе географических координат. Этим занимались геодезисты. Но, по большому счету, между представителями двух специальностей не было принципиального разделения труда и обязанностей  потому, что большинство осваивали то и другое, и потому, что все делали одно общее дело.   
               

        История экспедиции до 1963 года.


. В 1976 году к 30-летнему юбилею ВСАГП (тогда оно называлось  Предприятие №1) был подготовлен отчет деятельности отряда №29 - экспедиции №6, автором которого стал Василий Григорьевич Векшин - начальник отряда и экспедиции с 1959 по 1969 годы. Согласно отчёту, в первый год деятельности в отряде-29 была организована одна топографическая партия, в который  работало 7 бригад. В течение года выполнены работы по планово-высотной подготовке и дешифрированию снимков в масштабе 1:25000 на 37 трапециях; по закладке реперов (опорных пунктов для измерений на местности) для нивелирования   класса - 40 реперов. Личный состав всех 7-и бригад имел среднюю производительность труда более 100% и качество работы не ниже “хорошо”. Огромные площади исследуемых территорий обусловили большой объём работ. Учитывая то, что ВСАГП только начинало развертываться, имеющихся отрядов не хватало. Поэтому, действующие отряды, выполнив задание в одном районе, перебрасывались в другие, со сменой места базирования. Часто за сотни тысячи километров от первоначального, в том числе и за пределы Иркутской области. В связи с этим неудивительна география перемещения 29-го отряда:
1951 год – Кутулик 
1952 год - Усолье-Сибирское
1953 год- Абакан (Красноярский край) и снова Усолье-Сибирское
1954 год- город Зея ( Амурская область)
Согласно отчёту В. Г. Векшина, для выполнения топографических и нивелирных работ в полевые сезоны 1951, 1952 годов  в отряде были организованы две топографические партии и, соответственно, увеличилось кол-во бригад (до 18-20-и). С 1952 года отряд-29 начал широко внедрять в работу метод плановой привязки снимков. В 1953 году впервые выполнялись работы на Красноярском и Минусинском объектах в масштабе 1:25000 и нивелирование III и IV классов. В 1953 году главным инженером был назначен В.М. Киселёв. В 1956 начальником отряда назначен А.И.Субботин. В 1957 году отряд возвращается в Иркутскую область и базируется в городе Тулун. Именно здесь в его состав была включена Отдельная действующая топографическая партия из Иркутска, которую возглавлял В.Г. Векшин. Через 2 года он стал начальником всего отряда.
С 1957 года во время полевых работ стала применяться маркировка плановых опознаков, пунктов триангуляции и реперов нивелирования.
С 1958 по 1960 год 29-й отряд базировался и работал в Нижнеилимске. Затем три года- в поселке Кежма  Красноярского края.
В 1960 году руководством ВСАГП было принято решение о создании для всех отрядов постоянных стационарных пунктов базирования. Для отряда №29 таковым местом был выбран поселок Большой Луг.

               
       Работа экспедиции с 1963 по 1974 год.


Создание постоянной базы отряда имело очень большое значение как для производственных показателей, так и в хозяйственно-бытовом отношении. С начала организации и до 1963 года, в течение 13 лет, отряд не имел никаких собственных помещений: ни производственных, ни жилых. На каждом новом месте базирования помещения для работы (контора, склады, гаражи) арендовались у местных организаций, а семьи работников размещались на частных квартирах, что создавало очень большие трудности для работников отряда и их родных. Это было основной причиной большой текучести инженерно-технических кадров, как в отряде-29, так и во всем Аэрогеодезическом  Предприятии.  Покуда 29-й отряд ещё работал в Красноярском крае, а затем в Усолье-Сибирском, на станции Большой Луг в районе переулка Геологов и на прилегающих улицах началось возведение жилых домов, производственных зданий, подсобных помещений для топографов и геодезистов. Название переулка - Геологов - впоследствии дало название всей базе 29-го отряда. С одной стороны это название служило своеобразным  “прикрытием” в условиях тогдашней засекреченности всего, что было связано с созданием карт. А с другой стороны, имело под собой реальное основание, поскольку до прибытия топографического отряда, на данном месте уже базировалась геологическая партия, которая вела разведку подземных вод и бурение скважин. Благодаря им, геологам, была обеспечена первоначальная жилая инфраструктура в виде водопровода, электроснабжения, медпункта, магазина, детсада для последующего размещения здесь топографического отряда. Это обстоятельство учитывалось руководством  ВСАГП, когда выбиралось место постоянного базирования. К осени 1963 года, практически к окончанию полевого сезона, работники отряда со своими семьями начали обосновываться здесь. В течении последующих 5-и лет за счет средств, выделяемых Главным Управлением на строительство временных сооружений, было построено: контора, общежитие, Красный уголок со спортзалом, гараж, котельная, склады, жилые дома для всех инженерно-технических работников, служащих и части рабочих. Впоследствии база отряда разрослась, кроме переулка Геологов, на две улицы – Таежная и Зеленая (ныне Школьная), отодвинув северо-западную границу поселка Большой Луг почти на километр. При этом текучесть кадров в отряде стала резко сокращаться. Но это было потом, а пока отряд, обосновываясь на новом месте, продолжал выполнение основных задач. В 1963 году главным инженером отряда был назначен Василий Иванович Голощапов. В условиях тогдашней общественно-исторической формации, когда любая производственная деятельность тесно увязывалась с идейно-партийными установками государства, большое внимание уделялось организации социалистического соревнования между отдельными работниками, партиями отряда по лучшему выполнению заданий, производственного плана. В целом коллектив отряда принимал ежегодно социалистическое обязательство и договор на соревнование с другими отрядами ВСАГП и с отрядами других аэрогеодезических предприятий страны. Результаты соревнований доводились до всех работающих, а победители обязательно отмечались различными формами поощрения. В частности, по свидетельству В.Г.Векшина, коллективу отряда неоднократно (начиная с 1952 года) вручалось переходящее Красное Знамя руководства Аэрогеодезического Предприятия. В 1964 году работникам отряда А.Г.Боярскому, В.А.Голдилову и Д.Я.Петрову первым было присвоено звание “Ударник коммунистического труда”. За высокие производственные показатели, достигнутые в социалистическом соревновании  в  период с 1952 по 1971 годы  18 работников  отряда   №29  были занесены  в  книгу  Почета  ВСАГП.
В 1965 году все полевые отряды в структуре ВСАГП были переименованы в экспедиции.   29-й отряд стал топографо-геодезической  экспедицией  №6.
Изменение названия организации было обусловлено в первую очередь объединением в её составе разнородных, но по сути взаимосвязанных подразделений – топографических, геодезических, хозяйственно-технических. В связи с выполнением работ по рекогносцировке и постройке пунктов триангуляции, были организованны дополнительно 2 строительные партии. А позднее, для измерения углов на пунктах триангуляции II и III классов, организованна наблюдательная партия. Общее число партий достигло 7-8 (50-60 полевых бригад). Штатно–организационная структура экспедиции по сравнению с таковой отряда изменилась незначительно. Во главе ее находился начальник. Второй человек – главный инженер. В руководстве коллективом также были заместитель начальника по АХЧ (иначе говоря, завхоз), инспектор ОТК (отдела технического контроля), инженер по технике безопасности, редактор. Полевые подразделения экспедиции – партии, возглавлялись начальниками партий, а бригады – соответственно, бригадирами. Для обработки результатов полевых работ на месте постоянного базирования находились специалисты камеральных работ, которые объединялись в чертежные и стерео–бригады. Вопросами финансового обеспечения и отчетности перед вышестоящей организацией занималась бухгалтерия. Для связи между базой экспедиции, головным предприятием и партиями, работающими в поле, имелась группа радистов и необходимое оборудование. Наличие и постепенное увеличение автотранспортных единиц потребовало строительства на территории базы гаража, ремонтных мастерских и соответствующего персонала (водителей, трактористов, механиков). Кроме того, была отдельная ремонтная группа для ремонта топо-геодезического оборудования и группа хранения секретных материалов и оружия (так называемая спец. часть). Общая численность личного состава экспедиции никогда не была одинаковой по годам, но, как правило, не превышала 100 - 150 человек. В летнее время, когда шли полевые работы, она увеличивалась за счет вспомогательного персонала (рабочих, помощников специалистов ) из местных жителей и приезжих. Зимой, в период камеральных работ (на месте постоянного базирования) число работающих несколько сокращалось и оставалось таким до следующего полевого сезона. Главная работа топографов и геодезистов, конечно же, была в поле, на исследуемых  территориях. В период с 1965 по 1974 годы таковыми стали районы: от Нижнеилимского до Казачинско-Ленского и от Жигаловского до Катангского – практически весь центр и северо-запад Иркутской области, забайкальская Бурятия (Закаменский, Джидинский районы), Эвенкийский автономный округ Красноярского края. Временные базы партий, располагались в деревнях, поселках по берегам рек или в относительной близости к автодорогам, железным дорогам. Но зачастую приходилось становиться  вне всякого жилья, посреди тайги, болот или гор. В любом случае, на базах партий создавались (насколько это было возможно), приемлемые хозяйственно-бытовые условия для работы и отдыха. При этом  поддерживалась постоянная радиосвязь с руководством экспедиции, для
чего в состав каждой партии обязательно входил базовый радист, а также связь с бригадами внутри партий.
  Руководство деятельностью партий на местах, как уже было сказано, возлагалось на начальников партий.  Но часть вопросов технического и хозяйственного плана относилась к техрукам (техническим руководителям). Вместе они отвечали за конечные результаты работ, докладывали об обстановке в своем районе начальнику экспедиции. Как правило, хотя бы раз в сезон сам начальник экспедиции или его заместители посещали каждую из партий по месту ее нахождения с целью контроля. В других случаях начальники партий и их тех.руки прибывали на базу экспедиции  для решения каких-либо экстренных вопросов. Чаще всего срочной доставки результатов съемки или наблюдений, когда сама партия, оборудование и имущество задерживались на месте работ.
В тех и других случаях, а также для материально-технического обеспечения деятельности полевых подразделений большое значение имел транспорт. Об этом аспекте можно, вообще,  вести отдельный разговор, но ограничимся основными моментами. Вспомним , что 50-60-е годы – это время резкого роста автоматизации и моторизации во всех сферах тогдашнего хозяйства. А в изыскательских организациях – особенно. Когда отряд-29 только начал свою деятельность, его собственным видом транспорта были лошади. Зачастую даже не свои, а арендованные по месту выполнения полевых работ. Но уже к 1958 году отряд имел парк автомашин: ГАЗ-51, 3ИС-5, ГАЗ-67, к которым позднее добавились вездеходы  ГАЗ -63. С этого же года в отряде начали применять арендованные в Гражданской Авиации самолеты АН-2 и вертолеты МИ-1 и МИ-4. Именно авиация использовалась для перевозки людей и всего необходимого  с базы отряда (экспедиции) на базы бригад. В середине 60-х годов экспедиция имела уже 6-7 автомашин, несколько тракторов и гусеничных вездеходов. Часть из них использовалась на базе экспедиции в Большом Луге, а остальные находились в распоряжении партий на местах полевых работ. Кроме автотранспорта и вездеходов , в условиях бездорожья продолжалось использование лошадей. На территории Эвенкии - оленей. При движении по рекам и озерам не обходилось без специальных средств: моторных лодок, катеров, барж. С каждым годом улучшались жилищно-бытовые  и культурные условия жизни работников экспедиции. На ее базе в Большом Луге был построен клуб и спортзал, которые стали местом проведения досуга и общения не только для работников, но и для всех жителей Большого Луга. Активная жизненная позиция, опыт работы и высокий образовательный уровень топографов и геодезистов помогали им участвовать в общественной жизни поселка,  а некоторые из них даже избирались в депутаты местного поссовета. В1969 году начальник экспедиции В.Г.Векшин был переведен на дальнейшую работу в ВСАГП, а на его место назначен откомандированный из Новосибирска начальник тамошней экспедиции Валентин Федорович Киреев. Он пробыл в Большом Луге до 1971 года и за это время коллектив экспедиции под его руководством добился еще больших показателей в работе, высоких результатов в исследовании территорий и картосоставлении. В 1971 году третьим и последним начальником 6-й экспедиции назначается В.И.Голощапов, а главным инженером Л.С.Тужилин. К этому времени количественные и качественные показатели деятельности экспедиции достигли своего максимального значения.
В этом можно убедиться хотя бы по перечню видов работ. Если в первые года своего существования отряд-29 выполнял не более трех видов  топографо-геодезических работ ( планово-высотная подготовка снимков, дешифрирование снимков, закладка реперов), то в начале 70-х годов уже экспедицией №6 выполнялось свыше 15 видов работ, основные из которых:
-рекогносцировка пунктов триангуляции
-постройка пунктов триангуляции
-наблюдение пунктов триангуляции (разл. классов)
-астронаблюдения
-нивелирование(разл.классов)
-планово-высотная подготовка
-маркировка
-дешифрирование
-обновление карт масштаба 1: 25000  и  1: 50000
-комбинированная съемка
-полигонометрия  1,2  разряда
-стереотопосъемка  масштаба 1: 10000  и  1: 25000
-закладка  реперов
-картосоставление
                и  другие работы.
К началу 70-х годов в связи с выполнением основной задачи – общего картирования территории Сибири и Дальнего Востока и уменьшением обьема  полевых работ, началось постепенное сокращение отрядов и экспедиций Восточно-Сибирского Аэрогеодезического  Предприятия. Это коснулось и 6-й экспедиции. Она была ликвидирована, а ее личный состав и материально-техническая база переданы в состав  вновь созданной объединенной комплексной экспедиции № 3, а также в отделы  и  цеха  Аэрогеодезического  Предприятия.



Личный состав


Главная движущая сила любой деятельности - люди. Это относится и к коллективу 6-й экспедиции. По причине засекреченности многих аспектов деятельности, а также отсутствия единой базы данных, невозможно назвать точную цифру всех работавших в составе экспедиции. Но, с большой долей вероятности, можно сказать, что за все годы её существования, в рядах коллектива побывало около тысячи основных специалистов (топографов и геодезистов) и работников вспомогательного персонала. На данный момент путем изучения документов, воспоминаний, из бесед с людьми установлено более 150 фамилий участников деятельности экспедиции. Это совершенно разные люди по происхождению, возрасту, образованию. Общее у них, пожалуй, то, что они, образно говоря, не захотели сидеть на месте, а посвятили свою жизнь (или некоторые годы из нее) изучению нашей родной земли, созданию карт. Часть из них пришли к этому осознанно. Некоторые - под влиянием родителей или друзей. У кого-то было в крови, как говорится "идти и открывать неизведанное". Многих привлекал материальный фактор (в советское время геодезия и топография были сравнительно высокооплачиваемыми сферами трудовой деятельности), но ему оставались верны те, кто не только нуждался в деньгах, но также любил саму эту работу - насколько интересную, настолько и трудную, полную мужества и самоотдачи. Одним словом, экспедиционная деятельность сама выбирала людей. Из этих выбранных, специалистом считался тот, кто закончил по минимуму топографический техникум - Томский, Новосибирский, Киевский, Ленинградский и другие или хотя бы курсы техников при Аэрогеодезическом Предприятии, а по максимуму - специальный факультет ВУЗа (географической, картографической, военно-топографический). Средне-техническое или средне-специальное образование было обязательным для исполнения обязанностей низовой штатной должности - техника-топографа или помощника геодезиста. Данные должности, в свою очередь, были обязательным условием для дальнейшего роста (старший техник > бригадир > начальник партии > лицо руководящего состава экспедиции), а освоение производства требовали периодической курсовой переподготовки. Обособленный характер деятельности и проживания работников обуславливал то, что в экспедиции часто работали супружескими парами. Это было скорее правилом, чем исключением. Поскольку работа в экспедиции была не просто работой, а образом жизни, вновь прибывшие специалисты знакомились и общались именно в процессе работы, а не вне ее. На основании собранных и изученных материалов, мы представляем общий список людей, так или иначе имеющих отношение к 6-й экспедиции.
      

Андреев Николай Иванович               
Андронова Зоя Борисовна
Астанин Владимир Михайлович
Бабинович Александр Степанович
Бабинович Тамара Георгиевна
Бартошко Михаил А.
Барыкин Петр
Бауэр Сергей Александрович
Беляцкая Надежда Тимофеевна
Береговая Римма Давыдовна
Беспалов Ефим Алексеевич
Беспалова Надежда
Бирбилас Йозас Йозасович
Бобров Анатолий Иванович
Болбасова Галина М.
Бондарь Виктор
Бондарь Мария
Боярская Валентина Степановна
Боярский Анатолий Григорьевич
Бружинский Анатолий
Брусенцов Анатолий
Бухаров Виталий Николаевич
Бухарова Галина Степановна
Бушанов Виктор Иванович
Бушанова Валентина Самуиловна               
Былин Геннадий Ф.
Былина (далее Циро) Вера Дмитриевна
Ватин Виктор Г.
Ватина Лидия Васильевна
Вахрушев Петр Павлович
Векшин Василий Григорьевич
Векшина Ольга Николаевна
Винокуров Владимир
Власова Полина Леонтьевна
Волженин Владимир
Волков Ю. А.
Гаврилов Владимир Дмитриевич
Гаврилова Вера Иннокентьевна
Гераймович Валерий Николаевич
Гераймович Людмила Георгиевна
Голдилов Владимир Алексеевич
Голощапов Василий Иванович
Голощапова Капитолина Андреевна
Григорьев Виталий
Григорьева Нина Александровна
Губин Михаил Павлович
Гыргенов Борис
Давыденко Лариса Григорьевна
Данилов Алексей Сергеевич
Дидидзе Энрико
Донской Николай Матвеевич
Думбадзе Зураб
Ежов Валерий Васильевич
Жачкин Виктор Потапович
Жданов М.И.
Жолтовская Клара Михайловна
Жолтовский Юрий Михайлович
Жучков Виктор Васильевич
Жучкова Галина Никифоровна
Захарчук Александр Ананьевич
Зинуров Темирхан Шарыпович
Злобин Владимир Павлович
Иванов Валерий Павлович
Иванов Виктор Павлович
Иванов Геннадий Дмитриевич
Ивин Александр
Игревский Фёдор Д.
Ильин Виктор
Кадетов Михаил Павлович
Казаков Геннадий Самуилович
Какуша Виктор Григорьевич
Какуша Надежда Дмитриевна
Карев
Катющик Алексей Дмитриевич
Киреев Валентин Федорович                Киреева
Кириченко Николай Петрович
Кириченко Нина Александровна
Киселев Валентин Маркович
Киселёв Виктор
Киселева Тамара Фёдоровна
Князева Вера Андреевна
Ковалев
Кокауров Владимир Петрович
Кононова Дина Александровна
Кононов Сергей Дмитриевич
Константинов
Красюкова Валентина В.
Кузнецов В. А.
Кузнецов Игорь Павлович
Куксин Семен Андреевич
Куксина Александра
Кулинчик Анатолий Иванович
Кульгаев
Куманев Сергей Герасимович
Куприянов Виталий
Купряков Виталий Иннокентьевич
Лаптев Иван Дмитриевич
Лемкин Юрий
Литошко Николай Никитович
Ловчикова Александра Яковлевна
Лозовская Римма Игнатьевна
Лозовский Леонид Фёдорович
Лузгин Николай Гаврилович
Людмирский Юрий
Лыченков Виктор
Макаров Андрей
Малащук Анатолий
Маньковский Иван Михайлович
Матюкова Тамара Васильевна
Махнева Людмила В.
Машонкин Юрий Дмитриевич
Медников Леонид Пахомович
Медникова Галина Павловна
Мейеркепель Семён Иосифович
Меньших Александр А.
Меньших Надежда Герасимовна
Мещерякова Ирина Константиновна
Мирончук Борис
Нозадзе Георгий
Овсянников Николай Петрович
Овчинникова Нина Сергеевна
Олейникова Людмила Александровна
Осадчук Павел Нестерович
Павлов Валерий
Павлов Николай Дмитриевич
Петин Алексей
Петрайтис С.
Петров Дмитрий Яковлевич
Петрова Нина Максимовна
Пивоварова (далее Боброва) Мария Дмитриевна
Пизанов Василий Анисимович
Пизанов Николай Анисимович
Пизанова Людмила Алексеевна
Пизанова Татьяна Дмитриевна
Плотников
Полищук Виталий
Пониматко Василий Иванович
Постников А.О.
Привалихин Валентин
Прилепская Анна Титовна
Прилепский Владимир Гаврилович
Прилягин Александр Иванович
Притчин Федор Е.
Пузанов Виктор Павлович
Пузанова Лидия
Пурцеладзе Нино
Пурцеладзе Сосо
Пчелина Вера М.
Решетнев  Тимофей Андреевич
Романтеев Виктор Семенович
Савин Валентин
Савина Надежда
Савкин Николай Иванович
Савкин Владимир Иванович
Сапожников Анатолий
Сарвардинов И. А.
Селиверстова С. Е.
Снытков Леонид Григорьевич
Солдатенко Виктор Васильевич
Сурило Андрей Петрович
Тихонов Валерий Степанович
Ткач Владимир Ф.
Тужилин  Лев Сергеевич
Турманаули  Леван  Павлович
Тютикова Мария Фёдоровна
Федоренко Антонина Ивановна
Федоренко  Николай  Силович
Хвостов Николай Иванович
Хохлашов Гасан Сантеевич
Цветкова Галина
Циро  Петр Яковлевич
Червоненко  А. С.
Черных  М. А.
Чубакова  Нина Яковлевна
Шарыгин Олег Георгиевич
Шевлякова
Шешин Рудольф Георгиевич
Ясько  Александр С.
Яфаев  Зуфар А.









Итоги деятельности экспедиции


В итоговом отчете о деятельности 6-й экспедиции, написанном В.Г. Векшиным, говорится об огромном объеме работ, выполненном коллективом. В частности, проведена планово-высотная подготовка снимков для стереотопосъемки в масштабе 1:25000 и дешифрирование на площади 407107 квадратных километров. Иначе говоря, впервые и очень подробно нанесены на карту территории Иркутской области, забайкальской Бурятии, восточной части Красноярского края, Амурской области в два раза превышающие площадь Белоруссии или равные Австрии, Бельгии, Дании, Ирландии, Нидерландам, Португалии и Швейцарии вместе взятым. На этих, прежде  неосвоенных,  просторах  впоследствии  строились железные дороги (Хребтовая - Усть-Илимск, Решеты - Богучаны), ГЭС (Иркутская, Красноярская, Братская, Усть-Илимская, Богучанская), начались разработки полезных ископаемых, создавались обогатительные комбинаты (Коршуновский ГОК, Джидинский ГОК), лесопромышленные комплексы (Братский, Усть-Илимский), алюминиевые заводы (Братский, Иркутский, Красноярский, Саянский),  новые  города  и  поселки.
Как известно, любой процесс строительства, даже при наличии карты, невозможен без дополнительного топографо-геодезического обеспечения работ. Силами экспедиции выполнена рекогносцировка, постройка пунктов триангуляции (различных классов) - на площади 121991 квадратных километра, нивелирование (различных классов)- на площади 407 107 квадратных километров. Создана сплошная геодезическая сеть, с помощью которой в настоящее время производится  топопривязка  любых объектов и обновление карт областей, районов, других, административно-территориальных единиц, планов населенных пунктов.
6-я топографо-геодезическая экспедиция, несмотря на свою внешне незаметную деятельность, преодолела сотни и тысячи километров в маршрутах, сменила несколько мест базирования. И где бы она не стояла, везде оставляла после себя добрую память и хорошо обустроенную инфраструктуру. Примером тому может служить база в Большом Луге. Уже после ликвидации экспедиции все её строения и жилые дома перешли к поселку. Довольно большая часть его населения (в том числе и работники такой богатой организации как Восточно-Сибирская железная дорога) сразу решила жилищный вопрос. Клуб экспедиции (пока не сгорел) продолжал служить местом культуры и досуга. В производственном здании разместилась Школа искусств. Кто-то об этом помнит, но далеко не все. Ответ на вопрос: "Почему переулок Геологов так называется?"- "Потому что здесь стояли геологи"- тому подтверждение. Следовательно, очень важно сохранить теперь уже историческую память не только о геологах, но и о топографах и геодезистах.


Рецензии