Свет маяка
С В Е Т М А Я К А
Памяти Ларисы Воропаевой
В Флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса.
Последний месяц все мы жили в тревожном ожидании чуда, что сегодняшняя встреча не состоится. Увы. В ночь с восьмого на девятое я не спал и пытался ответить : "Кем была для нас Лариса, какими шелковыми нитями притянула всех нас к себе"? Понятно, для мужа была женой, для детей мамой, для внуков бабулей. А для одноклассников, для сокурсников, для сослуживцев, для друзей детства? Нас много. Мы все разные. Не соратники, не единомышленники. Нас не объединяет всеобщая идея, но мы почему -то все здесь.
Сегодня в адрес Ларисы будет сказано много теплых слов. Что она была настоящим другом, душой компании, лидером и организатором. Для роли Ларисы этого мало. Она выделялась. В ней была и простота и в то же время величие. Кем она была? Феей, волшебницей? Возможно. Но все равно мало. Императрицей, властелиной? Не без этого. Но такие черты этих образов в ней проявлялись крайне редко.
Я до утра искал разгадку, прокрутил всю кинопленку назад, в школьные годы, когда Лариса в середине учебного года появилась у нас в девятом классе. Перебирал кадр за кадром последние три года учебы в школе, наши взаимоотношения одноклассников, совместные многодневные вылазки за город и догадался, почему мы сегодня все здесь, что нас объединяет. Объединяет нас конечно Лариса, но почему? Я предлагаю свою версию, весьма необычную. Простите меня за некоторые романтические фантазии, но это было именно так.
Мы, одноклассники, дети послевоенного времени, были хулиганы и романтики. Хулиганы потому, что в нашей среде обитания присутствовал дух конца сороковых и начала пятидесятых лет, когда половина населения страны отсидела в лагерях и тюрьмах. А романтиками стали после полета Юрия Гагарина в космос. Это был переворот в сознании людей. И в наших головах тоже. Нам молодым захотелось делать что -то значимое для страны: поехать в Сибирь, строить города, электростанции ( помните повесть "Генка Пыжов первый житель Братска"?) Но мы еще были школьниками.
Лариса легко влилась в коллектив класса. Наоборот. Это класс влился в мир, который предложила Лариса. Что сделала Лариса неправильно, по мнению классной руководительницы и некоторых родителей, это то, что Лариса, примерная ученица, стала дружить с мальчиками плохого поведения. А через год уже верховодила над пацанами на улице близ школы, оставаясь такой же примерной ученицей. Она легко могла поставить на место зарвавшегося пацана, разруливала наши юношеские конфликты, и странное дело, ни у кого не было никаких обид. Её мама безбоязненно отпускала Ларису в многодневные вылазки за город . А без Лариски никто бы никуда не поехал. Как же мы будем петь под гитару у костра про бригантину, пить портвейн за яростных и непокорных? Не получилось бы. Она уже тогда была авторитетной девочкой для всех. И доступной для дружбы.
Лидерство? Несомненно. А какая проломная целенаправленность!
Я вкратце перескажу о чем нам поведала Лариса лет двадцать назад .Её рассказы - это литературные композиции. Я только суть.
В 66 году нас, мальчишек, забрали в армию и служили мы в разных уголках Союза и в странах Варшавского договора. И писали письма Ларисе. А она всем отвечала. Через год у неё созрела мысль - навестить кого - нибудь из солдатиков. К своему будущему мужу Жене Воропаеву в Венгрию она поехать не могла. На Дальний Восток - долго и накладно для студентки. Решила поехать к Володе Ткаченко, в Подмосковье, в Бронницы. Надо сказать, что в те годы приезд друзей и родственников к солдатам не приветствовался командованием. Такие свидания были редкостью в СА. Но Лариса про это не знала. Она собрала сумку с вещами, купила портвейн "Агдам" 0,7 литра, закуску и пошла к маме Володи, Екатерине Титовне, сказать, что она едет к Володе и может передать родительский привет сыну. Екатерина Титовна очень обрадовалась словам Ларисы и быстро собрала большую сумку, куда поместила 3-х литровую банку варенья, бутылку портвейна 0,5 литра и всякую жрачку, по словам Ларисы, что продавали в магазинах в те времена. И пожелала Ларисе счастливого пути.
В Москве Лариса обнаружила пропажу кошелька с деньгами. Или потеряла или украли. Надо было принимать решение. Разумное - договориться как - нибудь с проводником вагона и вернуться домой, в Казань. Лариса приняла авантюрное, - вперед! Обманула турникет в метро и поехала на вокзал, откуда электрички уходили в сторону Бронниц. В электричках не было контролеров на тот раз. Она доехала до нужной станции, откуда нужно было ехать до военной части на автобусе. Всю дорогу корила себя, что не позвонила Екатерине Титовне , а пошла к ней и теперь приходится тащить две сумки. Кондуктор в автобусе посочувствовала Ларисе и разрешила доехать до конечной остановки без оплаты проезда. Выйдя из автобуса, Лариса спросила у местных мужиков где воинская часть?
- " Не далеко, километров пять -шесть отсюда, по тропинке через поле, потом через лес, потом еще через поле, а там рукой подать."
Когда Лариса с сумками добралась до КПП, она вздохнула с облегчением -теперь сумки попрет Вовка. Пришел дежурный по части офицер и сказал, что в списках части Владимир Ткаченко не значится. Дежуривший солдатик шепнул Ларисе, что есть другая воинская часть, с другой стороны в пригороде Бронниц. Как она добралась до другого КПП я уже не помню. Помню , как она рассказывала, что на КПП пришел офицер особого отдела и устроил допрос: кто она, зачем приехала, как нашла эту секретную воинскую часть, как обошла дозорные посты на подходе к части и т.д. и т.п. Воинская часть действительно была очень секретной. Там с подземного аэродрома взлетали истребители.
Пришел дежурный по части офицер и сказал, что свидание с мл. сержантом Ткаченко невозможно в ближайшие три дня. Сержант находится под арестом на гаубт -вахте. Двадцатилетняя девчушка изнуренная голодом, непосильной дорогой и проклятыми сумками потребовала встречи с командиром части . Офицеры сникли от её напора. На КПП пришел молодой полковник, остановил пламенный рассказ Ларисы и спросил: "Кем вы приходитесь мл. сержанту Ткаченко - сестрой, подругой, невестой, женой ?"
- " Всеми, товарищ командир", - ответила Лариса.
Володю освободили из под ареста с отсрочкой отсидки на потом. То есть. Лариса выделялась незаурядными поступками по отношению к друзьям.
А теперь о главном.
Еще в школе Лариса начала что -то строить, не осознавая что это будет. В голове подспудно звучала "Бригантина", на которой многие хотели уйти в море с капитаном. А она не думала о море. Она думала о том, как облегчить друзьям на бригантине возвращенье к родным берегам. Мы помогали ей с воодушевлением строить это нечто. Вдвоем с подругой Аллой Титишевой они начали издавать школьный рукописный литературный журнал, куда мы с робостью передавали свои первые стихи и литературные опусы. После школы уже в институте Лариса со своими однокурсниками продолжала строительство и закончила в год окончания учебы.
Она построила маяк Дружбы в Житейском море бытия. Своей душевной теплотой и мощной энергетикой она генерировала и излучала потоки света с маяка. Свет покрывал все пространство необъятного Советского Союза, был виден во всех городах и весях, вплоть до Магадана, где находились друзья Ларисы. С того момента Лариса стала смотрителем маяка. Вот её главная роль в отношениях с друзьями и близкими. Она никуда не уезжала, была всегда на месте и каждый вечер зажигала свет на маяке. И мы все поняли , что у нас есть теперь ориентир, мы не потеряемся в своих дружеских отношениях, куда бы не забросила нас судьба. Отблески маяка всегда были в поле нашего зрения. И если Лариса подавала сигнал одноклассникам или сокурсникам, что надо встретиться, мы откладывали все дела и летели, плыли, ехали, позли на манящий свет маяка.
Как и полагается, у маяка Дружбы были точные географические координаты. Это квартира на третьем этаже дома хрущевских времен на улице Окольной. Там Лариса прожила большую часть жизни со своей мамой Антониной Федоровной, с мужем Евгением , с которым они вырастили и воспитали детей , Аллу и Романа. А потом там появились внуки -Женя, Егор, Сашенька и Сёмушка. Но удивительно другое. В этой малогабаритной квартире находилось место и для нас с вами.
На протяжении десятилетий Лариса собирала компании одноклассников, однокурсников и сослуживцев. Приходили просто так -поделиться новостями, фотографиями, видеокассетами. И у Ларисы появилась вторая значимая роль. Роль собирателя и хранителя историй судеб своих друзей. У ней были все наши телефоны и адреса. Она знала кто, где и с кем. Остался большой архив со школьных лет про нас с вами.
8 февраля потухли огни маяка. Весь лучезарный свет и душевное тепло Лариса отдала нам : мужу, детям, внукам, родным, близким, друзьям. В этот день я получил сообщение на телефон от Ромы Воропаева: "Мама ушла тихо". Спасибо тебе Лариса за все. Прости нас.
9 февраля 2016 г.
Свидетельство о публикации №217102401872
Александр Григ Дорофеев 30.07.2018 20:25 Заявить о нарушении