Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 48. гл

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 48. ГЛАВА 18. СТ. 1-12. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


Глава 18. Совершенство отречения.

1.Арджуна сказал.
Я хочу знать, о, Многорукий, об отречении санйаса, а также, о, Хришикеша, в чем заключается его отличие от отречения тйага, о, Кеши-Нишудана.

КОММЕНТАРИЙ:

На тот период существовали два понимания отрешения. И когда речь могла идти об отрешении, то необходимо было правильно или точно понимать, о каком отрешении идет речь. Надо было также понимать, что у них общего и в чем отличие, ибо эти вопросы были принципиально важны и были в основе религиозной практики людей, как и надо было понять, какое отрешение рекомендовано Богом, чтобы духовная практика была без отклонений и давала лучшие духовные  плоды.

2.Шри-Бхагаван Сказал.
Отказ от удовлетворения чувств и работы мудрецы знают, как отречение санйаса. Отказ от всех плодов деятельности сведующие называют отречением Тйага.

КОММЕНТАРИЙ:

Известные на тот период виды отрешения имеют свое название и свою суть. Саннйаса и Тйага.  Отрешение саннйаса заключается в отрешенном образе жизни, где человек фактически отказывается от исполнения работы, как средства поддержания тела, и отказывается от удовлетворения своих чувств. Такие люди живут в уединенных местах, аскетичны, фактически не работают и живут, побираясь, тем, что дают люди. Во времена Арджуны таких людей считали Святыми, считалось, что они освящают жилище и потому им всегда давали еду, одежду, жертвовали на жизнь. Что касается отрешения тйага, то это отрешение не было очень распространено, не считалось авторитетным, не считалось духовной практикой, вызывало многие споры, когда человек решал для себя, какое отрешение, как средство духовной практики ему предпочесть. Заключалось отрешение тйага в том, что человек отказывался от плодов любой своей деятельности, фактически исполняя работу, но просто на уровне мысли перед началом работы посвящал работу или любой вид деятельности Богу. Это отрешение не требовало жить в уединенном месте, человек мог работать, мог таким образом содержать свою семью и поддерживать тело. Он не считался святым, хотя был занят своего рода духовной практиой, не ходил из дома в дом, не просил подаяние и мог быть или слыть человеком даже зажиточным, но все же религиозным, идущим по пути отрешения.


3.В этой связи одни великие мудрецы говорят, что от работы следует отказаться, как от причины греха, а другие считают, что никогда не следует отказываться от жертвоприношений, благотворительности, тапасьи и работы.

КОММЕНТАРИЙ:

Все эти и следующие ответы идут для Арджуны и его современников, согласно уровню их материального и духовного развития. Современный человек должен из всего брать то, что ему рекомендует Бог Лично в комментариях. Но о чем данный стих? Что надо из него было извлечь? Есть два вида отрешения: Саннйаса и Тйага. Один вид отрешения, саннйаса, – категорически отказывается от любой деятельности, в частности, от работы. Фактическое неисполнение работы для тех, кто стоит на платформе саннйасы, есть правильный путь, путь не привязывающий к работе или другой деятельности, а значит, человек не будет пожинать плоды греховной деятельности, ибо он ничего не совершает. Так мыслит и считает саннйаси. Его удаление от материального мира, не выполнение никакой деятельности, отказ от удовлетворения чувств кажется единственно правильным решением. Так мыслящие мудрецы отказываются от работы, как от причины греха. Так думают те, кто выбрал отречение саннйаса. И стоят на этом, считая такую духовную практику действенной, понятной, и угодной Богу.


Но есть и другая точка зрения тех, кто все же стоит на рельсах тйаги. Им понятней другое. Можно, ведь, и никуда не уединяться, не рвать с обществом, не попрошайничать, но работать, но заниматься благотворительностью, но заниматься тапасьей, но заниматься жертвоприношениями и все это, как деятельность всех этих направлений, так и плоды просто посвящать Богу. Это же медитация. Это же выход на Бога постоянный. Т.о. получается, что и работа и все другое есть средство достижения Бога, духовная практика, которая также рекомендуется в Ведах, есть Слово Бога и Воля Бога. Так, почему же этим не воспользоваться. Это и средство духовного развития, да и через работу можно поддерживать свое тело и своей семьи.

Таким образом, два вида отрешения порождали во времена Арджуны и разное отношение прежде всего к труду. Одни считали, что труд есть причина греховной деятельности или источник зла, а другие, что труд есть средство духовного развития через посвящение труда Божественной Личности, как и плодов труда.


4.Поэтому, о, Бхараттасаттама, услышь Мое непоколебимое Мнение об отречении тйага. О, пурушавйагра, отречение тйага непременно объявлено в трех видах (в зависимости от трех гунн материальной природы).

КОММЕНТАРИЙ:

Однако, Указав суть каждого вида отрешения, Бог собирается все же дать понимание Арджуне о том, как эти два вида отрешения связаны между собой. Поэтому или в этой связи надо понять, что отрешение Тйага существует в трех видах в зависимости от гун материальной природы, т.е. Тйага в гуне благости, тйага в гуне страсти и тйага в гуне невежества. Что это означает или как можно трактовать эти гуны и что из этого можно извлечь, чтобы осознать связь отрешения Тйаги и отрешения Саннйаса, об этом Бог Скажет несколько позже, в стихах 7, 8, 9. А пока надо знать то, как на самом деле Бог относится к фактическому отклонению от выполнения работы или к фактическому неисполнению работы, на чем, по сути, основано отрешение Саннйаса. Т.е. надо понять, на сколько такое отрешение законно или приемлемо в условиях материального существования и здесь Мнение Бога. Об этим в стихах 5, 6, 7 (а затем можно вернуться к вопросу об отрешении тйага в трех видах в зависимости от гун природы и понять, какое отношение к отрешению тйага имеет отрешение Саннйаса или как эти два отрешения связаны между собой).

В следующих стихах Мнение Бога об отказе от фактического исполнения работы, на чем основывается отрешение Саннйаса:



5.Никогда не следует отказываться от жертвоприношений, благотворительности, тапасьи и работы, но непременно их исполнять. Жертвоприношения, благотворительность, также непременно тапасья очищает даже великие души.

КОММЕНТАРИЙ:

Мнение Бога – Закон. Однозначно надо работать. И не только фактически работать и этим поддерживать свое тело, но и реально заниматься жертвоприношениями, благотворительностью, тапасьей, ну, и самим трудом. Это – неоспоримое, окончательное, не подлежащее сомнению Мнение Всевышнего. Бог Указывает, что, как бы высоко ни стояли, условно говоря, великие души (великих нет, но так надо было сказать для Арджуны, ибо так требовала его ступень и его современников), но никому и никогда не помешает в их духовном развитии и благотворительность, и аскетизм, и жертвоприношения, не говоря уже о фактическом исполнении работы, через которую каждый обязан поддерживать свое тело. Ибо, иначе, о каком преданном служении Богу можно говорить? Ни о каком. Человек будет постоянно ни в ту сторону смотреть, не исполнять долг и думать, где взять еду и чем покрыть тело.


6.Но и во всей этой деятельности следует отказаться от привязанностей и плодов, а также исполнять, как долг, о, Партха. Это Мое непоколебимое лучшее Мнение.

КОММЕНТАРИЙ:

Но речь идет о такой работе, которая бы не только фактически выполнялась, но и была угодна Богу Кришне. Поэтому Бог дополнительно требует, чтобы работа исполнялась, как долг, без привязанности к плодам работы или, что тоже самое, работа должна посвящаться Богу Кришне. Это – окончательное Мнение Бога, Абсолютное Мнение Бога. Это Непоколебимое Мнение Бога. Только так. И работать фактически необходимо и посвящать Богу плоды своего труда, не привязываясь таким образом ни к процессу труда, ни к плодам, но полностью, понимая, Кто за всем стоит, посвящая свой труд Богу. Бог сказал однозначно и определенно.




7.Человек никогда не должен отказываться от предписанной деятельности. Его «высокое» отречение, вызванное иллюзией, объявляется отречением тьяга в гунне невежества.

КОММЕНТАРИЙ:

А что мы видим в отрешении Саннйаса? Йог ставит перед собой великую цель, духовное развитие и достижение Всевышнего, и поэтому, имея в себе такую цель, не желает работать, считает по своим причинам работу злом, ибо она привязывает к материальному миру, поэтому  считает работу источником греха и предпочитает жить отшельником и побираться по домам, как бы освящая жилища людей и таким образом получая еду и одежду и все, что попросит или дадут люди и сочтут за честь… Но нет. Так жить и так служить Богу Бог запрещает. Но только трудиться и только так, как указал Бог, т.е. не отказываясь от фактического труда, и на уровне мысли предлагая свой труд Богу, и на уровне мысли не претендуя на плоды и чтобы ими не распоряжаться, ибо Бог Сам поведет и укажет обстоятельствами, как потратить плоды труда. Но данным стихом Бог Говорит однозначно, что отрешение от работы фактической, даже если у человека некая высокая причина, есть отрешение тйага, но в гуне невежества. Вот в чем связь Саннйася и тйаги. Саннйаса – разновидность тйаги, есть сама тйага, но в гуне НЕВЕЖЕСТВА.

Что же тогда с такой саннйасой делать? И она тйага, имеет право на существование; но результат или Милость Бога будет другая, ибо есть в такой тйаге в гуне невежества не следование Воле Бога. Но если ступень человека низкая, если он только так может отрекаться от мира и при таком условии осуществлять духовную практику, то Бог даст человеку по его ступени, но выйти с таким отрешением за пределы материального мира на духовный план он не сможет, но повращается в колесе сансары и все же придется человеку идти к Богу правильно, т.е. через фактический труд и отказ от плодов своей деятельности, т.е. через карма-йогу. Но что в отрешении саннйяса будет полезно, то Бог сохранит человеку в его новом рождении и употребит в преданном служении, ибо ничего у Бога не может быть потеряно. Что человек той или иной духовной практикой заработал, то и будет ему началом нового пути в новой практике в новом рождении.

Далее, Бог Говрит об отрешении тйага, но уже под влиянием гуны страсти и благости. Это тоже надо хорошо понимать, чтобы правильно исполнять духовную практику, не ошибаясь и без заблуждений, ибо это дорого обходится человеку.




8.В этой же связи, непременно несчастлив тот, кто отказался от исполнения работы из страха или из-за неудобства телу.  Он находится в отречении тйага в гунне страсти и никогда в результате такого отречения не насладится плодами.

КОММЕНТАРИЙ:

Продолжая вопрос об отрешении тйага, надо понимать, что это отрешение находится под влиянием трех гун природы. Как проявляет себя тйага в гуне невежества? Уже было рассмотрено. Если тйага в гуне невежества, то она называется саннйасой. Т.е. человек и не хочет работать и не работает фактически. Но посвящает свою жизнь Богу через отказ от наслаждений материального мира, уединяется или живет отшельником и побирается, так поддерживая свое тело. Он отказывается от работы фактической из-за своих высоких устремлений – служить Богу и чтобы ничто не мешало. А как прожить – Бог даст через подаяния. И Бог дает через людей, но и предупреждает, что отрешение от работы фактическое не на пользу, не на пользу и духовной практике. Но если ступень не высокая, а человек религиозен, то свое из такого отрешенного образа жизни он извлечет и будет использовано в следующем рождении. Но о выходе на духовный план не следует думать. Саннйаса не выведет. Ибо надо было работать и работать фактически, но с условием посвящения плодов труда и самого труда Богу Кришне.

Но помимо отрешения тйага в гуне невежества (что есть саннйаса), есть отрешение тйага в гуне страсти. И этот случай здесь, в ст.8 также описан. Или более конкретно. Если человек отрекается от фактического исполнения работы из страха или неудобств телу, то в таком случае, если именно это есть причина фактического не выполнения труда или отказа от работы, то такое отрешение от работы есть отрешение тйага в гуне страсти. Если это причина, то и в этом случае результат для человека будет неудовлетворительный. Такое отрешение никак нельзя приобщить к отрешению духовного порядка, и поэтому нет смысла говорить о духовных плодах. Просто человек не осилил труд, не претерпел, не пожелал поднапрячься, не преодолел труд, который ему дал Бог. В этом случае он может и пострадать, ибо в наказание Бог долго ему не даст работу, невозможно будет поддерживать свое тело, и человеку придется все же пойти по пути преодолений через труд, который ему наметил Бог, и через который он обязан и поддерживать свое тело и отдавать долг и собственно развивать те качества, которые через этот именно труд наметил в нем развить Всевышний. Таким образом, такой отказ, такое отрешение от работы, ведущее к фактическому ее неисполнению из-за неудобств тела и страха есть отрешение тйага в гуне страсти.

9.Таким образом, о, Арджуна, непременно следует исполнять работу, как долг, отказываясь от привязанностей и непременно плодов. Такое отречение тйага считается в гунне благости.

КОММЕНТАРИЙ:

Рассмотрели отрешение тйага в гуне невежества. Осознали, что тйага в гуне невежества есть, по сути, саннйяса, фактическое неисполнение работы из-за великой так сказать цели (это здесь важно, духовная составляющая причина); тйага в гуне страсти – есть отказ от фактического исполнения работы в связи с неудобствами тела, со страхом, связанным с работой.

Теперь речь должна пойти о тйаге в гуне благости. В стихе 9 определение такой тйаге Бог дает. Работу надо исполнять, как долг, непременно; ибо это Воля Бога, чтобы человек фактически работал, даже занимаясь преданным служением и многими духовными практиками, типа благотворительности, тапасьи, жертвоприношений. И работать. Но работать надо при определенных условиях. И не иначе. Т.е. отказываясь от привязанностей, не претендуя на плоды труда, не считая себя причиной труда или производящим, или распоряжающимся, полностью посвящая свой труд Богу. Вот такое исполнение фактическое труда, при таких условиях, с таким внутренним процессом есть тйага в гуне благости; такое отрешение есть законное, благословленное Богом, разрешаемое и не имеет альтернативы для духовного развития, как и есть непременное условие для переходя в свое время на духовный план.




10.Разумный человек, оставивший все сомнения и приняв отречение тйага в гунне благости, никогда не ненавидит неблагоприятную работу и никогда не привязывается к благоприятной.

КОММЕНТАРИЙ:

На отрешение тйага надо ориентироваться в современном мире, его надо принять бесповоротно тому, кто желает успехов на пути к Богу. Но к такому отрешению человек должен быть и готов. Он уже должен быть занят в преданном служении, уже устремляться по пути аскетизма, добродетели, контроля ума, чувств, желаний, непременно должен поклоняться Богу, чтобы Бог начинал с ним работать в этом направлении, непременно должен очищать свое существование, идти по пути не привязанности к наслаждениям и посулам материального мира, ибо человек, вступивший на путь тйаги в гуне благости обязан быть невозмутимым, равным ко всем проявлениям материального мира, не иметь личного отношения к выполняемой работе, исполняя, как долг, не питая никаких чувств ни к благоприятному ни к неблагоприятному в работе, за всем видя Волю Бога. Человек должен принять отрешение тйага в гуне благости бесповоротно, не видя другого пути материального и духовного развития, желая себе подниматься вверх, по ступеням духовного развития, понимая, что другого пути нет, этот путь в материальный мир дан Богом, такова Воля Бога.



11.Невозможно воплощенному полностью отказаться от работы. Но тот, кто отказался от плодов своей деятельности, его отречение, сказано, есть отречение тйага.

КОММЕНТАРИЙ:

В этом стихе Бог несколько упрощает формулировку. Человек обязан работать. Такова Воля Бога. Но считается та работа, та деятельность разрешенной, в которой плоды этой работы посвящаются Богу, как и сам труд. Т.е. человек должен отказываться, по сути, от плодов своей деятельности, отрекаться от них. В таком случае об отречении говорят, что это отрешение тйага в гуне благости или можно сказать просто, что такое отрешение есть отрешение тйага (согласно стиху 11, так дано Богом). Т.е. выражение «отрешение тйага в гуне благости» и выражение просто «отрешение тйага» - суть одно. Всегда, когда человек говорит об отрешении тйага имеется ввиду, что из трех видов отрешения тйага имеется именно то, которое в гуне благости. Поэтому в вопросе, что есть отрешение Саннйаса и что есть отрешение Тйага имеется в виду соответственно «отрешение тйага в гуне невежества» и «отрешение тйага». Такова между ними связь. И там, и там отрешение тьяга, но одна под влиянием гуны невежества, а другая под влиянием гуны благости. Та, что под влиянием гуны невежества называется саннйаса, а та, что под влиянием гуны благости – отрешение тйага. Это ответ на вопрос Арджуны в ст.1 гл. 18. Сам Бог дал Арджуне задать свой вопрос в ст. 1, ибо надо было дать Божественное разъяснение и за одно и указать, какова Воля Бога относительно работы и как работу следует выполнять, чтобы она была разрешенной деятельностью и чтобы она была средством духовной практики человека.

12.Тот, кто не находится в отречении тйага (работает ради плодов), достигают три вида плодов своей деятельности: нежеланные, желанные и смешанные. Но это не имеет отношение к тем, кто отрекся (от плодов).

КОММЕНТАРИЙ:

Но и этот стих, стих – предупреждение. Надо, чтобы человек понимал, какой деятельностью он фактически занимается и что из этого может быть или последовать. Понятно, что работать должны все. Это Высшая Воля Бога на всех и каждого, ст. 5. Но работать надо так, чтобы эта работа все же не переходила на уровень запрещенной деятельности, ст. 6. Т.е. выполнять надо работу, как долг, отказываясь от привязанностей и плодов. Или выполнять работу следует в отрешении тйага или в отрешении тйага в гуне благости, что есть то же что и отрешение тйага. Если же человек не находится в отрешении тйага (т.е. привязан к плодам выполняемой фактически работы), то такой человек (а это непременно материалист) достигает три вида плодов своей деятельности – нежеланные в виде страданий, желанные в виде успехов и смешанные.


Рецензии