О моих стихах. Новая глава

Продолжение очерка «О моих стихах» (http://www.proza.ru/2017/10/11/222)

Знак информационной продукции: 12 +

История с моим скромным поэтическим наследием получила неожиданное продолжение. На прошлой неделе были обнаружены стихи, написанные мною в школьные и студенческие годы. И теперь есть возможность вспомнить абсолютно всё, как оно было.
Итак, первое, что удалось – это установить кое-какие подробности про уже опубликованные стихи. Так, стихотворение «Пылающий космос» [7] изначально называлось «Погибшие», а его последнее четверостишие выглядело более философски, и несколько неуклюже:

Узнаю тайну жизни, бытия,
Коллег увижу своей практики,
Сгоревших также, как и я
В просторах огненной галактики.

Под стихотворением указана и дата написания: 16 июня 1994 года - это преддверие заката моего увлечения фантастикой. В этот период я всё больше и больше увлекаюсь научно-популярной литературой, и фантастический жанр становится скорее фоном моего внутреннего мира, нежели его основой.
Ещё одно «открытие» - это стихотворение, которое я отдавал в редакцию районной газеты «Знамя» (я упоминал о нём в очерке «О моих стихах» [4]). Оно без названия, и озаглавлено мною по первым строкам: «Пустынные склоны горных вершин…» [6]. Написано раньше «Погибших» - в марте 1994 г., но точной даты нет. Вероятно, и месяц указан весьма приблизительно. Это стихотворение – самое сюрреалистичное в моём творчестве и понять его простому человеку невозможно. Это пример стихотворения-эссе, которое отражает моё тогдашнее представление об оборотной стороне научно-технического прогресса, вызвавшего вселенскую катастрофу. «…Груды погибших машин, когда-то носивших имя людей» - это про цивилизацию, которая поставила чудеса техники в качестве основы жизни и жестоко за это поплатилась. В руках безумцев даже математическая формула становится «жуткой». «Смертельный луч солнца» - это намёк на уничтожение озонового слоя Земли, вполне возможное при ядерной катастрофе. А о ней здесь говорится явно: «жуткое поле…покрытое… изотопом урановых руд…». Герои этого стихотворения – даже не люди, а их души, утратившие всякие надежды, и скорбящие о произошедшем. «Звёздные дали укрылись от глаз…»: катастрофа поставила точку в давней мечте человечества о звёздах, но кто знает, может, есть и другой Разум, который совершит свои фатальные ошибки? («Живого Разума кровавые лучи»). В этом стихотворении – очередное авторское предостережение на вероятность атомной войны, столь широко представленное в фантастике и кинематографе.
Стихотворение «Ночь сплошное одеяло…» [3] - о ночных астрономических наблюдениях вместе с моим давним другом Женей Сувигой. Три «глаза-огонька» - это знаменитый «летний треугольник» из ярчайших звёзд ночного неба - Веги (Альфа Лиры), Денеба (Альфа Лебедя) и Альтаира (Альфа Орла). Но я был бы не я, если бы не придал всему этому более высокий смысл. Отсюда и «освещающая жизни нимбы» луна - мой самый любимый объект ночного созерцания.    
В конце 1994 года я решаю начать цикл стихотворений, посвящённых красоте земных пейзажей. Здесь вдохновителем моего творчества в очередной раз выступает Жюль Верн, описавший в своих романах весь мир. Моя задача скромнее – описать лишь то, что мне интересно.
Цикл я начал с простого, певучего стихотворения «Полярная ночь» [5] про Арктику и тундру. Эпопея «Сибирякова» и челюскинцев, история капитана Гаттераса [1], и «Двух капитанов» [10] были для меня ориентиром, хотя и не имеют прямого отношения к содержанию. 
«Царь-гора» [9] - это про вулкан. Оно довольно мрачное, с тяжёлым слогом, порою чересчур метафоричное («Бог и бес, добро и зло…»), с неожиданным сравнением в самом конце: «И жизнь твоя… угаснет… как красота лесных цветов». Для вулканов, которым миллионы, а может, и миллиарды лет, сравнение с цветами нельзя считать корректным. Но для поэта всё возможно. Вспомним, к примеру, ещё более удивительные сравнения, которыми богата та же гомеровская «Илиада».
Стихотворение «Морские оазисы» [2] - это запоздалый авторский отклик на книгу С. Сахарова «В мире дельфина и осьминога» [12], которой я зачитывался в начальной школе. Это издание - до сих пор для меня шедевральный пример того, какой должна быть научно-популярная книга для детей. Морские звёзды, омары, актинии, морские коньки – о них я впервые узнал именно из этой книги. Воистину – детская энциклопедия на все времена! Настоящая «азбука» начинающего географа, ихтиолога или океанолога, да и любого ребёнка, искренне интересующегося миром. А заканчивается стихотворение сюрреализмом:

…Но оживающих только в мечтах
Безжизненных камней гряды.

Не иначе – глобальное опустынивание после катастрофы с исчезновением всего Мирового океана. Не мог я пройти мимо этой темы даже здесь, в этом по-детски наивном стишке. 
Последнее стихотворение этого цикла (и, вероятно, самое лучшее) – «Тайга» [8]. Написано оно уже в 1998 году, на каникулах, когда я перешёл с третьего на четвёртый курс географического факультета. Источник вдохновения – лекции по предмету «Физическая география России». К этим лекциям наш преподаватель Пётр Владимирович Большаник всегда подбирал эпиграфы, чаще всего поэтические. Любовь к тайге у меня была с детства (ещё бы, ведь «Полесские робинзоны» Янки Мавра [11], рассказы Паустовского – моё любимое!), но вот побывать в ней удалось уже гораздо позже.
А закончить эту «новую главу» я бы хотел тем же выводом, что и предыдущую: «поэзия прекрасна, но меня больше привлекает проза» [4]. И кажется мне, что моя поэзия эту прозу очень даже неплохо дополняет.

Литература:

1. Верн Ж. Путешествие и приключения капитана Гаттераса. // Верн Ж. Собрание сочинений. Том второй. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955. – С. 229-654.
2. Демешко В. Морские оазисы. // http://www.proza.ru/2017/10/24/265
3. Демешко В. Ночь сплошное одеяло… // http://www.proza.ru/2017/10/24/260
4. Демешко В. О моих стихах. // http://www.proza.ru/2017/10/11/222
5. Демешко В. Полярная ночь. // http://www.proza.ru/2017/10/24/264
6. Демешко В. Пустынные склоны горных вершин… // http://www.proza.ru/2017/10/24/259
7. Демешко В. Пылающий космос. // http://www.proza.ru/2017/10/11/210
8. Демешко В. Тайга // http://www.proza.ru/2017/10/24/268
9. Демешко В. Царь-гора. // http://www.proza.ru/2017/10/24/267
10. Каверин В.А. Два капитана. Роман. – Вильнюс: Витурис, 1986. – 727 с.
11. Мавр Я. Сын воды. Полесские робинзоны. ТВТ. Повести. - Минск: Юнацтва, 1986. – 300 с.
12. Сахаров С. В мире дельфина и осьминога. Рассказы о морских животных. – М.: Малыш, 1987. – 120 с.

24 октября 2017 г.

Полный список произведений автора: http://proza.ru/avtor/demits


Рецензии