Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 50. гл

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 50. ГЛАВА 18. СТ. 23-32. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


23.Предписанная работа, исполняемая без стремления к общению, без привязанности и ненависти, без стремления к плодам, такая работа считается в гунне благости.

КОММЕНТАРИЙ:

На самом деле такая работа может исполняться только преданными Бога Кришны. Материальный человек не может из материальной жизни извлечь необходимые качества в той мере, чтобы можно было заниматься именно карма-йогой в полной мере. Но все же есть и такие люди, которые могут пытаться настраивать свой ум на Бога и мысленно предлагать Богу плоды своей работы или посвящать свой труд Богу, исходя из советов преданных Бога Кришны, но не поклоняясь Богу Кришне в полной мере, поскольку Бог еще им не дал такую возможность и необходимое окружение или условия, как возможно и необходимое полноценное устремление. Таких людей почти нет, но и те, кто так старается, делают это отчасти, и их труд невозможно еще признать карма-йогой.

Но, а другие материалисты, не знающие необходимость именно религиозного направления в своей жизни в виде преданного служения, занимаются постоянно и всецело запрещенной или греховной деятельностью, не посвящая свой труд и плоды труда Богу, не поклоняясь Всевышнему, работая с привязанностью, зная гнев, зависть, пустые и осуждающие или гневные разговоры и грешные привязанности и удовлетворения чувств, не следуя никаким религиозным принципам, не занимаясь постоянно благотворительностью, не ведя простой образ жизни, устремляясь по пути материальных наслаждений и удовлетворения низменных желаний, таким образом зарабатывают непрерывно последствия греховной деятельности в виде страданий и преодолений.

Но те, кто занят карма-йогой, кто непременно служит Богу Кришне, кто немногословен в работе, терпелив, всегда умом сосредоточен на Личности Бога, кто равен к благоприятному и неблагоприятному, такие люди непременно удовлетворяют чувства Бога, если все делают правильно и без отклонений, и их работа считается в гуне благости.

Но все же, следует понимать, что никто не может и здесь достигать абсолютный успех. Непременно в любом человеке есть те качества, которые не считаются Богом достаточными для полноценного преданного служения. Поэтому и такие люди непременно потрясаются страданиями, но им всегда идет помощь от Бога, Бог дает благоприятные исходя любых событий, помогая человеку оставаться на рельсах преданного служения, видеть постоянно помощь Бога, укрепляться в совершенных духовных знаниях и добирать те качества, которые еще препятствуют выходу на духовный план. Но в свое время или очень скоро такие люди Милостью и Планом Бога оставляют материальный мир и уходят на духовный план. И в этом не может быть сомнений.

Что касается также предписанной деятельности. То здесь надо понимать именно ту деятельность, которой человек занимается согласно своему образованию, или согласно очень большому своему желанию или цели. Но надо понимать, что иногда человек в этой жизни должен пройти несколько именно материальных практик, как бы пополняя свой багаж материальных практик, развивая и корректируя то там, то здесь Волею и Планом Бога те или иные качества, обогащаясь и материальным опытом, и знаниями, навыками. И это может выглядеть как бессистемная смена работы, где человек как бы и не особо проявлял устремление к тому или иному виду работы, а действовал по необходимости и исходил из того, где его берут и где с помощью этой работы он может решить свои материальные вопросы, раздавать долги и поддерживать свое тело. В такой ситуации такие многочисленные разные направления деятельности для человека тоже можно считать предписанной деятельностью, Волей Бога на человека, ведущей человека понуждением; и карма-йога здесь также принимается Богом.

24.Та работа, которая исполняется из желания удовлетворить чувства, или, опять же, исполняемая с ложным эго, а также с большим  трудом, такая работа считается в гунне страсти.

КОММЕНТАРИЙ:

Материальный мир преимущественно занят работой запрещенного порядка или той, которая находится в гуне страсти. Признаков у так исполняемой работы немало. Однако, в каждую эпоху на работу накладываются еще дополнительные признаки, достаточно существенные, как дань развития всего человеческого материального общества в целом, так и роста интеллекта каждого человека в отдельности. Во времена Арджуны такое определение работы в гуне страсти, ст.24, был достаточным. Но теперь работа в гуне страсти приобрела и новые проявления и достаточно существенные.

В гуне страсти работа не столько носит в себе желание удовлетворить чувства или насладиться процессом работы и даже не столько устремлен человек к почести, хотя для некоторых и это существенно, сколько к стабильности,  высокой оплате, подъему по карьерной лестнице, также современная работа в гуне страсти имеет элементы внутреннего противоборства, но отнюдь не соревновательности, напряжена, требует серьезных материальных знаний, высокой самоотдачи, выносливости, иногда абсолютное подчинение, присутствует элемент несправедливости, самоуправства, требование эффектной внешности, отнюдь не многословие, но логичность, твердость, корректность, в некоторой мере угождение руководству, возможны интимные отношения, разврат в стенах работы, использование служебного положения, корысть, взяточничество, высокомерие, откровенное издевательство над подчиненными, самодовольство, беззаконие, произвол, устремленность к праздникам, банкетам, есть зависть и есть греховные наказуемые деяния в коллективе против друг друга, есть ложное единство, есть корысть, пакостность, но при всем большая требовательность к работникам, текучесть, обман, проявление личной неприязни, оговор, увольнение работников по надуманным или несуществующим причинам, продвижение родственников, денежные греховные манипуляции…

Такая работа, так определенная, свойственна преимущественно материальному миру на всех ступенях гуны страсти и несколько присуща гуне невежества, есть его, материального мира, суть, его ядро, есть проявление низших и вместе с тем интеллектуальных качеств людей, все свидетельствующее об изворотливости и предприимчивости ума,  о не слабом мыслительном процессе, но без религии, без Бога все ставящее на рельсы запрещенной деятельности, что влечет за собой великие страдания, потери работы, безработицу, по сути, гонения, падение управляющих типа директоров, администрации, заместителей… Вся работа изъедена низшими целями, в основе которых деньги и власть. Здесь пруд пруди ложного эго, здесь с трудом не работают, а удерживаются, с трудом не используют свое положение в корыстных целях. Здесь никто не посвящает свой труд Богу. Здесь каждый считает себя причиной, творящим и распоряжающимся.

Поэтому труд в материальном мире в гуне страсти преимущественно выходит из подчинения материального законодательства о труде. Труд становится рабством, связывает, изнуряет побочными проявлениями, бьет человека наотмашь через тех, кто преуспел, кто у руля, кто в легкую использует свое положение… Таковы плоды кармического труда, и они будут существовать и несколько видоизменяться всегда, оставляя свою суть – страдания. Только единицы и в таких условиях могут работать и быть удовлетворенными. Те, кто преданно служит Богу, кто плоды труда и сам труд посвящает Богу, кто знает, Кто за всем стоит изначально. И такие не будут купаться в плодах труда, но Бог им даст то, что подороже.



25.Работа, которая порабощает, несущая разрушение, насилие, не учитывает последствия, совершаемая по собственной прихоти, также которой предшествует иллюзия, считается в гунне невежества.

КОММЕНТАРИЙ:

Работа в гуне невежества поспокойней, но чаще всего физически тяжелая и изнуряющая, но и плохо или почти плохо оплачиваемая и плохо развивающая, не обеспечивает рост интеллекта; но, тем не менее, и в такой работе ведет Сам Бог; и Бог знает, кому и какую работу дать, чтобы и здесь человек все же поддерживал свое тело и развивался.

В современном мире определение работы в гуне невежества несколько иное. Но и сказанное в стихе 25 имеет место. В гуне невежества человек приступает к работе не основываясь в себе на специальные знания, чаще всего это работа простая, физическая, основанная на ходьбе, уборке, помощи, подлежащая контролю, отчету, далеко не всегда выводит на непосредственное общение с людьми, не есть специальное обслуживание людей, не требует правильной речи, отнюдь такая работа не всегда должна в современном мире разрушать (хотя в гуне тьмы есть и некоторые виды греховной деятельности по собственному почину, приносящие страдания другим людям), ибо разрушение и насилие чаще всего встречается в работе в гуне страсти, когда работа связана с военными  действиями преимущественно.

Также работа в гуне невежества развивает физически, учит терпению, выносливости, подчинению, дает смирение в плане зависимости и отчетности, малооплачиваемая, но такая работа востребована в обществе. Здесь может быть нецензурная речь, неадекватное проявляться поведение, лень, неаккуратность, медлительность, грубость, крик, мат, нарушение дисциплины, но нет здесь особой враждебности, здесь работа распределяется по участкам, по территориям обслуживания. Такая работа даже если и порабощает, но от нее люди не стремятся отказываться, ибо все виды работы в гуне невежества примерно по своей оплате и условиям одинаковы. Здесь нет материальной ответственности, нет работы с немощными и больными, нет работы с детьми, но есть уборка, физический труд, обслуживание на самом простом уровне, постоянно только подчиненное положение, зависимость и контроль, не бывает работы со сложными конструкциями, электронной техникой, сложным или новым оборудованием, даже если управление простейшее и сводится к нажатию кнопок. Общение на такой работе умеренное, не обязательно по сути работы… возможны или допустимы опоздания, прогулы без особого нанесения ущерба в работе, редко здесь может проявляться особая личная положительная инициатива, почти невозможны рациональные предложения работниками, может быть воровство, или элементы преступности…

 

26.Работник, свободный от материального общения, без ложного эго, наделенный решимостью и энтузиазмом, неизменный в успехе и неудаче, считается работником в гунне благости.

КОММЕНТАРИЙ:

Но как проявляет себя работник в гуне благости. Здесь речь может идти о том, кто занят карма-йогой. В гуне благости могут работать только преданные Бога Кришны. Все другие работники попадают под влияние гуны страсти. Проявления работника в гуне благости следующие:
1.Немногословен.
2.Терпелив.
3.Посвящает на уровне мыслительного процесса труд и плоды Всевышнему.
4.В процессе работы постоянно направлен мыслью на Бога.
5.Выполняет работу старательно, с желанием, почти легко, знает суть работы, с пониманием преодолевает трудности и уповает на Бога.
6.Знает и видит за всем стоящего Бога. В процессе труда все события и обстоятельства, все диалоги, все неожиданные обстоятельства понимает, как Волю Бога.
7.Равен к благоприятному и неблагоприятному в работе.
8.Доброжелателен.
9.Легко обучаем.
10.Не входит в лишние разговоры, никого не осуждает, но может приходить на помощь.
11.Не занят лишним мыслительным процессом, не подвержен мечтательности.
12.Собран, активен, аккуратен, сосредоточен, понятлив, видит во всех ситуациях присутствие и Волю Бога.
13.Не завистлив.
14.Никого не убеждает и не переубеждает.
15.Подчиняется тому, кого над ним поставил управляющим Бог.
16.Не заботится об удобствах телу, легко отзывается на просьбы, не претендует и не отказывается.
17.Удовлетворяется тем вознаграждением, которое само идет в руки, видя в этом Волю Бога.
18.Не работает на двух работах, не имеет несколько источников дохода.
19.Не устремляется постоянно менять работу. Но если приходится по обстоятельствам, видит в этом только Волю Бога.
20.Не связан работой, не считает работу своей целью и единственным смыслом жизни, но исполняет ее, как долг.
21.Непременно помимо работы занят благотворительностью и аскетизмом и ведет простой образ жизни.
22. Не стяжает. Не жадный. Полностью полагается на Бога.
23.Доброжелателен к людям, миролюбив, отзывчив.
24.Равно относится к успеху и поражению, к хорошей и плохой оплате труда, к премиям и их отсутствию, к поощрению и похвале, как и к поношению и наказанию.
25.Не распоряжается плодами труда, но поступает так, как его ведет Бог и как показывает Бог или извещает через других.
26.Рассматривает труд, как Волю Бога, как необходимость поддерживать свое тело и тела близких.
27.Не отказывается ни от карьерного роста, ни от понижения в работе, во всем Видя Волю Бога.
28.Понимает, какие качества через данный труд хочет или планирует развить в нем Бог.
29.Отзывчив, никому в работе не препятствует, не позволяет препятствовать себе, имеет достоинство, может отстаивать свою точку зрения, не позволяя себя унижать или оскорблять.
30. Служит по своим качествам и в работе примером другим.




27. Работник очень привязанный, устремленный к плодам своей работы, жадный, насилующий свою волю, нечистый, подверженный радостям и печалям, объявлен работником в гунне страсти.

КОММЕНТАРИЙ:

Качества работника в гуне страсти:

1.Нетерпелив, склонен осуждать, завидовать.
2.Устремление по карьерной лестнице.
3.Отличает друга и врага, благоприятное и неблагоприятное в работе.
4.Жадный, корыстный, нечистый на помыслы, расчетливый.
5.Насилующий свою и чужую волю.
6.Не видящий в работе за всем стоящего Бога.
7.Не посвящающий труд и плоды труда Богу.
8.Не уповающий на Бога.
9.Конфликтный, требовательный, настойчивый.
10.Привязанный к работе, видящий в работе средство достижения материальной цели.
11.Многословный, не всегда уступчивый, самонадеянный, пристрастный.
12.Склонен осуждать, проявлять агрессию, может быть настойчивым и неумолимым не по существу.
13.Склонен к материальным знаниям, к производственному обучению, к развитию.
14.Беспокойстве о престиже, о мнении других касательно себя.
15.Не склонен в работе чем-то жертвовать ради других.
16.Не выдерживает работу, требующую неудобства телу.
17.Сопротивляется унижениям, но защищает себя не аргументированно, надуманно, лживо, склонен подставлять других, ставя их в опасную ситуацию.
18.Владеет речью, но спекулирует на доверии, изворотлив, не точно может отражать сеть проблемы и не может точно видеть выход из ситуации.
19.Самомнение, престиж, внешние данные занимают важное место в борьбе за уважение и почет на работе.
20.Подхалимство, взирание на лица.
21.Тщеславие.
22.Материальная тактичность, нравственность, угодничество, двойные стандарты, превышение должностных полномочий, склонность к решению производственных вопросов нечестными путями, нежелание выполнять неоплачиваемую работу.
23.Поиск виноватых.
24.Несправедливость.
25.Наушничество.
26.Строптивость.
27.Нетерпение удачливых и успешных.
28.Нездоровое соперничество.
29.Корысть.
30.Постоянное беспокойство и страхи.
31.Склонность к изменам (жене, мужу) на работе.
32.Лень, неуважительное отношение к другим работникам.
33.Высокомерие, гордыня, унижение других.
34.Старательность, желание быть угодным начальству.
35.Отсутствие самоконтроля чувств, желаний, мыслительного процесса, проявления себя.
36.Слабая добродетель.
37.Отсутствие простого образа жизни или аскетизма.
38.Подвластность иллюзорным энергиям Бога, мечтательность,  постановка нереальной цели,  не истинное видение своих возможностей.
39.Слабая религиозность.
40.Устремление к наслаждению чувств, к дням рождения, праздникам, банкетам, поездкам за границу, необузданный шопинг.
41.Устремление к славе, власти, деньгам, стяжательство.
42. Неуравновешенность, излишняя эмоциональность.
43.Придирчивость, предвзятость, не смирение.
44.Склонность к вражде, выяснению отношений.
45.Борьба за престиж, за повышение на работе, радость чужой неудаче.
46.Эгоизм.
47.Понимание, что все зависит от самого человека, надежда на себя, свои силы, не видение за всем стоящего Бога и Воли Бога.
48.Неразумность, не умение управлять своими чувствами.
49.Устремленность работать не только на одной работе, но иметь и другие источники дохода, обеспокоенность уровнем зарплаты, борьба за лучшие условия, за лучшее денежное вознаграждение, за престиж, за подъем по карьерной лестнице.
50.Полная зависимость от работы, связанность работой.






28.Работник, исполняющий работу, не следуя наставлениям шастр,  материалистичный, упрямый, лживый, оскорбляющий других, ленивый, угрюмый, также медлительный, считается работником в гунне невежества.

КОММЕНТАРИЙ:

Качества работника в гуне невежества в эту эпоху:

1.Очень слабая религиозность или ее полное отсутствие.
2.Слабая нравственная и духовная основа при выполнении любой работы, не умение уповать на Бога.
3.Материалистичность меньше, чем в гуне страсти, ибо человек еще не осознал в полной мере плоды материальной цивилизации из-за слабой материальной обеспеченности.
4.Нецензурная речь, жадность, нетерпеливать.
5.Лживость, гнев, зависть, корысть, лень, медлительность.
6.Не умение уповать на Бога, надеяться на Бога, видеть помощь Бога.
7.Не умение правильно распоряжаться плодами труда.
8.Неумеренные пристрастия к спиртным напиткам, наркотикам, курению, сну, бесполезному времяпрепровождению.
9.Склонность к кражам, оскорблению других.
10.Привязанность к работе, видение в ней единственный источник поддержания тела.
11.Неуравновешенность, вспыльчивость, неумение правильно формулировать суть, которую хочешь донести до других.
12.Отсутствие последовательности в действиях, неумение анализировать причины сбоев в работе или изъяны, не умение преодолевать неожиданные результаты.
13.Не проявляется в работе хорошая активность, внимательность, добросовестность, старание или время от времени.
14.Уступчивость начальству и лицемерие за глаза.
15.Не умение урегулировать конфликты.
16.Склонность решать вопросы через низшее проявление качеств.
17.Слабость ума, отсутствие уверенности, отсутствие самоконтроля.
18.Простой образ мысли, обусловленный слабым материальным обеспечением.
19.Аскетизм, обусловленный слабым материальным обеспечением.
20.Добродетель низкого уровня, претендующая на вознаграждение всегда.
21.Преимущественное отсутствие тяготения к знаниям, которые бы можно было применить на работе.
22.Слабо мерцающий энтузиазм на работе.
23.Склонность на дисциплинарные взыскания.
24.Немногословие или скудословие на основе неразвитого словарного запаса и интеллекта.
25.Склонность идти на уступки по работе, но и склонность за эти уступки требовать вознаграждение.
26.Неуважительное отношение к людям преимущественное.
27.Бестактность, упрямство, не умение отстаивать свою точку зрения.
28.Неумение себя защитить иначе, как только греховными средствами.
29.Непорядочность, назойливость, преступное или безнравственное поведение.
30.Беспринципность, не умение думать наперед, просчитывать наперед, податливость, неумеренность, склонность впадать в панику печаль, склонность к самоубийству, насилию, жестокости, порывам гнева.



29. Теперь услышь от Меня о трех видах разума и решимости в зависимости от трех гунн материальной природы.

КОММЕНТАРИЙ:

Подобно тому, как работа, работник и знания могут быть каждый под влиянием трех гун природы, имея в каждой гуне свои характеристики, точно также под влиянием трех гун природы можно рассматривать разум и решимость. Т.е разум может быть в гуне благости, разум может быть в гуне страсти и разум может быть в гуне невежества. И точно также решимость может быть в гуне благости, решимость может быть в гуне страсти и решимость может быть в гуне невежества. Эти всего шесть разновидностей разума и решимости и рассмотрим в следующих стихах.



30.Разум,  который знает, какая деятельность развивает, а какая бесполезна, что есть долг и что делать не следует, в чем заключается страх и бесстрашие, а также обусловленность и свобода, такой разум, о, Партха,  в гунне благости.

КОММЕНТАРИЙ:

Разум в гуне благости:

1.Непременно религиозность разума.
2.Знает, что можно делать, и что делать нельзя.
3.Знает, в чем заключается религиозный долг.
4.Знает изначальное положение всех живых существ.
5.Знает природу всех живых существ.
6.Направляет на аскетичность, на ограничение.
7.Направляет на добродетель.
8.Направляет на необратимое преданное служение.
9.Направляет на контроль ума, желаний и чувств.
10.Не желает распоряжаться плодами труда, добродетели, жертвоприношений и аскетизма.
11.Направлен на контроль желаний, чувств, мыслительного процесса.
12.Постоянно направлен на Личность Бога.
13.Независим от условностей материального мира, не привлекается внешними материальными объектами наслаждения.
14.Контролирует поведение человека, его цель, смысл жизни, устремления.
15.Посвящает жизнь Богу Кришне.
16.Не позволяет человеку привлекаться посулами материального мира.
17.Помогает человеку видеть влияние гун природы и указывает религиозные пути выхода из-под влияния иллюзорных энергий Бога.
18.Помогает выходить из-под влияния двойственности материального мира.
19.Дает равное отношение к победе и поражению, славе и бесславию, другу и врагу, камню и золоту, к благоприятному и неблагоприятному.
20.Непременно помогает человеку проходить духовную практику, что есть преданное служение.
21.Помогает человеку входить в Святые писания и утверждаться в них.
22.Помогает в пути отрешенного образа жизни, отрешения от плодов любого своего труда или деятельности.
23.Дает независимость от труда.
24.Помогает человеку не устремляться к материальному счастью, показывая, что все в этом мире имеет начало и конец, также преходяще.
25.Дает бесстрашие.
26.Постоянно напоминает человеку, Кто за всем стоит, Кто есть Высшая Причина всех причин, от Кого все исходит и Кто есть Высший Управляющий в материальном мире.
27.Помогает человеку видеть материальный мир и решать все в нем вопросы через призму совершенных знаний и Волю Бога, как и План Бога.
28.Дает человеку направленный на Бога постоянно мыслительный процесс, дает внутреннее почтение к Богу, дает видеть все в Боге и Бога во всем и в каждом, дает понимать Волю Бога в себе.
29.Разум дает правильно исполнять жертвоприношения, религиозные ритуалы, правильно поклоняться Богу.
30.Разум дает видеть во всем помощь Бога, качества Бога, труд Бога и дает возможность постоянно благодарить Всевышнего и должным образом Поклоняться Богу Кришне.

При всем этом надо понимать, что разум дается человеку только Богом, разум развивается Волей Бога, Планом Бога, есть работа Бога, направленная на все живые существа или на все творение. Не человек причина своего разума. Но Бог. Разум Бог развивает через материальный мир или условиями и средствами материального мира, через путь страданий и преодолений в колесе сансары, через развитие живых существ, через вовлечение их в материальные игры и роли и следующие за этим греховные деяния, которые Бог изничтожает через путь страданий и преодолений; и таким образом человек развивает ум, разум, качества и Волею и Милостью Бога поднимается по ступеням материального и духовного развития, подготавливаясь к преданному служению. В преданном служении опять же человека развивает и ведет Бог.

Именно через духовную практику в преданном служении человек развивает разум, который способен воспринимать, входить, утверждаться и практически использовать Святые Писания; также разум развивается через добродетель, аскетизм, духовные практики, контроль ума, желаний и чувств. Таким образом, развитый разум не достигается быстро, но достигается каждым, в свое время, через свой путь, свое преданное служение и свои духовные практики. Однако, до того момента, когда разум будет считаться в гуне благости, он должен пройти и более низкие ступени своего развития, т.е. должен быть и под влиянием гуны страсти, и под влиянием гуны невежества. Но за пределы материального мира человек Милостью Бога выходит тогда, когда его разум находится под влиянием развитой гуны благости.



31.Разум, посредством которого человек несовершенно знает, в чем заключается исполнение религиозного долга и что значит не исполнять религиозный долг, а также не знает, что позволяется делать и что делать не следует, такой разум, о, Партха, в гунне страсти.

КОММЕНТАРИЙ:

Разум в гуне страсти:

1.Не знает, в чем заключается религиозный долг.
2.Не знает изначальную природу человека.
3.Не знает изначальное положение человека перед Богом.
4.Слабо религиозен. Не занят в преданном служении Богу, не поклоняется Богу систематически.
5.Устремлен к посулам материального мира – славе, власти, деньгам, почестям, обогащению, накоплению…
6.Далеко не всегда понимает, что можно сделать, а что нельзя.
7.Привязан к работе, зависим и связан  работой, видит в работе цель и смысл жизни, всю жизнь может посвятить труду.
8.Не устремляет человека к религиозному аскетизму или добродетели, но всегда имеет материальную цель, материальные причины и материальные ожидания, т.е. претендует на плоды.
9.Пытается контролировать ум, желания и чувства, но часто не находит в себе религиозную основу.
10.Разум не может развиваться знаниями Святых Писаний, ибо человек не занят в преданном служении и не занимается духовной практикой, в силу чего Бог не дает нужного понимания, даже если человек пытается Святые Писания читать или изучать.
11.Разум не помогает освободиться от иллюзий, страстных желаний, гнева, зависти, осуждения.
12.Разум не освобождает от страха, тревог, печалей.
13.Разум может отождествлять душу и тело. Разумом человек не видит, что ум, память, разум, все чувства и внутренние энергии дает человеку Бог.
14.Разум не дает понимание, что Бог присутствует в каждом, что не помогает человеку бояться Бога и контролировать свои греховные помыслы и деяния.
15.Разум не видит за всем стоящего Бога и потому человек все результаты любой своей деятельности приписывает себе.
16.Идя на поводу иллюзорных энергий Бога, разум вовлекает человека в материальные игры и роли, что становится причиной многих страданий.
17.Винит других, настраивает и злословит против других, соперничает, изничтожает, таким образом пытаясь себе дать дорогу к материальным успехам или наслаждениям или благам за счет других.
18.Разум озабочен своей карьерой, своим продвижением или благосостоянием за счет другой жизни, судьбы, благополучия.
19.Разум не любит давать мысль против себя, ищет себе заслоны, оправдания, свои причины, изыскивает варианты в защиту себя и своих близких.
20.Материальный разум переменчив, легко уязвим, не имеет хорошей нравственной опоры, не выдерживает критики, но любит нападки на других с целью вовремя огородить себя, предвидя, что в том или ином вопросе истина проявится и надо себя как-то защитить. Полностью зависим от материального мира и всегда хочет быть неуязвим, просчитывает варианты и всегда или очень часто оказывается в проигрышной позиции.






32.Тот разум, который, будучи покрытый невежеством, принимает, поэтому, безверие за веру, а также все вещи понимает в неверном направлении, такой разум, о, Партха, в гунне невежества.

КОММЕНТАРИЙ:

Проявление разума в гуне невежества:

1.Не контролирует и не видит необходимости контролировать гнев, зависть, вожделения, чувства или желания.
2.Идет по пути наименьшего сопротивления, где нужен не столько ум, сколько применение силы, грубости, напористости.
3.Способен на греховное направлять ум, но не любит особо направлять мысль на возможное наказание, ибо считает, что может обойтись или быть незамеченным.
4.Не любит интеллектуальные разговоры не любит чувствовать в них себя обезоруженным, не любит демонстрацию чужого ума.
5.Идет по пути самых доступных и недорогих наслаждений и удовлетворения чувств.
6.Обращает внимание на внешние атрибуты власти и готов именно через внешность, тело, прическу, одежду, изображения на теле (татуировки) объявлять о своей силе, могуществе, влиянии, красоте, успехе…. За это способен и почитать других.
7.Присуще подражание гуне страсти в разных направлениях материального мира.
8.Не привлечение материальными науками.
9.Разум не борется с ленью, сонливостью, жадностью, гневом, завистью, с плотскими наслаждениями, не борец, не склонен отчаянно себя защищать или сопротивляться, но ретируется, но сторонится того, что не изведано; может представлять собой опасность или угрозу только когда уверен, но на риски не идет, не ищет в себе строгих обоснований своим проявлениям, ибо любит направлять душу стихийно и по пути наименьшего сопротивления.
10.Очень слабая религиозность или религиозность, направленная на потустороннее и неизведанное – на  духов, на умерших, предков, полубогов…
11.Не умение и отсутствие попытки контролировать желания, чувства, но поощрение разумом иллюзорного восприятия мира.
12.Четкое разделение людей на друзей и врагов, благоприятное и неблагоприятное, добро и зло, победу и поражение.
13.Принятие себя за тело и за свой ум.
14.Полное отсутствие философского ума, отсутствие мыслительного процесса на осознание своего места в жизни, своей природы, своего изначального положения перед Богом.
15.Отсутствие житейской мудрости, отсутствие утвердившихся мнений или убеждений, заимствование понимания в материальном мире из ступеней гуны страсти.
16.Разум дает человеку внутреннюю противоречивость, двусмысленность высказываний, не умение делать логическое заключение, не дает отличить правду от лжи, не дает заступиться за другого, оперирует к сильным, утвердившимся, независимым…
17.Разум в гуне невежества не воспринимает преданное служение, не дает человеку внимание, усидчивость, понимание Святых Писаний, не дает осознание их важности и необходимости им следовать.
18.Рузум слабый, не устремлен к искусству, литературе, музыке… или очень выборочно, сторонится общественного мнения, не торопится объявлять и свою точку зрения на вещи, ибо она еще не оформившаяся или не совсем и принимается самим человеком.
19.Разум в гуне невежества не защищает и не усмиряет страх, но его может развивать до паники, до истерики, до буйства.
20.Разум в гуне невежества смотрит на примеры в гуне страсти, старается им следовать, им подражать, но еще не может из чужой ступени развития извлекать для себя или обобщать или применять.


Рецензии