Внутренний компас

        Внутренний компас, или ещё одна притча

      Однажды я возвращался с дачи. Это было давно, и машины тогда у меня ещё не было. Надо было дождаться автобуса.  До его прибытия  было примерно минут двадцать.  Я сидел на лавочке и  смотрел по сторонам, не зная чем себя занять.   Мое внимание привлёк медленно бредущий по направлению ко мне пьяный парень.  Развлечение в виде лишённой всякого смысла и логики беседы  с выпившим  местным жителем  мне было обеспечено.
-Здравствуйте, - сказал парень.  – Извините, я пьян.
-Здравствуй те , - ответил я, очень удивившись началу разговора.
-  Я присяду отдохнуть , спросил парень , - достаточно чётко.
- Да, конечно , -согласился  я и подвинулся. Нудного и цикличного разговора не последовало. Парень сел рядом и сказал уже самому себе:
- Так, я пьян, я иду домой, я присел отдохнуть, - после этих слов, он моментально заснул, а я стал с большим интересом смотреть на этого человека. Спустя десять минут он проснулся   и повторил ту же фразу про дом и про отдых, потом увидел меня и вновь извинился за своё состояние. Затем, собравшись с силами, оторвал от лавки своё непослушное тело и по обочине дороги ,шатаясь, пошёл дальше.
         Я был поражён  его  способностью  так точно себя  оценивать  в пьяном виде  и не сбиваться с курса. Пили без меры в то время многие, особенно в деревне. Последствия часто были ужасными : люди теряли свой внутренний компас,  помогающий человеку быть человеком, и  попадали под машины, замерзали на зимней дороге или, что ещё хуже, кого-нибудь убивали в пьяном угаре.
        «Этот дойдёт»,  - подумал я, неожиданно начиная понимать смысл увиденного  явления. Тогда  я только начинал читать  святых отцов и как раз мучился вопросом, почему внимательную к молитве христианскую жизнь  отцы называли «трезвением?» «Ведь мы же все в той или иной степени пьяные», - понял я. Просто вместо вина у нас обильная пища, яркие шоу и жажда комфорта. «Похоть очей, похоть  телесная и гордость житейская» - краткое святоотеческое определение цели жизни обычного  светского человека.
        И в этом  - прелестном -  состоянии  мы убеждаем себя: «Всё нормально : живу, как все -  семья, работа, не пью, не курю, что ещё от меня требовать?».  Нас не посещает мысль  о том, что: « Я духовно  пьян,  это очень плохо, надо покаяться и попытаться идти за Христом»,- осознав, что это  обычное мирское состояние, а  мы вовсе не так безгрешны, как думалось мне раньше».  И когда это понимание приходит, в  человеке формируется некий   духовный внутренний компас, позволяющий ему уцепиться за «хитон Христов» и не сбиваться  с пути.
     Упоение грехом, сладким и липким, для церковного человека пагубно.  Вот уже и под благословение не хочется подходить, и в храме душновато стало стоять, и вообще раньше в храме была благодать , а теперь  кажется, что нет…  Зато начинается интерес к личной жизни батюшки: на какой машине ездит, и в каком доме живёт, и что у него в семье…  Да мало ли чем займётся ещё помрачённый греховным дурманом разум, чтобы «не заметить бревна в собственном глазу»?!
      Как жить с момента осознания греха своего и до исповеди?  Стрелка нашего внутреннего компаса  тут может начать отчаянно вращаться. В детстве я брал магнит и подолгу так играл с обычным компасом. Лёгкого движения магнита хватало для того, чтобы надолго дезориентировать стрелку. Уберёшь магнит - и  через какое-то время компас приходит в правильное положение.
        Проснётся путник , начнёт мучительно  соображать: «Куда я шёл, где я нахожусь, что со мной случилось, что делать дальше?», а  компас подскажет: «Шёл за Христом, Согрешил, Отстал, Надо покаяться,  Пойду  дальше за Христом»
        Правы святые отцы. Через любого встреченного нами человека может Господь наставить нас так, чтобы  в наш жизненный багаж добавилась  ещё одна притча.
 


Рецензии