Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 51. гл

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 51. ГЛАВА 18. СТ. 33-40. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


33. Решимость, с которой человек контролирует деятельность ума, жизненной силы и чувств, неуклонно занимаясь практикой йоги, такая решимость, о, Партха, в гунне благости.

КОММЕНТАРИЙ:

Решимость должна иметь в себе опору и основание, что зависит от Воли и Плана Бога на человека. Именно Бог дает человеку решимость, как и желание, как и обоснование, как и направление решимости, время, место, обзор результата, ибо решимость непременно должна выливаться в то или иное деяние. Но решимость непременно зависит от уровня материального и духовного развития человека, от его материальных и духовных знаний, от его качеств, как и от кармы. Все это именно и учитывает Бог, давая каждому человеку именно его обстоятельства и в них именно его решимость.

Поскольку люди стоят на разных ступенях развития, то решимость человека также зависит от его ступени или от гун материальной природы. Также, находясь под преимущественным влиянием той или иной гуны природы, что есть иллюзорная энергия Бога, человек может в разных событиях своей жизни проявлять разный уровень своей решимости, что зависит от его знаний, от объекта решимости, от материального положения, посулов материального мира, т.е. решимость каждого тоже имеет границы своего как бы колебания. Но будем рассматривать среднюю зону решимости человека, под влиянием определенной гуны природы, т.е. на что преимущественно смотрит человек, прежде, чем его решимость обретет силу и даст руководство к действию.

Человек, находящийся в гуне благости,  должен иметь решимость в гуне благости преимущественно или в среднем, ибо всегда найдется и то состояние, когда решимость может быть и больше и меньше, склоняясь к решимости более низкого уровня. Но эти колебательные границы решимости отпустим и просто рассмотрим средний вариант решимости в гуне благости, чем она управляется, что ей необходимо, чтобы она была выражена в конкретном проявлении, что есть поступок или действие человека, как следствие. Итак, решимость (не абсолютная или всеохватывающая и полностью определяющая решимость, или не точная формула, учитывающая все варианты ее проявления в гуне благости) в гуне благости, ее понуждающие причины:
1.Степень утверждения в совершенных духовных знаниях.
2.Видение за всем стоящего Бога.
3.На сколько человек уповает на Бога.
4.Бесстрашие.
5.Добродетельное мышление.
6.Степень необходимости защиты себя, близких, других людей.
7.Сохранение своего собственного достоинства.
8.Понимание, что в каждом – Бог.
9.Понимание, что греховность наказуема.
10.Смысл и цель жизни преданного также обуславливает его решимость.
11.Решимость не существует сама по себе, есть продукт жизнедеятельности человека, его ступени развития, знаний и качеств. В гуне добродетели управляется Богом. Зависит от религиозного Плана Бога на человека и его материальное и духовное развитие.
12.Решимость в гуне благости не взирает на лица, материальное положение и статус других, но опирается на Законы Бога.
13.Решимость имеет и религиозную и человеческую нравственную решимость.
14.Решимость осознает последствия.
15.Решимость не направлена против здоровья, жизни, материального благополучия других.
16.Решимость не ставит целью духовное развитие и религиозное воспитание других, но действует строго по Воле Бога и направлена на тех, на кого Бог может и указать, как и относительно себя.
17.Решимость ни есть действие по собственному почину, но по Воле Бога и преимущественно по религиозной необходимости.
18.Нешимость не ставит целью доминировать над материей, а духовное развитие.
19.Решимость в ограничениях и аскетизме.
20.Решимость в добродетели.
21.Решимость в помощи, когда тебе обращаются за помощью.
22.Решимость в отказе от собственного жилья, от права на собственность.
23.Решимость на простой образ жизни.
24.Решимость на посвящение Богу плодов своего труда.
25.Решимость на беспримесное и полноценное преданное служение.
26.Решимость на отрешенный образ жизни и отказ от наслаждений материального мира.
27.Решимость на фактический труд.
28.Решимость на не осуждение, не завистливость, не гневливость, не проявление других низших качеств, свойственных другим гунам природы.
29.Решимость независимости от двойственности материального мира во всем ее проявлении.
30.Решимость не заботиться о своей ступени развития, о своих воплощениях, о колесе сансары, о сроках выхода на духовный план, о моменте смерти, т.е. не ставить целью в момент смерти непременно помнить Бога, но в этом вопросе и в других полностью вручить себя Богу, не боясь также и рождения среди материалистов или в низшей форме существования, но понимать: Воля Бога, Бог Знает.

Все это есть основа (и более того), чтобы решимость человека была в гуне благости. Но у каждого решимость своя, в свою меру, по своим качествам и причинам, может в некоторых вопросах спускаться на более низкие ступени. Но преданный всегда находится в процессе развития и должен понимать, что его решимостью, его активностью, его мыслительным процессом полностью Управляет Бог и потому в вопросе решимости надо также предаться Богу.


34.Но та решимость, о, Арджуна, с которой человек поддерживает  религию, как  источник удовлетворения чувств, и, вследствие привязанности, устремлен к плодам, такая решимость, о, Партха, в гунне страсти.

КОММЕНТАРИЙ:

Поддержание религиозных чувств в своей мере Управляется Богом и свойственно и наиболее высокой ступени развития человека, и имеет место на более низких ступенях. Поэтому так определять решимость через отношение к религии и ее плодам в гуне страсти можно отчасти. На каждой ступени эта решимость, связанная и не связанная с религией и привязанностью к ее плодам, имеет свой предел и может в некотором роде охарактеризовать человека; но этот предел, это проявление человек не может измерить. Но только Сам Бог. По этому параметру, указанному в стихе, невозможно, судя по проявлению человека, точно сказать, в какой гуне его решимость.

Но есть некоторые примерные указатели решимости в гуне страсти. Но и на этой ступени материального и духовного развития, надо знать, решимостью Управляет Бог.

Но материальный человек все свои внутренние состояния и проявления, будучи духовно неосведомленным, принимает за себя, и на некоторый период его материального пути это помогает его активности и развитию. И все же, надо знать, что решимость – тоже качество человека и проявляется в зависимости от наработки других качеств, пониманий, знаний.

Человек под влиянием обширной гуны страсти находится в процессе постоянного развития. Одни качества и знания непременно доминируют над другими. Одни качества достигли высокого уровня проявления, другие среднего, другие в зачатке. Но все непременно дополняются, перенаправляются, меняются и постоянно находятся в развитии, до уровня, угодного Богу.

Согласно этим развивающимся качествам, также достаточно не совершенному материальному знанию и вследствие слабой религиозной основы, ибо она в гуне страсти не вооружена совершенными духовными знаниями, собственно, и проявляется и решимость, обусловленная не устойчивыми еще  качествами человека; где-то она, решимость, одного среднего или допустимого уровня, где-то зашкаливает на пороге гуны благости, где-то устремлена к порогу невежества. Т.е имеется свой минимальный и максимальный предельный радиус проявления решимости в гуне страсти. Но для определения можно взять средний уровень решимости, характерный для гуны страсти в основном и проявляющийся примерно равным образом на всех этапах или ступенях гуны страсти. Итак, причины или основы проявления решимости в гуне страсти или средний уровень решимости в гуне страсти:

1.Человек не знает за всем стоящего Бога.
2.Человек считает себя причиной своего труда, любой своей деятельности.
3.Человек не посвящает Богу плоды своего труда, привязан к плодам труда.
4.Человек видит только себя причиной своей судьбы и надеется только на себя.
5.Сладая религиозность, упование на Бога только когда происходит неблагоприятное в жизни, когда печаль, деда, потрясения.
6.Человек видит причиной своих проблем других людей, общество, государство, семью, обстоятельства.
7.Гордыня, гнев, зависть.
8.Отсутствие контроля ума, желаний, чувств.
9.Зависимость от двойственности материального мира.
10.Зависимость от иллюзорных энергий Бога, провозглашающих человека умным, властным, талантливым, независимым, решающим, управляющим.
11.Устремление к посулам материального мира: власть, слава, деньги, почесть, преклонение.
12.Зависимость от труда.
13.Зависимость от последствий греховной деятельности.
14.Зависимость от неразвитых в материальном и духовном плане качеств.
15.Самонадеянность, самоуверенность.
16.Жесткость, жестокость, насилие, власть, уничижение других.
17.Поиск смысла жизни, иллюзии счастья и успеха.
18.Непонимание своей изначальной Божественной природы, не имеющей отношение к материи.
19.Страх смерти. Понимание, что жизнь дается один раз.
20.Желание наслаждаться материальным миром за счет работы, имущества, жизни, здоровья других людей.
21.Взирание на лица. Двойные стандарты.
22.Слабая добродетель.
23.Видение в достижениях человечества заслуги людей и не видение Воли Бога.
24.Непонимание, что Бог помогает постоянно каждому человеку в материальном мире. Непонимание, что за всем стоит Бог и Воля Бога, непонимание, что греховная деятельность непременно наказуема, непонимание, что Бог в каждом, непонимание, что человек управляем Богом, что Бог дает мысли, желания, чувства, судьбу, работу и всем Управляет через инструменты Бога в материальном мире.
25.Непонимание, что человек абсолютно подчиненное Богу живое существо, есть энергетическая частица Бога, которая должна быть и направлена к Богу на духовный план, чтобы Богу и служить, и продолжать путь материального и духовного развития.

Все это и более того есть основные и действующие постулаты в материальном мире, охватывающие преимущественно тех, кто в гуне страсти и то, что и определяет уровень и направление решимости в гуне страсти на среднем ее уровне.



35.Та решимость, которая не помогает глупцу освободиться от сонливости, страха, скорби, угрюмости и непременно иллюзии считается, о, Партха, решимостью в гунне невежества.

КОММЕНТАРИЙ:

Если решимость не помогает, то эта решимость непроявленная и не работает в такой степени, чтобы можно было о ней говорить, как о преимущественном проявлении решимости в гуне невежества. Но есть и другие более активные показатели проявления решимости в этой гуне:

1.Решимость в гуне невежества обуславливается самим невежеством, небольшим материальным опытом человека, его духовной неразвитостью и отсутствием материальных и духовных знаний, как и человек не обладает развитыми качествами, направляющими на правильный выбор и здесь решимость.
2.Решимость иллюзорная, основана на эгоизме, желании иметь или распоряжаться, или присвоить, не прилагая больших усилий и без особых оснований, не брезгуя и насилием, но  и не идущая на риск.
3.Решимость следования за другими, доверия к другим, готовность подчинения и здесь решимость и поиск своего места в материальном мире.
4.Решимость низкого уровня: не пойти, не взять ответственность на себя, не доказывать, не идти путем аскетизма и добродетели, решимость к фактическому бездействию, иногда сопротивляющаяся необходимости работать и поддерживать свое тело.
5.Решимость в воспитании детей. Низкий уровень осознания методов воспитания, решимость действовать по своему пониманию.
6.Отказ от следования законам общества, решимость их нарушать, дабы не привносить в свою жизнь лишние беспокойства или огородить себя от долга и обязанности более требовательного или ответственного порядка.
7.Решимость не претендовать на образование, на очень серьезный религиозный путь, на ограничения.
8.Решимость не быть голодным и употреблять все, что сколько-нибудь съедобно, великая экономия, доедание за другими, даже если имеются деньги.
9.Решимость в одалживание денег, с очень большой опаской, желание этого избежать, или не отдавать, но скрывать свои материальные возможности.
10.Решимость не охотно впускать в свой дом других людей.
11.Решимость не устраивать далекие поездки от дома, не иметь очень много знакомых, но проверенным кругом общения дорожить и не углублять, и не расширять связи.
12.Очень скромное празднование с очень скромными продуктами, с очень ограниченным числом лиц, но с непременным присутствием алкоголя.
13.Решимость избегания строгого общения с представителями закона.
14.Решимость не втягиваться туда, где могут явно быть неприятности.
15.Решимость выяснять отношения громко или эмоционально, но не логично и не убедительно.
16.Решимость выходить из ситуации незаметно, не беря на себя ответственности.
17.Решимость в отказе от своих слов или путь на попятную.
18.Решимость в непонятной ситуации не выяснять, а ретироваться.
19.Решимость не втягиваться в ситуации, где есть вероятность потерять, не рисковать.
20.Решимость категорически не признаваться, даже если будет доказано.

В этой гуне невежества с ее доминирующими и присущими многим неразвитыми качествами человек не может, имея такой багаж и запуганность материальным миром, нормально развиваться. Поэтому, чтобы такую ступень преодолеть, Бог дает людям авансом такое рождение, такую внешность, которые направлены на утверждение человеческого эго, на чувство собственного достоинства, на отход от страха перед людьми, на более активное проявление себя. Также Бог вовлекает эту ступень в такие материальные игры, чтобы люди проявляли свои качества в той мере, чтобы начинали получать от общества не только оценку их качеств, но и воспитание, и уроки нравственности, как и религиозные азы. Бог помогает постепенно людям низших ступеней осознавать свою принадлежность к человеческому обществам и нормам его поведения. Бог далеко не сразу начинает вести такой уровень развития по пути страданий и преодолений, но наполняет людей в гуне невежества сначала материальными и духовными знаниями, дает некоторый ориентир, что можно и что нельзя, помогает выйти на тот уровень, набрать те внутренние силы, которые впоследствии помогут не только преодолеть последствия греховной деятельности и здесь решимости, но и извлечь для себя те понимания и принципы человеческого существования, которые постепенно и будут поднимать вверх по ступеням материального и духовного развития, вместе с развитием подъемом решимости человека, как важного фактора его проявления, увенчивающего любое желание именно действом.




36.Но теперь, о, Бхаратаршабха, услышь от Меня о трех видах счастья, практикуя которые, человек наслаждается, а также достигает конец страданиям.

КОММЕНТАРИЙ:

Материальный мир, так или иначе, но находится под влиянием гун материальной природы, что есть иллюзорные энергии Бога. Именно эти энергии Бога дают некоторый окрас всем проявлениям материального мира. Все, куда ни посмотри, имеет свои многочисленные ступени развития. Под влиянием трех гун находится все. И работа, и знание, и работник, и религия, и вера, и решимость, и слава, и власть, и могущество, и воспитание детей, и культурные, и материальные ценности в материальном мире, и спорт… Все, куда ни посмотришь, – все в пути своего развития, и на каждой ступени имеет свои определения, свои параметры, свои результаты, свое воздействие  на людей и есть также и характеристика людей. Точно также можно говорить о трех ступенях восприятия любви, успеха, страдания и непременно счастья и еще много о чем можно говорить в таком направлении. Также насилие, преступление, поджег, ненависть, врага, друга – можно видеть через эту призму трех гун и дать характеристики преимущественного проявления. Но Бог дает то, что дать можно. Вопрос о счастье самый спорный, самый востребованный, самый неутолимый, самый изучаемый в материальном мире и самый разноголосый, как и самый плачевный, ибо нет здесь точки опоры ни для кого… Похоже, что одни иллюзии.



37.То счастье, которое вначале подобно яду, а в конце можно сравнить с нектаром, такое счастье, говорят, в гунне благости и рождено из удовлетворенного разума души.

КОММЕНТАРИЙ:

Если речь идет о гуне благости, то, строго говоря, счастья в гуне благости быть не может. Для преданных Бога Кришны это невозможное состояние. Или они не преданные. Если говорить о счастье в гуне благости, то надо говорить и о тех, кто находится под влиянием гуны благости. На там только преданные Бога Кришны.

Не может быть так, чтобы человек находился под преимущественным влиянием гуны страсти или тем более невежества, а вот наслаждался счастьем в гуне благости, ибо там счастье принципиально отличное от счастья в других гунах.


Но в гуне благости, под влиянием такой иллюзорной энергии находятся те, кто уже начал путь преданного служения; и материальное счастье, основанное на удовлетворении чувств, там практически через духовные практики Богом отводится. Преданному показывается, разъясняется на основе Святых Писаний, что в материальном мире счастье есть работа гун материальной природы, иллюзорных энергий Бога, все тленно, имеет начало и конец, преходяще. Можно говорить о Милости Бога, об успехах в некоторых делах, о подходящем исходе событий или благоприятных условиях. Но говорить о счастье, как наслаждении материальных чувств, здесь не приходится. Любое такое «счастье» воспринимается умеренно, с пониманием его не постоянства. Поэтому о счастье под влиянием гуны благости можно говорить условно и примерно в таком виде:

1.Радость в Боге.
2.Понимание в себе Воли и Мнения Бога.
3.Удовлетворение при приеме пищи, воспринимаемой, как Милость Бога.
4.Рождение ребенка, что должно восприниматься, как Воля Бога, как отдача долга Богу, как плоды материальной деятельности, которые опять же посвящаются Богу.
5.Материальные блага – как Милость Бога, как то, чем распоряжается Бог, как то, что Бог может дать, может этим Управлять и может это забрать.
6.Благоприятные события – Работа Бога, Воля Бога, План Бога. Живое существо, человек ими пользуется для решения тех или иных вопросов, связанных с телом, и тем, что надо тело поддерживать, давать ему отдых, поклоняться через это тело и преданно служить.
7.Изучение Святых Писаний, можно рассматривать, как наслаждение, духовная радость, но и этот путь изучения следует посвящать Богу, будучи умеренным и в радости, и в удовлетворении.
8.Поездки, путешествия – не могут быть или считаться счастьем, но Волей Бога, необходимостью, связанной с преданным служением или Планом Бога для решения некоторых материальных или духовных  вопросов.
9.Общение не может считаться счастьем ни в каком виде и ни с кем, но в плане преданного служения и по необходимости и для связей и отношений в материальном мире, должны быть направлены на Бога, через Бога и Волю Бога все объяснять и помогать. Иное есть пустой разговор, не приносящий и толики удовлетворения, но только с разрешения Бога и не по своей инициативе преимущественно.
10.Счастье от мира на Земле. Такое счастье считается материальным, дается материальным людям, как и осознание свободы, справедливости и пр. Для преданного Бога все есть Воля Бога, все есть План Бога, все есть работа Бога, направленная на развитие творения. Бог всем и каждому всеми условиями материального существования воздает строго по карме каждого и Планом Бога на каждого, какого бы направления и масштаба события в материальном мире ни происходили.

Однако, надо знать, что и преданные могут знать материальный успех, результат, исход событий. И могут испытывать чувства очень приближенные к состоянию счастья. Но все же есть отличие от преданного и материального человека. Преданному Бог успех дает не как результат случайных событий или стечения обстоятельств, но как направленный процесс усилий, где человек, прежде чем увидеть результат и насладиться им, должен пройти через преграды, преодоления, потери, поиски, в некотором роде и страдания, и потрясения. Т.е. преданному в чистом виде по запросу преданного Бог не дает ни в одном деле сразу успех. Но только тогда, когда он вовлечется, пострадает, кое-что побочное для себя извлечет, станет умнее, более совершенным по качествам, тогда, как в награду, он получит и желаемое или в запрашиваемой форме или несколько в иной.

Поэтому надо понимать стих так, как сказано Богом. Счастье, даже условное, чтобы оно не повлекло наказаний или последствий греховной деятельности, должно начинаться со страданий. Этот важный признак хоть временного успеха. Но и не следует думать, что за страданием непременно может последовать успех. Иногда именно страдания призваны отводить от цели, называемой счастьем или перенаправлять. Т.е. счастье в гуне благости (условное) не обходится без предварительного страдания, но страдание не обуславливает непременно успех или достижение состояния счастья или радости. Но страдание может иметь для преданного духовные плоды.

Также, так успех или положительный результат Бог может дать и в гуне страсти. Т.е предварительно человеку придется за такое условное счастье побороться. Но в гуне страсти человек не поклоняется Богу, поэтому даже через страдание добытое счастье непременно будет временным, ибо человек считает причиной себя, не благодарит и не поклоняется Богу преимущественно. Поэтому в гуне страсти даже с трудом добытое счастье будет со временем разрушено. Но более продолжительное все же счастье или успех, если начинается со страданий и преодолений.



38. То счастье, которое возникает в результате соединения чувств с  объектами чувств и в начале подобно нектару, а в конце, как яд, такое счастье считается в гунне страсти.

КОММЕНТАРИЙ:

Счастье в материальном мире есть то, к чему извечно устремляются все живые существа. Но надо всегда помнить, что душа, расположенная в теле, уже шаг за шагом выходит по ступеням своего развития за пределы низшей материальной природы; и все здесь наслаждения и удовлетворения чувств на самом деле никогда не смогут дать душе, имеющей высшую природу, развившуюся до высшей природы, долгого или постоянного удовлетворения материей и в условиях материи; тем более, что, будучи частицей Бога, душа не может быть в постоянном удовлетворении и мире в себе, ибо это есть застой, препятствующий извечному устремлению души к развитию, к совершенствованию качеств или обожествлению. Вообще, природа души изначально не терпит оков материальных наслаждений и постоянно в поиске, влекомая иллюзорными развивающими энергиями Бога, но опять и вновь, и снова все ее потуги выйти за пределы себя утыкаются в материю. Хоть так, хоть эдак, а материя, что бы ни сулила, все время вводит ни в те врата. Ибо тех и не имеет. Поэтому душа в материи мечется, на свое развитие, на свое счастье и удовлетворение чувств бросает Милостью Бога все материальные возможности, все науки, все виды искусств, все практики… и в итоге счастье тленное, разбивающееся вдребезги несовершенством качеств людей, несовершенством своим, но и избежать свои духовные потребности Божественного порядка невозможно.

Никогда душа не сможет, исходя из своего Божественного происхождения, насладиться материей; и не для этого ей материя и дана, но для материального и духовного развития, где она никак не сможет увязнуть в счастье, но будет его искать и искать, так ставя перед собой цели, устремляясь к ним, развиваясь, и вновь устремляясь, будучи все более в преодолениях и страданиях, нежели в счастье и удовлетворении. А материя будет к ней поворачиваться разными своими сторонами, соблазнять, увлекать и почти тотчас тлеть… Ибо и материя развивается и потому подлежит распаду и переходу из одного состояния в другое.

Не зная своей не очень радостной в материи судьбе, душа, подверженная влиянию иллюзорных энергий Бога и призванная развиваться через материальную практику, вовлекается в те или иные материальные игры и роли в надежде достичь желаемое и  не может никак отписаться от счастья, желая перепробовать все его варианты и на самом деле набивая себе оскомину  и отрезвляя себя результатом, ибо счастье распадается на глазах, как его ни назови, как его ни ожидай, каким его не представляй.

Только в свое время преданное служение и совершенные духовные знания все назовут своими именами и объяснят, что же это за счастье материальное и какова изначальная природа живых существ, и какое счастье этой природе души по ее изначальному происхождению соответствует.

Но, а пока душа выйдет на свет, пока перестанет поклоняться материи и соблазняться посулами материального мира, ее счастье все же рисует ее беспокойный материальный  ум, ибо и без посулов счастья на уровне понимания и ступени души ее развивать и увлекать на путь преодолений невозможно. Таким образом в некотором смысле есть необходимость говорить о признаках материального счастья:

1.Семья, дети, здоровье, взаимоуважение.
2.Работа, карьерный рост, стаж, обеспеченная старость.
3.Мир, покой, уверенность в завтрашнем дне.
4.Друзья, взаимопонимание, общение.
5.Дети и только дети.
6.Власть.
7.Деньги, богатство,  благополучие, достаток, безбедное существование.
8.Только здоровье.
9.Талант, признание, слава, известность.
10.Ни в чем себе не отказывать, наслаждаться всеми плодами цивилизации.
11.Поездки за границу, отдых, путешествия.
12.Мистические способности.
13.Образование, наука, жизнь, посвященная науке, исследованиям, открытиям.
14.Творчество, искусство, самовыражение, писательское дело, признание, почет.
15.Роскошь, слуги, беззаботная жизнь.
16.Военное дело. Карьерная лестница.
17.Религиозный путь.
18.Отшельничество, жизнь в монастыре, пострижение, жизнь посвященная Богу (но не преданное служение).
19.Космос. Все, что с этим связано.
20.Политика.
21.Экология.
22.Природа, животный мир.
23.Помощь людям, благотворительность.
24.Умеренный аскетизм.
25.Философия, устройство мира.

Это маленькая толика разновидностей устремлений материальных людей в поисках материального счастья в гуне страсти.
Но это поиск того счастья, где нет упования постоянного на Бога, где нет видения, что всем Управляет Бог, где человек считает себя причиной своих успехов и устремлений, где поклоняется себе и себе подобным, но не благодарит Бога, в то время, как Бог помогает каждому постоянно. Это те люди, которые не поклоняются Богу Кришне постоянно, не видят Причиной всему только Бога, кто не посвящает плоды труда Всевышнему, кто готов за свое счастье сметать все с пути, достигать его за счет благосостояния, жизни, здоровья или имущества других.

В таком случае такое счастье людей в гуне страсти не благословлено Богом, поэтому очень часто оно начинается с радости, а заканчивается страданием.

На самом деле счастья в материальном мире в совершенном и полном виде нет. Оно вообще ни в том, на что смотрят люди. Дети, семья, работа – все это только труд и долг. А счастье, состояние счастья надо у Бога заслужить. Ибо счастье – это внутренняя энергия Бога. Это состояние дает только Бог. Если ее, эту энергию не дать, то никакое событие, никакой исход человек не воспримет за счастье. А зарабатывают счастье молитвой, трудом, терпением, смирением, контролем ума, желаний и чувств, простым образом жизни, честностью, порядочностью, упованием на Бога. И пока этого не будет, не будет и счастья ожидаемого ни в виде детей, ни в виде любви, ни в виде здоровья. Будут только миражи, которые очень быстро будут распадаться или истлевать.



39.То счастье, которое от начала до конца иллюзорное для души, порождаемое сном, ленью, иллюзией, такое счастье считается в гунне невежества.

КОММЕНТАРИЙ:

На самом деле, в материальном мире любое счастье обусловлено иллюзорными энергиями Бога. Счастье ни есть события, ни есть результат усилий, хотя и это выглядит, как побуждающая причина, а есть внутреннее восприятие, энергия радости, покоя, удовлетворения, мира в себе или даже восторга. Все – временно. Иллюзорные энергии даются Богом каждому по его ступени материального и духовного развития, эти энергии запоминаются душой и привлекают именно внутренней разновидностью благости. Но это временные дары человеку, в них нельзя почивать, а надо освобождаться, идти вперед, развивать качества, преодолевать, получая время от времени эти Божественные посылы счастья, но имеющие как бы видимую причину в материальном мире. Но сама по себе причина не истинная, ибо и дети, и семья, и любовь и все другое в материальном мире временные понятия, даются Богом, поддерживаются Богом, дают силы и желание стараться, устремляться, добиваться и таким образом стимулирующие к развитию.

Дети на самом деле есть дети Бога, именно Бог их смотрит, ведет, дает к ним особое расположение родителей, отдает им то, что назначено кармой через родителей, дает им блага те, что причитаются. А родители, управляемые иллюзией, полагают, что и дети их и усилия их, и блага детям от них. Это иллюзия.

Точно также Бог дает чувство любви, Сам Бог это чувство удерживает и Сам забирает в свое время, ибо это тоже то состояние, которое не предназначается изначально человеку, но только к Богу. Но для рождения детей, для семьи, для отношений на некоторый период это чувство дается, но забирается, ибо в его тисках человек проявляет эгоизм, безнравственность в большинстве своем, и не может развиваться, ибо на самом деле каждый в материальном мире должен развивать свои качества до того уровня, чтобы быть направленным в свое время на преданное служение, а не на материю.

Т.е. многие виды счастья или все есть иллюзия, оформление, в рамках чего человек развивается, потом эти рамки надо менять и перенаправлять человека на другие формы мыслительного процесса, другие ценности, другое окружение и отношения. Но что все же более свойственно видеть в счастье людям низшей ступени материального развития:

1.Сон, еда, малоподвижность.
2.Плотские отношения.
3.Дети.
4.Спиртные напитки, алкогольное опьянение, это состояние.
5.Непродолжительная работа.
6.Умеренное общение.
7.Здоровье.
8.Уважительное отношение.
9.Общение с животными.
10.Когда оказывают помощь, или сочувствуют, или разделяют.

Счастье в гуне невежества более упрощено, обособленно, требует немногословия или очень умеренный и простой разговор как бы по душам. Человек еще не развил вкус к тому, что предлагает ему цивилизация, еще побаивается сложной техники, не с каждым особо готов вступать в отношения любого порядка, любит много спать, очень счастлив, когда удается сытно и вкусно поесть, любит плотские отношения и желает, чтобы его никто лишний раз не трогал и к нему не предъявлял, ибо это уже из области мучения и гнева.



40.Ни на Земле, ни на небесах, где обитают полубоги, нет существования, которое было бы свободно от этих трех гунн, порождаемых материальной природой.

КОММЕНТАРИЙ:

Надо понимать, что за гунами материальной природы стоит Сам Бог. Именно Бог через Свои иллюзорные энергии непрерывно Управляет материальным миром. Иллюзорные энергии Бога есть творение Бога, сопровождающее всегда материальный мир и способствующее его развитию. Все живые существа идут по ступеням материального и духовного развития. Каждый находится именно на своей ступени. Этих ступеней в лестнице развития не счесть; везде, на каждой ступени свои иллюзорные энергии. Их очень много, великое множество. Но чтобы понимание человека упорядочить, Бог дает человеку осознать хотя бы три гуны природы и вместе с ними осознать три ступени развития человека. А поскольку работа над каждым человеком ведется индивидуальная, то и гуны природы дают человеку в каждой области или направлении  свое влияние гуны природы, соответствующее ступени человека или тому, под влиянием какой преимущественной гуной природы он находится. Если речь идет о человеке в гуне страсти, то с ним работают те гуны природы, которые отвечают за все в этой гуне, т.е. человек будет получать счастье в гуне страсти, знания в гуне страсти, работу в гуне страсти, желания в гуне страсти, надежды в гуне страсти, страхи в гуне страсти… Точно также, если человек находится под влиянием гуны невежества, то ему Бог даст и знания в гуне невежества, и материальную практику в гуне невежества, и друзей в гуне невежества, и мыслительный процесс в гуне невежества. Точно также и с гуной благости. Гуны природы непременно есть развивающие энергии Бога; они, или Сам Бог везде в материальном мире присутствуют и таким образом очень тщательно или скрупулезно работают над каждым. Гуны природы работают с творением неотступно, поднимая его по ступеням собственного развития, работают постоянно и вплоть до момента выхода человека на духовный план.


Рецензии