Призывник

Это слово узнают юноши, когда ещё учатся в школе. Я тоже знал об этом, но весьма смутно представлял, как буду чувствовать себя в новом амплуа. Первая повестка в военкомат кого-то бросает в дрожь, а кому-то несёт радость. Я не боялся идти служить в армию потому, что хотел стать мужчиной, защитником Отечества. В нашей сибирской деревне ребят, не служивших в армии считали чуть ли не инвалидами. Но зато девушки охотно шли замуж за ребят отслуживших свой положенный срок в рядах Советской армии.

  Пока учишься в школе, о службе в Советской армии я не думал, но был твёрдо уверен, что буду служить. После окончания школы, у каждого юноши  начинается новая жизнь. Кто-то  готовится к поступлению в ВУЗ,  а для других - начинается поиск своего места в жизни. Кто-то решив связать свою жизнь с деревней, не решался поступать учиться дальше, они шли учиться на трактористов и водителей автотранспорта. Так поступили некоторые мои друзья детства после окончания девятилетнего обучения в сельской школе.

Кто-то ещё не догадывался,что "свобода" это далеко не то, как представляет её выпускник школы, получивший среднее образование. После получения аттестата зрелости, каждый старается найти себе занятие по душе, поскольку до призыва в Советскую армию ещё целый год. Для меня проблема выбора не стояла. Десятого класса в нашей деревне не было, не набралось учеников, и я решил уехать в город, чтобы продолжить учиться дальше. Влекла новая жизнь в городе. Двое моих друзей учились; один в Актюбинске, другой в Новосибирске. Разумеется я выбрал Новосибирск, где в ремесленном училище на радиста учился мой друг Геннадий.

Мне повезло. Не имея среднего образования,я хотел поступить в ремесленное училище, но был принят в ПТУ, куда брали лишь выпускников со средним образованием. Мой рост за сто восемьдесят, очевидно, директору внушал доверие. Замечу, что доверие я это оправдал. Когда в наше ПТУ 19 приехала московская комиссия,  чтобы проверить уровень теоретических знаний   и умения студентов работать с измерительными приборами, я был в числе четырёх лучших студентов, которые получили отличные оценки по результатам знаний измерительных приборов, используемых слесарем ремонтником.

До, службу оставался год и несколько месяцев. Работа на заводе позволяла мне учиться в вечерней школе рабочей молодёжи. Занятия десятых классов проходили в две смены, и я имел возможность посещать занятия после работы вечером  и до работы утром. Благо здание вечерней школы была через дорогу от нашего общежития. Отработав первую смену, вечером я шёл на занятия в вечернюю школу. Дневное отделение школы находилось рядом с проходной завода и после занятий в школе, я сразу же шёл на работу в свой цех.

 Повестку в военкомат я получил, когда работал на заводе и учился в десятом классе вечерней школы. Нас призывников района собрали всех месте, чтобы проверить наши физические возможности и способность выполнять свой воинский долг. Набралось  около тридцати человек. Встретивший в военкомате  инструктор, нам объявил, что мы выезжаем на природу, где нам предстоит сдать зачёты по физической подготовке. В пригородный поезд мы втиснулись дружной компанией. День отдыха от работы в солнечный июньский день обещал быть радостным.

 За городом мы расположились вблизи небольшой речки Ини, с низкими берегами, рядом был лес. Выстроив нас по ранжиру, инструктор объявил, что нам предстоит показать на что мы способны, как будущие солдаты-защитники Отечества. Поскольку все мы подлежим призыву в армию, мы должны иметь хорошую физическую форму. В армии слабаков не любят. Эти слова я хорошо запомнил, потому что физических нагрузок я не боялся, привык к ним с детства.

Кто-то этому, как и я, был рады, а кому-то предстоящий отдых уже не казался таким безмятежным. В этот день нам пришлось бросать гранату, прыгать в длину, бежать километр по пересечённой местности и плавать на время. Два первых вида прошли без особых приключений, если не считать, что один из призывников запустил гранату в инструктора, едва не проломив ему голову. В момент размаха, граната вырвалась из рук. Но инструктор быстро среагировал, отскочив в сторону, сопроводив свой прыжок сочным русским ругательством. Он был обычным русским парнем. не на много старше нас будущих призывников, но в армии он уже отслужил.

  Плавание для многих оказалось тяжёлым испытанием. Вода в июне ещё была  холодной и лезть добровольно никто не хотел. После длительных уговоров инструктора, кое-кто всё таки решился проплыть двадцать пять метров, которые были определены на глазок. Из речки выскакивали, а вернее  выпрыгивали, как ошпаренные, и бежали греться на горку. Не заставить лезть в воду второй раз призывников было невозможно.

 Однако мне пришлось. Речка не широкая, на средине можно было стоять не опасаясь быть смытым течением. У берегов её глубина достигала два и более метра. Один парень из нашей группы, не умел плавать, но смело прыгну в воду, чтобы не ударить в грязь лицом. И стал тонуть.  Вдвоёём мы бросились в воду и быстро вытащили его на берег, прежде чем он нахлебался воды и понял, что с ним произошло.

 Привыкший купаться в деревенском пруду ранней весной, я выдержал это испытание, за что получил благодарность от инструктора и был очень горд этой первой моей благодарности. Потом были и другие, но это было уже после службы в армии. Когда я вышел на пенсию, в трудовой книжке их было записано более тридцати вместе с другими поощрениями.

 Брошенная мной граната, улетела гораздо дальше других, был опыт бросания снежками в деревне во время школьного обучения и мальчишечьих игр в войну. Помогли мне и умение бегать от объезчика во время  несанкционированного проникновения в совхозный сад за огурцами и морковкой. Я был в кроссе в числе лидеров. День прошёл быстро .

 Мы вернулись в город всей компанией. Правда, часть призывников уже успели каким-то образом "согреться" после купания, не забыв при этом про инструктора, и весело распевали песню про  санитарку- б-ь Тамарку.

 Я вскоре забыл о своей поездке с инструктором и показанных результатах
соревнований, проведённых ранее, продолжал работать на слесарном участке. Как потом оказалось, нас проверяли с целью набрать команду района для участи в соревновании призывников на первенство города Новосибирска. Никто из нашей группы в команду не попал. Слишком низкими оказались их показатели в спортивной подготовке. Тогда я ещё не предполагал, что по общим показателям физической подготовки, я оказался единственным, кого потом взяли в команду.

Моя работа на заводе продолжалась. Но теперь, когда я закончил школу, я был на седьмом небе от счастья. Работал с полной отдачей, участвовал в мероприятиях по охране общественного порядка, как член комсомольского оперативного отряда и ждал повестку в армию.

 Работать приходилось под грохот работающих прессов, в робе, пропитанной маслом и солидолом. С ребятами из нашей прошлой компании я больше так и не встретился. Жизнь входила  в свою обычную рабочую колею. О результатах, проведённых зачётов, я узнал спустя месяц, когда вновь получил повестку явиться в военкомат, где мне сообщили о предстоящей подготовке команды призывников  района для участия в армейском многоборье.  Это меня обрадовало, я всегда был сторонником состязаний со сверстниками, потому, что уже почувствовал азарт борьбы и своё преимущество в физической подготовке перед сверстниками.


Рецензии