Размышления о поэзии Татьяны Летневой

                На фото - Татьяна Летнева

         Татьяна Летнева  родилась и живёт в Москве. Она  член Московской
         городской организации СП  России и  Москвы.  За книгу «Многоточием
         любви»  ей присвоено звание Лауреата конкурса «Лучшая книга 2011-2013гг»
         с вручением медали имени А.П.Чехова.  За книгу «Метаморфозы нежности»
         награждена нагрудным знаком «Серебряный крест».
         Она пишет, объединив два рода литературы – прозу и поэзию, то есть 
         рифмованной прозой.  В чём  тайна её поэтического дара?
                Перед вами моя статья о творчестве Татьяны Летневой.    

          РАЗМЫШЛЕНИЯ  О  ПОЭЗИИ   ТАТЬЯНЫ  ЛЕТНЕВОЙ
               
       Я влюбилась в эти поэтические тексты сразу же и безоговорочно,  когда лишь в первый раз открыла страницу Татьяны Летневой  на Прозе.ру  с заглавиями: «Роза пустыни», «Самурай», «Желание  как Кобра»!
 
  Ей первой написала восторженную рецензию.  Отмечая  колючие  фразы, вдумываясь в причудливые метафоры,  восхищалась ритмичностью, отточенностью  слов (словно клинки, они впивались в сердце), парадоксальностью сочетаний  и какой-то необъяснимой завораживающей магией:

    «Два одиночества летели в Нежность, как день и ночь, переходя  в безбрежность…   Не ведая, не думая, что сбудется, что вспомнится, а что забудется… И Нежность плакала, в них Нежностью дыша, и обнажалась в них (моя!)  бессмертная душа»               

    Держу в руках светло-сиреневый томик  – «Метаморфозы нежности»… Открываю страницы  -  снова погружаюсь в  стихию чувств.  И понимаю:  НЕ  МОГУ  не рассказать, не поделиться – иначе это всё останется во мне – и моя душа, переполненная чувствами, взорвётся. Пусть же и другие впитают эту магию, разделят трагический восторг, душевную смуту раскалённых до предела чувств…
     Заголовок… эпиграф – это её строки!

                «КОГДА  ДУША  СВОБОДНА…»
               
               «Опять о теле, о душе? Да тело ни при чём, когда душа свободна,    
               она питается и сном, если Любовь полётна. Что тело? Разве дом? 
               Когда  окно и дверь – проём! Возможность выйти за пределы».
               
    Не только Любовь, но и Поэзия, конечно же, «полётна»!  Её крылья – это  крылья  души автора, сотканные из настроений, надежд, увлечений, разочарований – из всех оттенков человеческих чувств,  льющихся  через край, захлёстывая и увлекая…
    Так  хотела я  начать рассказ о потрясающей поэзии Татьяны Летневой.
 …Но вот читаю  стихи дальше, и  новые  слова  просятся  в заголовок.

                «О, ЧУВСТВА ПОТАЁННЫЙ ПЛАМЕНЬ!»

                Но держит душу нить любви опять,
                Зачем? Не отпускает чувства  благодать?
                О, чувства потаённый пламень,
                Сердечных ран – пульсация – не камень,
                Мной не достигнутый рубеж,
                Любви последней звездопад надежд.
               
     А ещё через несколько страниц кажется, что другие слова  более точны.

                «СВЕРХСТРАСТНОСТЬ   БЬЮЩЕГО СТИХА»
-  название одного из стихотворений, и, конечно же, именно оно   достойно быть вынесенным  в заголовок!
 
   «Сверхстрастность» - вот  определение сквозной мелодии   цикла стихов,  лейтмотив творчества Татьяны Летневой.  И теперь, если кто-то захочет упрекнуть нынешнюю поэзию в ущербности чувств или  отсутствии ярких образов, я уверенно  назову её имя, чтобы убедить в обратном.
 
     С фотографии  смотрит  улыбчивая милая женщина.  Неужели  это она? Неужели один и тот же человек написал эти строки?
       
                Я лист осенний на ветру.
                Я стерва, ведьма, бестия…
                ………………..
                …Вот, абсурд,
                Кто видит крылатые чувства?
                Ну, как объяснить мне Любовь?
                Души кружевное  искусство…
                ……………………………….
                Огонь - страсть до чего же сладкая!
                Запрещённая, незаконная,
                Тайна скрытая, осуждённая.
                И не спрятать её, не скрыться,
                В безразличие маски не влиться…   
 Вечна  история любви, и тысячи стихов   сложили в её честь, и  миллионы строк воспевают её… Но та, что отражена на этих страницах  -   особенная, не повторяющая  знакомые   перепевы.  Покоряет неизмеримой глубиною,  предельной искренностью, ничего не стыдящейся открытостью:  распахнув  взлетающее к небу сердце,  показывает  порывы отчаяния,  или торжествующую  радость, или  сомнения  мятущейся  души:
                Не подходи…  Нет, ближе…
                Коснись, как будто невзначай,
                Щеки, руки, груди, плеча.
                Как страстность горяча.
                Остра, как нож,
                Любви непрошеная ложь.
    Нежная, одухотворённая,  брызжет витальная сила,  но  автор не скряга, не бережёт её - щедро дарит читателям:
                Вновь вырывается
                Словами вдохновенье
                И выливается
                Горячим излиянием строка
                В Сверхстрастность
                Бьющего стиха.
   Эта сверхстрастность разбросана острыми осколками, ранящими сердце,   «круженьем чувственного вальса» и «дрожью обиды»,  «игрой обольщений» и  «притяжением магнита»…
 
   Вначале видишь только всплески чувств, и кажется,  что бурно и  хаотично вырываются они, как лава из вулкана. Но нет, это не хаос.  На службе  поэта – всё богатство художественных средств.  Видишь  руку мастера: это  он  создаёт и напряжённость, и в то же время  лёгкость. Понимаешь: здесь виртуозное мастерство   высокой категории.  Оно  - в недосказанности смыслов, в  изощрённом использовании умолчаний и  эллипсиса:
           Бросать… Бросал. Бросаешь, брошу… Ерунда!
           Любить… любил, ещё люблю… Вот это да!
           Глотаю слёзы, слоги… Ты молчишь – я злюсь.
           Уйти, забыть, простить и потерять… боюсь.
 
 Изобилье парадоксов  в выборе слов-оксюморонов: «сладко-горькая мысль», «полюбил ты меня не любя», «обретая  необретенье», «безмолвно кричащий»… А великолепные стихи  «Любовь – это выстрел»  вообще  построены  на жёсткой антитезе и парадоксе: противопоставления давят и  одновременно  поднимают ввысь.               
 
    Бесстрашие  - в дерзких авторских окказионализмах: «крышесносящая страсть», «марафонит время», «перламутятся кусты», « искронаряд», «Лондонит за окном, туманами молочит», «Вчерашние улыбки февралят  и эхом залетают в душу».
 
   Прочтите потрясающий «Фиолетневый отрывок» - и вы неминуемо  задумаетесь, и улыбнётесь,  и ещё раз  поразитесь авторской отваге  в создании новых слов, странных, на первый взгляд, но удивительно  оригинальных и по форме, и по смыслу!
 
  Бесстрашие  в  гиперболах: «Убить бы взглядом наповал!»
                «Из бездонности желаний зачерпни!»

  В градации: «Бешусь, терзаюсь, трепещу…»               
                «Танцуешь, обжигаешь, дразнишь…»
                «Просьбой, мольбой и заклинанием»    

  А сколько, на первый взгляд, странных, но изумительно точных метафор!
              «Любви последней звездопад надежд»
              «Собрать картину из мгновений счастья»
              «…упиваясь смятеньем,  сомненье трепещет»
               «И памятью напоминания горчат»
               «Из ничего так много взъерошенности мнений!»

  Великолепны и ярки олицетворения:
      «Я не хочу, чтоб прошлое рыдало, просилось на руки и жалостью взошло»
      «Любовь ухабистой дорогой ведёт к тебе, а не к другой»
       «Осень, ласкаясь кошкой рыжей…»
 
      Можно продолжать бесконечно. Каждое стихотворение – неповторимый чувственный, искрящийся эмоциями образ!   И всё больше убеждаешься: истинная поэзия – это, прежде всего, метафоричность, образность. Она видна и в дивных сравнениях:
     «Натянешь тетиву, где стрелы? Из сердца взять придётся, ты слышишь, оно
        бьётся… И нить - любовь, и жизнь – веретено»
     «Любить тебя как воровать – такая мука!»
     «Одиночество рубиновым глинтвейном и ритмом грусти проникает»
     «Любовь…Пионом. Хризантемой гибкой. Грейпфрутом. Апельсином. Рыжей репкой!»,      
     «Обидою дрожит молчание в ответ!»
     «И звёзды, словно куры, вспорхнули на насест»…
     «Слезой на счётах чувств – сомненье,
       Гарцует выгода соблазном»
    
Видна  в выразительной инверсии:
       «Ведь Любовь не выборы альянсов,
         А измученной души надежды крик!»
       «Прячется страх отражением в нас»
       «Сокрытым смыслом тайных слов
         Придёт нежданная Любовь»

   Необычны в своих сочетаниях дерзкие эпитеты: «Глазастые дали»,
      «Не хочу быть ломкой, тонкой веточкой…»
     «И тенью серой падать в ноги»
      «Судьбы летучий бриг»
       «Как волнует чувственно и грешно
         Горсть бордово-лаковых черешен»
       «Ромашковый блюз»

  Душа поэта «полётна», и  вместе с нею мы видим Москву «в тополином пуху», поэтический пейзаж Переделкино,  жар-птицу Абхазию, «город историй» Питер,  «сиреневую пенность» Коломны, трагическую Елабугу,  «акварельную слезу Руси» Тарусу, маленькую итальянскую Римини,  «нескончаемый рай» Черногории…   
     В памяти  восхищение «тюльпановой» Голландией, удивление  перед  величественным египетским  храмом, нежность  к «нордическим мелодиям» Грига.  Поэтические крылья переносят нас и через расстояния, и через века – к жестокому племени Майя, в «золотое Марокко», в ослепляющий жар Сахары, в холодные фьорды Норвегии…
 
  Трогательны воспоминания об отце и матери, нежностью наполнено  обращение к дочери и внучке, материнская молитва…

   Так какая же она, сегодняшняя ТАТЬЯНА  ЛЕТНЕВА?  И сколько лиц  и сколько смыслов  вмещает бесстрашно  летящая в Космос её окрылённая душа?      
    
     «Не хочется быть равнодушной»  - «Как ненавижу я покой» - это она.    
 
    «Любить неистово и жадно»  - «Расписать обыденность цветами» - это тоже она.


     «К тебе приду я выдумкою нежной» - «Мне хочется навзрыд молчать»...
     «В иллюзию пылко влюбляться»  - «Так и рвётся наружу неистовость,  Пред
        запретами ей не выстоять» -  её душевная  раздвоенность и страсть.

     «Так сердцу хочется тепла!»,  «Сожгла себя в твоей любви» и «Умирая,
          воскресать…» - её противоречия. 
 
     «Август рыж, кучеряв, хлебосолен, дождит серебром»  -  «Ах, лунник, хрупкий,
        светлый и печальный» -  её видение прекрасного мира природы.

    «Счастье…лучистый миг полёта» -  её одухотворённая «полётность».   
    И непокорная гордость:
             Я словом этим бессловесно дышу.
             Воспоминаньем и ожиданьем грешу.
             Но у Бога взамен ничего не прошу.

    Её поэзия – это язык сердца,  взывающий  к живым: «Притянитесь поступком и своею душой к возрождению потерянных истин».
 
       Загляните на её страницы, услышьте её. Она незаметно и притягательно войдёт в вашу душу и, может быть,  если вам повезёт, возьмёт с собой в дерзкий,  через «белые снега запутанности жизни» - устремлённый ввысь  ПОЛЁТ  мысли и души!
                С уважением Э.Лякишева   


Рецензии
Доброго дня Вам, Элла Евгеньевна!

Знаете, читая Ваши эссе-очерки о других авторах Прозы, порой задумываюсь над тем, что жанру литературной критики зачастую несправедливо приписывают подсознательную зависть, ибо в Вашем случае читатель видит столь искренний всплеск положительных эмоций, настоящий водопад позитивных чувств, что поневоле начинаешь проникаться сходные ощущениями.
Мне, к сожалению, такое редко удается, я по большей части быстро скатываются, увы, к какой-то официозной канцелярщине. (Посыпаю голову пеплом...)
Но сейчас, читая такой замечательный отзыв, поневоле завидую Татьяне Летневой, заполучившей такого Читателя с большой буквы.
И судя по приведенным примерам и отрывкам, вполне заслуженно... Некоторые используемые оксюмороны и окказионализмы - это нечто невероятное.
Могу лишь присоединиться к автору данной статьи, выразив уважение талантливой поэтессе в прозе.

С глубочайшим уважением,

Сергей Макаров Юс   01.10.2023 11:59     Заявить о нарушении
Спасибо огромное, Сергей Юрьевич!
Люблю рассказывать о талантливых авторах!
С улыбкой,

Элла Лякишева   02.10.2023 17:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.