Часть 2. Первый день созерцаний

На следующий день на созерцании мы, наконец, увидели Учителя. Обстановка была неофициальная.  Сидеть на подушке со скрещенными ногами оказалось не сложно. Учитель вёл себя просто, непринуждённо и по-домашнему. Он объяснил структуру и темы предстоящего ретрита – цикл практик 4х лоджёнгов: Бренность, Тягостность Сансары, Драгоценность человеческого рождения и Прибежище.

Начали мы с практики Бренности. Я уже была знакома с этой практикой. Только в этой домашней обстановке она протекала мягко.

Гораздо большей суровостью веяло от листка с текстом-цитатой, который висел на видном месте в Большом доме:

Я постиг, что путь Самурая – это смерть.
В ситуации или-или без колебаний выбирай смерть. Это нетрудно. Исполнись решимости и действуй.
Если каждое утро и каждый вечер ты будешь готовить себя к смерти, и сможешь жить так, словно твоё тело уже умерло, ты станешь Подлинным Самураем. Тогда вся твоя жизнь будет безупречной и ты преуспеешь на своём поприще.
Поэтому путь Самурая подразумевает практику смерти изо дня в день, размышления о событиях, которые могут привести к ней, представление самых достойных способов умереть и решимость достойно встретить смерть. Хотя практиковать смерть таким образом очень трудно. Если человек пожелает этого. Ему это окажется под силу. Никогда не думай, что что-то невозможно.
Созерцать неизбежность  смерти следует ежедневно. Каждый день, когда тело и ум пребывают в покое нужно представлять себе, как тебя пронзают стрелами, убивают выстрелом из ружья, протыкают копьём или разрубают мечом. Ты погибаешь в горящем здании, тебя уносят огромные волны, поражает молния или присыпает обломками каменных стен во время землетрясения.
Падение со скалы. Смерть в результате болезни или самоубийство после смерти хозяина.
Каждый день без исключения нужно считать себя мёртвым.
Оставь дверь открытой - и враг уже тут как тут.
Стань под карнизом и тебя уже нет.
Не нужно быть всё время настороже.
Нужно считать, что ты уже мёртв.
Если ты укрепишь свою решимость пасть в поединке и живёшь так, словно ты уже мёртв – ты достигнешь успеха в делах и бою и никогда не опозоришь себя.
                ( Ямамото Цунетомо «Кагакуре»)

Это послание было, безусловно, ошеломляющим и только отдельные фразы для меня оживали энергетически и указывали на что-то. Особенно меня заинтересовала фраза: « Не нужно быть всё время настороже. Нужно считать, что ты уже мёртв». Я ведь искала средство от страхов.

Но моё внимание переключилось на действия, необходимые для поддержания жизни. Нужно было готовить на всех 2 раза в день.

Эту обязанность возложили на женщин, то есть на нас. Мы готовили по двое, и нам помогал  Витя - топил печь, объяснял, где что лежит, и лишь изредка что-то подсказывал  Андрей.

Готовить на печи нам городским жительницам было не привычно. Так что большая часть моего внимания была сильно занята. Мало того что из-за Андрея я испытывала сильные эмоции, а тут ещё и кулинария. Я вообще не являюсь в ней специалистом. А тут столько людей нужно накормить, причём некоторые из них твои друзья и среди них глубокоуважаемый Учитель.

Первый день кулинарии начался с Вити и колбасы. Витя выдавал нам необходимое для приготовления обеда, и помогал накрывать на стол. Среди прочего он принёс колбасу, которую я нарезала и разложила на тарелку. Тут появился Андрей и «набросился» на Витю за то, что тот взял без спросу  колбасу, которую кто-то принёс для Учителя.

Андрей как-то уж очень сильно нападал на мальчика. Я не могла спокойно на это смотреть   вместе с Витей и Андреем заступаться за ребёнка перед Учителем. Моя речь была эмоциональной и энергичной. Мне всегда легче было заступаться за других, чем за себя. И я просто не видела ничего плохого в поступке мальчика.  Учитель  рассмеялся, и колбасу назад не забрал. А потом с меня смеялась Валя и говорила, что мы с Андреем и Витей прямо как супружеская пара с ребёнком.

Так что на вечернем созерцании я лично просто отдыхала от ответственности, непонятных правил и кухни с печкой в летнюю жару.

Продолжение: http://www.proza.ru/2017/10/30/2159


Рецензии