Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 49. гл

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 49. ГЛАВА 18. СТ. 13-22. ПРИЛОЖЕНИЕ.


13.О, Сильнорукий,  теперь услышь от Меня о пяти следующих причинах, о которых говорится в заключении Веданты и которые необходимы для успешного выполнения любой работы.

КОММЕНТАРИЙ:

Надо понимать, что человек далеко не всегда задумывается о том, что же представляет из себя работа, о ее составляющих причинах, при каких условиях она может быть исполнена и какими силами. Этот вопрос видится в материальном мире достаточно понятным и не требующим особого внимания, но, тем не менее, этот вопрос есть достаточно важный и, не понимая сути работы, что движет человеком и чем она вообще обусловлена, невозможно не только правильно ее исполнять, но и увидеть за всем стоящего Бога.

Поэтому Бог как бы разбирает процесс работы и ее компоненты по частям и Указывает, как и в какой последовательности вообще работа может начинаться, собственно исполняться, что побуждает к работе, что движет работником, место человека в этом процессе, ибо невозможно быть или считать понимающим работу тому, кто все считает естественным, самим собой разумеющимся, упрощая и работу и свое к ней отношение и не очень при этом и осознавая, что все человеку в любой работе дает только и единственно Бог; и Бог указывает шаг за шагом, что дается и что принимается человеком, что в результате должно правильно организовывать мыслительный процесс человека, делая его не только достаточно усердным в работе, но и всегда понимающим, что у него из необходимого имеется, а что надо еще заработать у Бога, молясь и прося Бога постоянно, ибо без этого труд становится непродуктивным, не дает желаемый результат, который ожидает человек; и в некотором роде работа считается не только не благоприятной, но и греховной деятельностью, поскольку не учитывает стоящего и всем Управляющего и все дающего Бога.

14.Место действия (тело), также исполнитель (душа), различные виды чувств, также различные отдельные устремления и пятый здесь – Бог.

КОММЕНТАРИЙ:

В данном тексте Личность Бога Указывает на пять причин, которые необходимы для успешного проведения работы. На самом деле Высшая Причина для успешного выполнения работы есть Сам Бог, Высочайшая Личность Бога, это первая и главная или основополагающая и непременная Высшая Причина. Все остальное, четыре составляющие успешного выполнения работы дает Бог.

1.Поэтому следует считать, что Личность Бога есть Абсолютно главенствующая Причина в любой работе. И потому непременно перед выполнением работы надо молиться Богу, просить Бога помочь и непременно по окончании работы за какой-то период следует Верховную Божественную Личность Благодарить словами: Благодарю Тебя, о Верховная Личность Бога или Будь Милостив, о, Всевышний, помоги мне в труде моем, дай силы и дай понимания, будь Милостив. Вот эти две молитвы выборочно непременно надо употреблять в начале и при окончании любого труда на уровне мысли в своем внутреннем процессе, не обязательно становясь на колени, ибо работа происходит в общественном месте, и не все люди это могут правильно понимать.

Молиться в себе должны и преданные Бога Кришны, занятые карма-йогой, т.е. посвящающие плоды труда Богу Кришне, также и те, кто относится к другому религиозному направлению на данный период и те, кто вообще не считает себя верующим. Несомненно, такие неверующие люди должны осознавать, что такое понимание себя есть величайший грех, и это непременно скажется и на процессе работы и вообще на том, что человек и захочет работать, но Бог ему не даст, или на результатах и слабом материальном вознаграждении так, что человек не сможет сводить концы с концами. Поэтому молиться надо постоянно, как правило, никогда не пропуская, осознавая, что ты всегда перед Лицом Бога, и Бог на это смотрит очень и очень серьезно.

2.Далее, составляющей, причиной любого труда является место действия. Здесь речь может идти о теле человека. Понятно, что без тела живое существо представляет собой энергетическую субстанцию, не обладающую необходимыми компонентами, чтобы проявлять себя в материальном мире. Эта энергия, называемая душой, не может работать с для нее несколько инородной энергией. Тело здесь обеспечивает и контакт и как бы усилия, ибо в материальном теле Бог дает и жизненные силы, чтобы входить в этот контакт с материальным миром, каким бы он ни был, включая саму работу.

3.Далее, душа. В стихе она названа исполнителем. Но это для Арджуны и его ступени материального и духовного развития. На самом деле, душа - недвижима, полностью Управляема Богом, в теле – это есть обучаемая энергия и, собственно, все, включая труд, и устроено для обучения. Поэтому работа может производиться только Богом, но непременно в присутствии души, которая входит или Милостью Бога, работой Бога как бы врастает в тело, становясь на некоторый период к нему привязанной, которая, душа, опять же Волею Бога получает через иллюзорные энергии Бога понимание, что сама управляет телом, сама в нем выполняет работу, и это обуславливает таким образом для души как бы очень приближенное к реальности состояние работы и восприятия самого процесса работы, как и любой другой деятельности. В таком случае, идя на поводу своего эго или своего «я», человек активизируется Богом и воспринимает весь процесс труда, как личные и неотъемлемые от человека усилия, хотя на самом деле все делает Бог, входя в душу, и в ней все выполняя Лично, но строго исходя из ступени развития души, ее качеств, желаний и кармы человека, как и с учетом того, чтобы в процессе труда душа могла и идти по пути преодолений и не только закрепляла свои качества, но и углубляла и расширяла мыслительный процесс, как и приобретала новые качества, которые через данную работу и планировал Всевышний. Т.е. душа присутствует в теле, чтобы через него развиваться в процессе деятельности, в которую может быть и вовлечена Богом через тело и чувства тела.

4.Таким образом, чувства тела, помимо механических возможностей тела, есть также непременная причина любого труда, причина, данная Богом. Человек непременно пользуется органами чувств, чтобы воспринимать, видеть, слышать, осязать, входить в контакт, пользоваться речью, вкусом, воспринимать, осмысливать, осознавать. Бог также дает душе все внутренние чувства, такие, как гнев, зависть, тревожность, сомнения, неудовлетворение, удовлетворение, радость.

5.Также причиной работы непременно являются поставленные цели или различные отдельные устремления, связанные с работой, делающие процесс направленным, необходимым, важным, слаженным.

Но всеми этими причинами: и душой в теле, и чувствами тела, и самим телом и направлением устремлений всех и каждого и степенью этих устремлений полностью Управляет Бог, сосредотачивая мысль, охватывая мыслительным процессом весь объем работы и его этапы, давая чувства, управляя руками, ногами, взглядом, постоянно держа в определенном направление внимание, сосредотачивая, акцентируя внимание на одном или другом, устанавливая акценты и приоритеты. Все эти причины и от Бога и Сам Бог, и Воля Бога. Это надо понимать, это видеть, осознавать, что не просто выполняется самое простой действие. Все в Одних Руках Бога, все делается и для поддержания тела человека, для, собственно, жизни, и непременно для развития человека в его работе. Другие живые существа точно также управляются в своей деятельности своего уровня, и так развивают свой мыслительный процесс и поднимаются по своим ступеням материального развития. Ничего в материальном мире ни на каком уровне не бездействует,  и ничего не может проявлять себя без Божественного присутствия.


15.Человек начинает работу посредством тела, речи и ума и исполняет ее правильно или нет этими пятью его причинами.

КОММЕНТАРИЙ:

Однако, помимо причин работы, которые очень хорошо следует осознать и принять, как и запомнить и иметь ввиду, выполняя любую работу, также есть и то, с чего начинается обычно работа человека в материальном мире.
1.Непременно на месте, обозначенном работой, надо использовать тело. Без тела – нет работы, нет действия. Необходимо тело и все, чем это тело Богом наделено. Это органы чувств и сопровождающие внутренние энергии или чувства.

2.Речь, как правило, может быть и озвученной, обращенной к другому человеку или письменной. Речь – это важный фактор на любой работе. Без речи работник не может начать работу на должном уровне. Но если работа физическая, то такая речь все же присутствует внутри человека, как речевое мыслительное обозрение труда и постановки конкретной цели и задачи, когда работник мыслью говорит себе: Мне надо сделать… - и обозначает с Богом в себе направление, объем, приоритеты, возможности, временной промежуток.

3.В любом случае и для любого оформления труда, - громко речевым проявлением или письменным, или мыслительным, - требуется сам ум. Ум дается человеку Богом, речевой процесс в том или ином виде – дается Богом через ум, также тело и все чувства даются человеку Богом.

Т.е. и здесь процесс труда начинается с Трех составляющих и непременно выполняется Пятью причинами, указанными Богом в ст.14. Эти знания непременно надо усвоить, их иметь ввиду, именно через них осознавать присутствие Бога в любой деятельности человека, увидеть, что Бог – Высшая и Изначальная Причина любого труда, любой, даже самой незначительной деятельности или движения человека. Все исходит от Бога.





16.Поэтому, в этой связи, тот, кто в работе исполнителем видит лишь себя из-за неразвитого ума, он глупец и не видит.

КОММЕНТАРИЙ:

Увидит тот, кому пора, кому Бог даст преданное служение, кому Бог даст и совершенные знания. Но незнание о том, Кто стоит за процессом труда, Кто обуславливает труд не избавляет от последствий греховной деятельности. Непременно, как только человек видит причиной труда себя, как только человек считает себя тем, кто распоряжается плодами любой работы, он тотчас объявлен тем, кто занят запрещенной работой или любой деятельностью. Плоды такого невежества непременно страдание, то, что и будет помогать человеку обращать свой взгляд к Богу. В таком случае Бог поведет человека по пути развития качеств, даст ему возможность в колесе сансары развивать эти качества до уровня достаточного, чтобы вовлечь человека в путь преданного служения. И только путь преданного служения через совершенные духовные знания и духовную практику поднимет человека на тот уровень материального и духовного развития, где человек непременно увидит за всем стоящего Бога, осознает, Кто дает ему труд, осознает, Кому принадлежат плоды труда; и только в таком случае Бог даст человеку желание отрекаться от плодов любой своей деятельности и таким образом переведет на рельсы карма-йоги, что есть разрешенный труд, который посвящается Богу и ведет по пути уменьшения страданий. Другого выхода из пути страданий и преодолений в материальном мире нет и не может быть. Поэтому, непременно, человек должен все же просить Бога помочь, стараться в Боге, изучать в свою меру Слово Бога, сотрудничать с Богом и начинать посвящать свой труд Богу.



17.Но тот, чья природа без ложного эго и разум кого не привязан, даже убивая в этом мире, не убивает и не связан последствиями своей деятельности.

КОММЕНТАРИЙ:

Бог Кришна как бы хочет показать Арджуне преимущества человека, который в отличие от материалиста знает за всем стоящего Бога, ибо только вследствие именно преданного служения человек может быть без ложного эго и не привязан в материальном мире ни к чему, а, следовательно, и к плодам любой своей деятельности, т.е. речь идет, по сути, о тех, кто занят карма-йогой.  Результат преданного служения в стихе несколько утрирован, чтобы показать Арджуне преимущество и Милость, которыми пользуется преданный Бога, посвящая свой труд Богу и не претендуя на плоды.

Но все же, следует понимать, что убивать Бог не даст на такой ступени материального и духовного развития и не дал бы и Арджуне, если бы Арджуна уже стоял на достаточно высокой ступени духовного развития. Но Арджуна только религиозный человек, обладающий некоторыми духовными знаниями Вед, благочестивый и аскетичный. Все это ему Бог дал принудительно образом и обстоятельствами жизни; и никак он не достиг высокие качества в преданном служении. Он просто кшатрий, воин. И убийство есть часть его долга защищать власть, престол, веру, блага государства и его интересы. Работа воина для Арджуны – его пока предписанная обязанность.

Но есть, существует и та ступень преданного служения, не начальная,  где убийство категорически запрещается. И где это действо вообще никак не совместимо ни с какими заслугами человека перед Богом, как бы человек ни занимался карма-йогой.

Также, не точно и касательно того, что человек, занимающийся карма-йогой или в отрешении тйага (что есть тйага в гуне благости), не связан последствиями своей деятельности. Ну, прежде всего, карма-йога никем не выполняется совершенно, ибо человек не обладает такими качествами изначально, поэтому всегда в карма-йоге присутствуют недочеты, ошибки, греховный мыслительный процесс и деяния. А это непременно обуславливает и последствия той или иной деятельности с тем или иным знаком, которые связывают человека непременно, строят его карму, возвращают в колесо сансары. Но все просто идет по убывающей и до того момента, когда качества человека будут приемлемы Богом в той мере, что обусловят все же выход человека на духовный план.

Таким образом, Бог поведал Арджуне о пяти причинах работы, о том, с чего начинается работа и Указал, что ждет того, кто все же занят запрещенной материальной деятельностью и того, кто, напротив, не привязан к плодам любой своей деятельности и непременно знает, Кто за всем стоит, этим знанием и духовной практикой обеспечивая себе материальное и духовное развитие, как и выход на духовный план в свое время.


18.Знание, объект знания и познающий – три причины, побуждающие к работе. Чувства, работа и исполнитель, таким образом, три составляющие выполнения работы.

КОММЕНТАРИЙ:

Бог Кришна поведал Арджуне о том, что надо знать относительно работы (для Арджуны это – сражение), чтобы понимал, в чем суть пяти причин работы (Верховная Личность, тело, душа, чувства, устремления), с чего человек обычно начинает работу (тело, речь, ум), Указал также, Кто за всем стоит и дает эти все причины (5) и составляющие начала работы (3).

Но этим суть работы не исчерпывает себя. Необходимы причины, вовлекающие человека в работу, побуждающие его, дающие интерес, активность, сотрудничество с Богом. Невозможно приступить к работе, если человек не знает объект работы, не знает, как работу надо выполнить, ее тонкости, если человек не обладает специальными возможно и научными знаниями или профессиональными. Даже самая простая работа у человека может вызвать ряд вопросов; и пока он не будет обладать необходимыми знаниями, он не сможет выполнить работу правильно.

В этой связи Бог называет Три причины, которые обусловят вовлечение в работу.

1.Прежде всего, это само знание, образование в этом направлении, дающее человеку направленный мыслительный процесс, воспроизводящее и навыки, и память человека, и его опыт.

2.Также, эти знания, этот опыт, это определенное направленное мышление человек должен в работе на что-то направить – или на оформление документов, или на станок, или на управление автомобилем, или на обслуживание людей, или на обеспечение порядка… Везде необходим сам объект знания и этот объект Бог человеку на основании его знаний предоставляет.

3.Помимо знания в человеке и объекта знания, куда знание должно быть направлено, должен быть и познающий. Познающий – это сам работающий, но в плане того, кто через труд, через применимые здесь знания и мыслительный процесс и физические и психические усилия, через труд познает в процессе работы новые элементы работы, новые связанные с работой знания, познает в плане опыта, более активного труда, для успеха. Т.е. сам труд должен работать над человеком в плане его развития и человек является тем, кто есть объект на который направлен труд, давая ему развитие, знания, общение, углубление… Эта роль познающего в работе обуславливает и интерес человека, рост его профессионализма, его опыта, его материального статуса и даже карьеры.

Таким образом, знание, объект знания и познающий – непременное условие, побуждающее к работе, чтобы человек работал с интересом и, собственно, сотрудничал в своем развитии с Богом.

Но работой надо не только заинтересоваться, но и выполнить в необходимом объеме, как есть. Чтобы это на данный период состоялось, необходимы Три самые главные и неизменные и незаменимые составляющие:

1.Чувства – без которых ничего и никогда и ни при каких условиях человек не сделает. Это и органы чувств, и сопровождающие человека энергии в нем.

2.Также сама работа, от начала до конца, во всем своем объеме, на данный день или период. Ибо если нет подъемного крана, то высотный дом уже не построить. Если нет продуктов – не приготовить еду в столовой, если нет столовой, а есть продукты, то невозможно приготовить или выполнить работу за отсутствием печей и не только… Т.е. без того, что есть сама работа во всей своей совокупности, работу при наличии человека и знаний в нем и желаний и чувств не выполнить.

3. И нужен сам исполнитель. Человек, у которого есть тело, чувства, душа, знания, опыт, устремления, заинтересованность… 

Вот три причины, которые помогут начать и закончить объем работы. И не забывать надо, что все дается только Богом.



19.Знание, работа и исполнитель бывают трех видов в зависимости от трех гунн материальной природы. В чем это различие, Я тебе также расскажу.

КОММЕНТАРИЙ:

Таким образом, какие понятия, связанные с работой, Бог дал. Это:

1.Бог, тело, душа, чувства, устремления (пять причин работы, ст.14);
2.Тело, речь, ум (с чего начинает человек работу + п.1, ст.15);
3.Знание, объект знания, познающий (три причины, побуждающие к работе, ст.18);
4.Чувства, работа, исполнитель (три составляющие исполнения работы, ст.18).

Из всех этих перечисленных составляющих, определяющих процесс труда и успех в труде Бог выделяет три компоненты, которые могут быть под влиянием гун природы. Это – Знание, Работа и Исполнитель.

Т.е. каждое направление можно рассматривать в трех ступенях развития – в гуне невежества, в гуне страсти и в гуне благости. Т.е. Знание может быть в 1.гуне невежества, в 2.гуне страсти и в 3.гуне благости; также работа может быть в 4.гуне невежества, в 5.гуне страсти и в 6.гуне благости; также исполнитель может быть в 7.гуне невежества, в 8.гуне страсти и в 9.гуне благости. Все эти ступени (всего 9) проявления знания, работы и исполнителя будут просмотрены ниже и указаны их отличия, или то, что характерно для каждой ступени, обусловленной своей гуной.

Но все эти три направления (знание, работа, исполнитель) будут рассмотрены как бы независимо от выше изложенных стихов гл.18, без привязки к ним, но как самостоятельные проявления, присутствующие в материальном мире, о чем должно иметь правильное суждение в пути преданного служения.



20.То знание, через которое человек видит единую вечную природу всех живых существ, а также Неделимого, разделенным на бесчисленное множество (в каждом живом существе), такое знание, ты это должен знать, в гунне благости.

КОММЕНТАРИЙ:

Надо знать, что материальный человек никогда в эту сторону не посмотрит и не задастся вообще вопросом о природе всех живых существ, ибо и не сможет правильно этот вопрос сформулировать и никак именно материальным бытом не будет побужден к такому вопросу. Для материального человека просто существуют люди и животный мир, как и растительность, как и низшие живые существа, видимые и невидимые. Но углубляться далее никто не желает, будучи материально мыслящим и вообще организованным в пределах материи. Самое большее, что может допустить материальный человек, это наличие души, и то не во всех. Здесь особо мыслить человек и не может, не обладая совершенными духовными знаниями. К такому мышлению и ни каждого направит Бог, ибо всему свое время и материалисту надо прежде Милостью Бога достичь в круговороте рождений те качества, которые и выведут на уровень и преданного служения и возможности усваивать совершенные духовные знания. А вот преданный действительно уже исходит из совершенных духовных знаний, не по наитию, не согласно мнению кого бы то ни было, а изучая Святые Писания. И только эти Писания открывают человеку в свое время, что в каждом присутствует Бог, каждым Управляет Бог, каждому Бог дает мыслительный процесс, дает память, понимание, религиозное мышление, но только через путь преданного служения. И только Милостью Бога преданный знает, что все живые существа имеют единую духовную природу, есть энергии Бога, разделенные телами материальными, ибо через возможности и чувства тел входят в контакт с материальным миром, вовлекаются в материальные игры и роли и таким образом идут по пути материального и духовного развития. В свое время тела будут оставлены, а вот душа, развившаяся в условном материальном мире до качеств, угодных Богу, сможет быть отправлена на духовный план. Все души есть энергетическое продолжение Всевышнего, все имеют изначально Божественное происхождение, но так устроено, что это духовное происхождение не обуславливает сами качества Божественного порядка, а они развиваются на пути к Богу, средствами и инструментами Бога в материальном мире. Человек, видящий единую природу всех живых существ, видит это только Волею и трудом Бога, ведущего всех и каждого, и никому это видение не избежать. Но тот, кто через преданное служение уже достиг этой ступени понимания и духовного развития, такой человек уже в гуне благости, и его знание уже в гуне благости.

Точно также только преданный может видеть присутствие Бога, Неделимого, во всех живых существах, и это видение начнется с него самого через путь преданного служения, через духовную практику. Только Бог Сам Лично вручает такой уровень духовных знаний и тому, кто уже достиг через преданное служение тех качеств, которые удовлетворяют Бога и вследствие которых Бог приоткрывает полог Совершенных знаний касательно присутствия Бога в материальном мире и в каждом живом существе. Такое знание есть также в гуне благости, ибо и дается людям на этой ступени материального и духовного развития.



21. Но то знание, которое из-за раздельного существования живых существ видит в разных формах существования разные виды живых существ, такое знание, знай, в гунне страсти.

КОММЕНТАРИЙ:

Материальный мир не может оперировать к духовным знаниям, ибо полностью держится и питается, и поддерживает себя во всех отношениях Волею Бога через материальные науки. В таком случае живые существа рассматриваются как особи, принадлежащие к тем или иным видам или подвидам и рассматриваются как обособленные живые существа, не имеющие между собой никакой корневой основы, никакой энергетической общей составляющей, ибо материалист имеет перед глазами раздельные живые существа, существующие в разных телах, обособленные формой жизни, средой обитания, возможностями тел… и подобными материальными определениями или обобщениями материального порядка. Такие знания дает Бог тем, кому надо давать знания на визуальном или обозримом уровне, которые человек может получить практикой, опытным путем, исследованиями. Но то, что за пределами материальных чувств,  человеку материально мыслящему и оперирующему материальными знаниями Бог не дает, ибо не тот уровень ума, не те качества, не тот и мыслительный процесс. Такие знания тоже имеют свое значение, но они на уровне изучения надводной части айсберга, что и свойственно материальному миру. Такие знания считаются в гуне страсти и свойственны гуне невежества, но в несколько еще более упрощенном виде. Надо понимать, что это определение знаний в гуне страсти может быть и по другим параметрам. Но и этого достаточно, ибо этот параметр самый показательный и достаточно обобщающий. Ибо этот параметр можно применить к любому материалисту, спросив его, как он понимает природу живых существ, что их объединяет или напротив. Почти каждый укажет на вид и другие телесные отличия, и вряд ли материальный человек станет думать или размышлять на эту тему духовными категориями.



22.Но то знание, которое беспричинно привязывает к одному виду  деятельности, видящее все существующее  в одном, знание не ради постижения истины, скудное, сказано, в гунне невежества.

КОММЕНТАРИЙ:

Говоря о знании в гуне невежества, Бог связывает такое знание не с природой живых существ, но с работой, видом деятельности, когда человек привязан к одному делу или работе, или деятельности на столько, что считает этот путь самым для себя благоприятным, от которого зависит успех, счастье, в котором цель и смысл жизни, считая, что все зависит от самого человека, видя себя причиной плодов своего труда, не умея отказываться от работы, посвящая ее Богу, не привязываясь к плодам и всему, что еще работа может дать. Вот такая привязанность, такое понимание работы, такое видение себя в работе определяет это знание, как низшее, имеющее отношение к гуне невежества. Но человек при этом сам в своем материальном развитии может стоять на ступенях гуны страсти, но его знание такого рода считается не развитым, привязанным к работе, зависящим от работы, делающим человека полностью зависимым от работы в любом промежутке своего материального существования. Такое знание есть также причина круговорота рождений, причина и страданий человека, ибо такое понимание делает труд человека запрещенной или греховной деятельность, где он не видит стоящего за всем Бога и Волю Бога.


Рецензии