Образ Торжество Пресвятой Богородицы

Образ Торжество Пресвятой Богородицы в Огарёво-Почково
В апреле 2013 года епископ Касимовский и Сасовский Дионисий при посещении храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Огарёво-Почково обратил особое внимание всех присутствующих в храме на одну из немногих чудом сохранившихся, но совсем обветшавших фресок на своде трапезной, сказав при этом, что это очень редкий образ Богородицы.  Называется этот образ: Богоматерь Порт-Артурская, или Торжество Пресвятой Богородицы, а в народе его еще называют - Богоматерь на ножах.


Ну, раз уж после долгого забвения образ Торжество Пресвятой Богородицы чудесно объявился в Огарево-Почково, думается, что читателям будет интересно немного коснуться  истории написания и жизни этого образа, которые полны чудес и приключений.
В ночь на 27 января 1904 г японский флот без объявления войны напал на русскую эскадру, которая находилась на внешнем рейде Порт-Артура - военно-морской базы, арендованной Россией у Китая. Были серьезно повреждены броненосцы "Ретвизан" и "Цесаревич" и крейсер "Паллада".
В начале марта русскую эскадру в Порт-Артуре возглавил опытный флотоводец вице-адмирал Макаров, но уже 13 апреля он погиб, когда флагманский броненосец "Петропавловск" подорвался на мине и затонул. Началась Русско-японская война.
А вот, ровно за два месяца с небольшим до этих трагических событий, в декабре 1903 г. в Киево-Печерскую Лавру пришел старый матрос из Бессарабской губернии — один из последних живых участников Севастопольской обороны. На груди его был Георгиевский крест. Моряк плавал под командованием адмирала Нахимова, был тяжело ранен, чудом остался жив. И вот, во исполнение данного им обета, пришел поклониться мощам угодников Печерских.
В одну из ночей старик был разбужен необычайным шумом. Он увидел Божию Матерь, окруженную ангелами во главе с Архистратигом Михаилом и Архангелом Гавриилом. Богородица стояла на берегу морского залива спиною к воде. В руках — белый плат с голубой каймой, посреди которого был изображен Нерукотворный Лик Спасителя. Одета она была в синий хитон, покрытый одеянием коричневого цвета. На берегу залива в тумане был виден город в огне; на этот город и был обращен взор Владычицы. Над головою Ее в облаках ослепительного света ангелы держали корону, увенчанную дугою из двух перекрещивающихся радуг. Наверху короны был крест. Выше на престоле славы восседал Господь Саваоф, окруженный ослепительным сиянием, по которому были видны слова: «Да будет едино стадо и един Пастырь». Богородица попирала стопами обоюдоострый обнаженный меч.


Много чего видел и на море и на суше старый моряк, но потрясенный видением испытал сильнейшее смущение. Матерь Божия, ободрив его, сказала: «России предстоит очень скоро тяжелая война на берегах далекого моря, и многие скорби ожидают ее. Изготовь образ, точно изображающий Мое явление, и отправь его в Порт-Артур. Если икона Моя утвердится в стенах города, то Православие восторжествует над язычеством и русское воинство получит победу, помощь и покровительство». Ослепительный свет озарил комнату, и видение исчезло.
Рассказ старика вызвал удивление и недоверие, но все же в Киеве начали сбор средств для воплощения образа на иконе. 10 000 богомольцев приняли участие в сборе средств, каждый вносил по 5 копеек, больше не брали. Так были собраны средства на краски и материал для иконы. Взялся за написание образа иконописец Павел Федорович Штронда. Он следовал точному описанию матроса, все время находившегося рядом. Ночное видение он помнил на удивление точно, и такой же точности требовал от иконописца. Порою, не в силах объясниться, забирал у иконописца карандаш, и тот с изумлением видел, как натруженные старые пальцы матроса обретали легкость, нанося без видимых усилий тончайшие штриховые контуры. По краям иконы эмалированной вязью сделали надпись: «Торжество Пресвятой Богородицы. В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10000 богомольцев и друзей». Согласно легенде, работа длилась шесть недель. За работу художник ничего не взял, а на камне, изображенном лежащим у ног Богородицы, оставил свой автограф. В марте 1904 г. написание иконы в Киево-Печерской Лавре было завершено.


На Страстной седмице Великого поста 1904 года образ торжественно освятили и отправили в Санкт-Петербург вице-адмиралу В. П. Верховскому. Верховский, в свою очередь, обратился к вдовствующей императрице Марии Федоровне. Она поручила доставить святыню в Порт-Артурскую крепость адмиралу Н. И. Скрыдлову, назначенному командующим Тихоокеанским флотом вместо погибшего адмирала С. О. Макарова. 14 апреля 1904 года «победоносная главная хоругвь русской армии» покинула столицу.

 
Попытка переправить икону в Порт-Артур не увенчалась успехом. К тому времени, когда Скрыдлов прибыл во Владивосток. Порт Артур был уже отрезан, и адмирал по телеграфу испросил у императрицы разрешения временно поставить образ во Владивостокском Успенском соборе, что он и сделал, получив 2 августа 1904 года согласие Марии Федоровны. Во Владивостоке ее встречал Владыка Владивостокский и Приморский Евсевий (Никольский). Далее святой образ был временно помещен в Успенском Кафедральном соборе Владивостока. Задержка с доставкой была вызвана объективными причинами: отсутствием свободных кораблей и активными военными действиями в осажденном Порт-Артуре. Было сделано несколько фотокопий и написана небольшая копия масляными красками на дереве. Снимки отправили по почте в порт Чифу, где находилось русское консульство, с просьбой при первой же возможности переслать их в крепость, однако по пути они затерялись. Живописную копию дважды пытался доставить в Порт Артур матрос Пленков - оба раза безуспешно.
В октябре 1904 г, узнав о судьбе иконы, 50-летний делопроизводитель Императорской охоты, отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Её Величества полка, участник русско-турецкой войны 1877—1878 годов, Николай Николаевич Фёдоров взял на себя смелость доставить икону в Порт-Артур. В начале ноября он прибыл во Владивосток. 21 ноября, в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы был совершён молебен, икона помещена в футляр и доставлена на пароход, а во Владивостоке оставлен список иконы. В начале января была получена первая телеграмма от Фёдорова, где сообщалось, что икона в Порт-Артур доставлена не была, и крепость к тому моменту была уже сдана японцам. Икона была переправлена в ставку главнокомандующего и находилась в его походной церкви. После войны икона вернулась в Успенский собор Владивостока. В 1932 году собор был закрыт, в 1938 году взорван, и дальнейшая судьба иконы оставалась неизвестной долгое время.
В феврале 1998 года паломники в Иерусалиме обнаружили в антикварном магазине Порт-Артурскую икону. Деньги на выкуп одолжили монахини Горненского монастыря. Экспертиза установила, что это не современный список. 6 мая 1998 года, после оформления всех необходимых документов на вывоз, икона вернулась в Россию. После реставрации икона была отправлена в Свято-Никольский кафедральный собор Владивостока.
Вот такая история возникновения иконы Торжество Пресвятой Богородицы, полная приключений и чудесных деяний. И это, заметьте, речь шла об истории иконы Торжество Пресвятой Богородицы.

 
А как же появилось изображение Тожества Пресвятой Богородицы на своде при входе в храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Огарево-Почково, которая как бы встречает прихожан и паломников?
Посмотрим же, что происходило в это время в Огрёво-Почково. К концу 19 века возникла острая необходимость в расширении однопрестольной Никольской церкви т.к. даже в обычную воскресную службу она не вмещала всех желающих богомольцев. По решению схода прихожан начата перестройка церкви, которая выполнялась в несколько этапов. Вот тогда, после окончания реконструкции, и стала церковь с тремя престолами: во имя Святой Троицы, Успения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Чудотворца. Тогда же после значительного расширения храма и возникла необходимость в новой храмовой росписи, что совпало по времени с Русско-японской войной 1904 -1905 годов, и тогда же  весть о новом образе Богоматери, по всей видимости, не без участия воинов возвратившихся с войны, начала разлетаться по стране. Хотя в ноябре 1904 г.  по распоряжению Святейшего Синода Митрополит Санкт-Петербургский Антоний запрещает писать новые копии.  Это объясняется тем, что: «Икона по своему начертанию имеет особенности, не принятые в православной иконописи»; ... «…был обман и что на ней Святая Троица разделена». В это  же время Синод отказал двум издателям: Коркину и Сойкину в разрешении на печать цветных хромо-литографий Порт-Артурской иконы на металле, поэтому  массовой печати и распространения не было, следовательно, большая часть православной России с этим образом была не знакома. Значит, живописные, полные по деталям копии  ( с надписью «...и 10 000  богомольцев...»)  официально снимали всего 8 месяцев - в1904 г.


В январе 1906г.  Киевский митрополит Флавиан высказался о возможности снимать копии с Порт-Артурской иконы, при условии, что будет убрана надпись«...и 10 000 богомольцев».
Возможно, среди прихожан храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Огарево-Почково, в то время появились воины-участники тех трагических событий на Дальнем Востоке и они как-то повлияли на выбор изображения над главным входом храма в пользу образа  Порт-Артурской Божией Матери, причем с надписью «… и 10000 богомольцев».


Позволим высказать предположение, что на написание образа Торжество Пресвятой Богородицы в храме Успения Пресвятой Богородицы села Огарево-Почково как то повлияли участники Русско-японской войны. Эта гипотеза косвенно подтверждается тем, что в селе Огарево-Почково и окрестных селах отхожим промыслом издавна было морское и речное дело и мужчины уезжали на заработки поближе к морям: в Астрахань, Ростов – на - Дону, Таганрог, Баку, Мурманск, то есть были моряками. И в настоящее время многие потомки тех жителей живут и работают в этих городах. Возможно,  жители Истлеевской волости, массово, как профессиональные моряки, призывались на морскую службу, и участвовали в Русско-японской войне, откуда и привезли образ Торжество Пресвятой Богородицы или рассказы о нем, хотя по рассказам практически невозможно написать образ. А настоятелю храма отцу Василию (Убранцеву)  видимо понравился новый, необычный образ Божией Матери и он испросил благословения в Тамбовской епархии на написание образа в храме.


Образ написан на своде между входными центральными вратами и тремя арками, обрамляющими проходы к главному алтарю, в придел Святой Троицы, и в придел Святителя Николая Чудотворца. При входе в храм посетитель сразу чувствует обращенный на него взор Порт - Артурской Божией Матери "Торжество Пресвятой Богородицы",  а  надпись "В БЛАГОСЛАВЛЕНИЕ И ЗНАМЕНИЕ ТОРЖЕСТВА ХРИСТОЛЮБИВОМУ ВОИНСТВУ ДАЛЬНЕЙ РОССИИ ОТ СВЯТЫХ ОБИТЕЛЕЙ КИЕВСКИХ И 10000 БОГОМОЛЬЦЕВ И ДРУЗЕЙ" сделана у ног образа Богородицы на арке свода, обрамляющего вход в главный зал храма.


Есть и еще одно название образа: ВРАТАРНИЦА ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ - так с любовью называет народ эту икону Божией Матери в восточных краях России: под ее особым покровительством находится российский Дальний Восток.
День празднования чудесно явленного образа Божией Матери Порт-Артурской 29 августа  - на второй день Успения Пресвятой Богородицы.


Об иконах Торжество Пресвятой Богородицы написано огромное количество работ, а вот упоминание или описание такого масштабного храмового изображение образа пока нигде не встречалось и прав Владыка Дионисий, указав, что это единственное храмовое изображение образа Порт-Артурской Богоматери. Можно сказать, что повезло прихожанам храма Успения Пресвятой Богородицы  находиться под покровом сего образа Божией Матери.


Приглашаем всех верующих людей, паломников и туристов посетить храм и ощутить благодать покровительства образа ТОРЖЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БО ГОРОДИЦЫ.


Рецензии
В оправдание русского народа скажу
К его чести наиболее здравомыслящие его представители не верили, что иудейка имела какие-то планы на счёт России вообще, и войн развязанных ради самодурства тогдашнего его правителя в частности. Что и доказали события 17-года года.
Ом.

Сибирская Хиджра   25.10.2017 11:47     Заявить о нарушении