Эшафот

ЭШАФОТ

Холодным зимним вечером Карина вела прием в далекой от идеала поликлинике. В ней, как и в большинстве медучреждений, осуществлялся конвейер. Одна бабка в ее кабинете сменяла другую, жалобы первой не сильно отличались от жалоб десятой, пятнадцатой. Окно погрузилось в настоящую ночь, хотя до конца рабочего дня оставалось еще больше часа. В кабинете стало невыносимо душно, и в промежутке между пациентами Карине захотелось выйти в коридор.
Он был самым тихим и невзрачным из всех, сидящих в прогнивших, провалившихся креслах. Бабки горланили, пытаясь протиснуться вне очереди, кто-то шепотом обсуждал дороговизну полученных назначений, и лишь он единственный молчал, зажимая, как школьник, между коленок свой потертый портфель.
– Кто следующий? – скорее приказала, чем спросила Карина.
Он виновато привстал, по-щенячьи, исподлобья посмотрел на нее, все так же молча кивнул на пригласительный жест и поплелся за ней в кабинет, как на эшафот.
– Здравствуйте, – автоматически процедила Карина, не отрывая взгляда от его карты, – на что жалуетесь?
Наконец она нашла в себе силы взглянуть на мужчину. Выглядел он на пятьдесят с гаком: виски седые, взгляд усталый, в уголках глаз – вееры морщинок
Его беспокоили отеки. Много месяцев он не завязывал шнурки на ботинках и теперь с трудом наклонился, чтобы задрать брючины и продемонстрировать предмет своего беспокойства.
– В мои тридцать четыре у человека же не должно быть таких отеков, да?
Карина подивилась озвученному возрасту и странной деформации кожи стоп, будто после ожогов. Проведя аккуратно по изуродованным местам и надавив пальцами на образовавшиеся над резинками носков валики, она внимательно рассмотрела черты его лица, затем перевела взгляд на руки, словно ища поддержку своему предположению.
И вдруг как-то легко, буднично, словно о чашке кофе, спросила его:
– Наркоман?
Его бесцветное, доселе равнодушное лицо расплылось в беззлобной улыбке.
– Вы первая. Вы первая, кто сразу угадал.
– А что тут угадывать? У вас на теле места живого нет. Давно этим делом увлекаетесь?
Он потупил взор, лицо приняло прежнее выражение:
– Уже полтора года как завязал. Вы ноги мои вылечите? Понимаете, что с ними? Где я только не был, никто не знает!
– Да что тут понимать? – в своей манере отвечать вопросом на вопрос откликнулась Карина. – Это не отеки, это тяжеленный лимфостаз, слоновость по-простому. По-видимому, когда делали инъекции героина (он молча кивнул), не раз попадали в лимфатические сосуды. Смотрите, у вас не то что вен, местами и кожи-то не осталось.
Мужчина лишь вздохнул.
– Сколько лет жили на героине?
– Три с половиной, – поник он, – а перед этим еще несколько лет колес и кокса.
– Откуда же вы деньги на все это брали?
– Сначала у родителей, потом зарабатывал. Я очень хорошо зарабатывал, работал в большой фирме, занимался международными проектами.
– А сейчас?
– Сейчас? – переспросил он, хотя прекрасно расслышал. – Сейчас я вот уже полтора года как работаю в реабилитационном центре. Сначала они вытаскивали меня, потом, когда первые ломки прошли, я стал вытаскивать других.
– И как, получается?
– Это очень сложный и длительный процесс. Я вот, например, никогда не знаю, сорвусь или не сорвусь. Но сейчас и денег-то нет...
– А как же ваша фирма?
– Да кому я теперь там нужен? – Потом, подумав, добавил: – Я сейчас деньги ищу, на учебу.
– На учебу? – ее руки жили отдельно от нее, заполняя со сверхзвуковой скоростью все положенные медицинские документы.
– Да, хочу получить второе высшее, стать психологом и остаться в нашем центре, навсегда. Мне даже зарплата не нужна. Разве что маме помогать, она у меня старенькая уже.
– ВИЧ? Гепатит? – бесстрастно спросила она.
Он, словно говоря сам с собой и уже ничему не удивляясь:
– Гепатит «С». Говорят, лечится. Но я еще начинать даже не пробовал...
Она положила руку на его предплечье, легонько сжала, по-дружески прерывая:
– Сейчас я позвоню одной коллеге, – шепнула она ему, отодвинув ото рта трубку телефона. – Алло, Таня? Танечка, простите за столь поздний звонок... Да, еще на работе... Да, посоветоваться. Чем, вы мне на днях говорили, гепатит С нынче лечат? Ага, пишу...
Он наконец выпустил портфель из рук, и тот глухо упал навзничь.
– Что это?
– Это телефон людей, которые смогут вам помочь. Гепатит «С» теперь можно вылечить. Не сдавайтесь! – улыбнулась Карина. – Вам же еще подростков из этой преисподней вытаскивать.
Его глаза заблестели.
– А что же мне с ногами делать?
– А вот тут я вам не помощник, честно, не знаю. Не знаю, как восстановить закрывшиеся вены и лимфатические сосуды. Простите. Обратитесь к хирургам, к специалистам по лимфостазу, если таковые имеются. Я правда не знаю.
– Все равно вы лучший доктор из всех, у кого я побывал.
– Почему? – поразилась Карина. – Я же ничем вам не помогла.
– Ну… Вы единственная не осудили.


24.10.2017


Рецензии