Причал

- Вы комнату сдаете? – спросила Ира.
- Кто,я? - шепотом ответила пожилая женщина, держащая в руках табличку, написанную на картоне полувысохшим маркером  «Сдам комнату».
Женщина выглядела довольно скромно, но чисто. Ее лицо, изрядно испещрённое морщинами, говорило о том, что она прожила довольно сложную жизнь, но при этом не растеряла ту врожденную интеллигенцию и благородство, которое дается далеко не каждому, а в сегодняшнем мире является не меньшей редкостью, чем, к примеру, какой-нибудь драгоценный камень или металл.
- Вы! Вы держите свою табличку? Вы сдаете? Комната ваша?
- Моя! Я просто первый день вышла, и Вы первая кто ко мне подошел. Право слово, я не знаю, как нужно  себя вести и что вам говорить, ведь прежде никогда не сдавала.
- А, денег, сколько хотите за комнату? – продолжала расспрос Ира.
Ира была из тех, кого жизнь не балует: отец умер рано, мать в вечных заработках, с желанием добиться многого и дать детям, а может и не детям, а себе, уверенность в том, что в семье достаток.
Потенциальные кавалеры и женихи Иры разъехались на заработки, что было довольно свойственно тому краю, откуда она была родом, ведь работы обычно в таких местах мало и платят за нее, дай Бог, чтоб деньгами, а не овсом или, чего хуже бутылкой.
- Думаю, договоримся. Вам, наверное, посмотреть надо? Вдруг не подойдет! Тут недалеко можно и пешком, если сумка не тяжелая? А о деньгах – это потом.
Жила баба Варя действительно недалеко. Тогда еще Ира не понимала, что встретила своего ангела хранителя, именно так она в последующем, называла эту старушечку.
Квартира была маленькой, но очень чистой, а главное уютной. Ведь уют в доме, в который ты возвращаешься каждый вечер, наверное, одно из составляющих того счастья, к которому все так стремятся, собирая его по крупицам, то тут, то там. Да и дом для Иры, свой дом, всегда был частью одной большой мечты, которая зародилась, как желание иметь «Жигули» и кроличий полушубок.
Много позже эта мечта трансформировалась - она начала мечтать о своем небольшом домике с террасой, о том, что по утрам будет пить кофе, и, никуда не будет торопиться, глядя  на зеленую лужайку. Мечты часто заставляют людей делать что-то из ряда вон, вырываться из привычного круга, расти, стремиться, куда-то прорываться, преодолевать препятствия, работать, как волы на пашне, совершать поступки, непонятные никому. Да и не надо, чтобы всем остальным было понятно. Достаточно если будет понятно тебе, чего ты хочешь добиться. Ведь у каждого свое понятие о счастье. Но главное мечтать правильно.
Ведь можно мечтать, например, быть в белом костюме и чтоб женщины вокруг вились, а оказаться на больничной койке в окружении медсестер. 
Наверное, все это – мечты и обстоятельства в родном краю – и сподвигли ее бросить свой дом, и уехать в поисках счастья в большой город.
- Понимаешь, дочка, дело даже не в деньгах, - призналась Баба Варя, -  устала жить одна, да и возраст уже. Детей своих нет, а одна в квартире – боюсь. Умру, и никто не узнает, а так, живой человек рядом. Пока не устроишься, первые дни можешь не платить, а там договоримся.
 - Спасибо Вам, а вы не боитесь? Я чужая! – поинтересовалась Ира, - пустили, паспорт не смотрели, денег не взяли.
- Мне столько лет, что я уже ничего не боюсь, а паспорт смотреть не собираюсь, зачем в паспорт смотреть, если глаза есть, я в глаза тебе посмотрела, ты не злая, давай иди суп ешь.
Ира съела тарелку вкуснейшего супа и уснула так сладко, как дома.
С работой все вышло намного труднее. Большой город встретил ее не очень ласково. Знакомых не было. Ритм большого города сразу сковал Иру. Страх и паника все перемешалось в ее голове, неуверенность и желание сразу вернуться домой. Она хорошо училась, окончила педагогический институт, получила пусть и не красный, но довольно достойный диплом. Ира думала, что в садике, школе, она без проблем найдет работу. Но самое главное у нее было желание не просто работать, а делать все для того, чтоб ее мечты сбылись. Ира никогда не мечтала выйти за богатого и сидеть дома. Нет, выйти замуж по любви мечтала, конечно, как и любая женщина. Она мечтала зарабатывать и поклялась сама себе, что ее дети будут жить в достатке. Правда, намека на мужа и детей пока не было.
Она обошла ногами все школы и садики, которые были вблизи. Зарплаты минимальные, а то и полставки, все хотели опыт работы, а где же его взять молодому специалисту, не замужем, прописки нет, рекомендаций тоже нет, откуда им взяться всем этим чинам и заслугам. Ведь всегда приходиться с чего-то начинать. И так важно, чтобы в тебя кто-то поверил, без всех этих бумажек, и клише, как это сделала баба Варя -  в глаза посмотрела и поверила.  Вот так просто, посмотрела в глаза и дала шанс.
 Поняла Ирина, что свой диплом она может пока положить в баночку и на полочку. Прошла уже неделя, как она приехала в чужой город, да и перед бабой Варей было неудобно. Они так душевно проводили вечера, Ира приносила что-то вкусненькое из магазина, немного, а у бабы Вари всегда была тарелка свежего супа для нее. И эти две чужие, казалось бы, женщины, разного поколения, чувствовали такое родство душ, и все вечера на пролет не могли наговориться.
Баба Варя никуда не собиралась ее отпускать, но решила вмешаться в ситуацию, и вспомнила, что соседка этажом выше, Вика, хозяйка салона красоты. И совсем недавно жаловалась старушке, что не может найти хорошую уборщицу, которой можно доверять, не страшно было дать ключи, чтоб никого не водила, не пила, хорошо убирала и силы были.
Так наша Ира оказалась в салоне. Салон был небольшой, но убирать было что. Был кабинет косметолога, в котором работала Катя два раза в неделю, зал мужской и женской стрижки, отдельно зал маникюра и педикюра и массажный кабинет. Нельзя сказать, что коллектив был сильно дружный. Бабы есть бабы. Катя была старше Ирочки, у нее был взрослый сын, муж зарабатывал достаточно хорошо, чтобы содержать семью, но Катя действительно любила свою работу и в коллективе чувствовала себя уверенно. Когда Катя пришла очередной раз на работу, то заметила, что все блестит, давно так качественно никто не убирал. Взгляд упал на невысокую ростом, хрупкую девочку, с большими карими глазами. Ирочка как раз закончила и собиралась уходить. Никто из салона не лез ей в душу, не задавал глупых вопросов. Вернее, Катя не лезла ей в душу. И надо отметить, что все были очень довольны ее работой.
Прошло время,  Ира стала неплохо  зарабатывать – ее так разрекламировали клиентам, что она кроме салона, где убирает по утрам, бегала каждый день по квартирам и там добросовестно мыла и терла, а главное, в квартиру пустить не страшно, ведь свой человек.  Катя всегда смотрела на эту девочку исключительно с материнской точки зрения и своему восемнадцатилетнему сыну ставила ее в пример.
- Вы городские сидите и ждете все от родителей,- говорила Катя сыну,- а самородки из села пробиваются и добиваются всего сами.
Ира продолжала жить с бабой Варей, платила ей за угол, да и продукты покупала на двоих, помогала. Домой, матери отправляла деньги и умудрялась что-то откладывать. Баба Варя смотрела на это все и решила опять вмешаться и за очередной чашкой вечернего чая завела разговор.
- Что ж это такая старательная, образованная девка и горшки за всеми моет, - по-матерински возмущалась баба Варя, -   и всю жизнь, что ли мыть собирается? Ирина, вот скажи, мне, как тебе твоя жизнь?
- Да спасибо баб Варь, тяжеловато, но ведь справляюсь.
- Ага. – Подытожила баба Варя. -  А мыть ты всю жизнь собираешься?
- Почему всю? Просто по специальности не получается, Вы ведь знаете.
- Значит, другую специальность надо приобретать, - настаивала баба Варя.
- Да, когда ее приобретать? я ж мою с утра до вечера?
- А ты меньше мой, меньше дорогих конфет покупай, и учись чему то, ты ж с руками, с головой, способная…
Ира продолжала мыть, но ангел-хранитель свое дело сделал, письмо из космоса пришло, и засело в голове Иры, не без помощи бабы Вари, конечно.
 Есть люди очень простые, несильно образованные и начитанные, но такие мудрые, а главное умеющие донести свои слова прямо в сердце. Баба Варя была именно такой.
Однажды Ира подошла к Кате и долго мялась, но все  же собралась и спросила:
– Катя скажите, а вы могли бы меня научить, или направить, не хочу всю жизнь полы мыть, я не глупая, я способная, я вам помогать буду, если разрешите, смотреть буду, на курсы пойду, если это мое.
Бабы из салона, конечно, пытались рассказать Кате, какая она глупая, и зачем ей эта девчонка, и зачем ей конкурент. Но Катя была достаточно самостоятельным человеком, как финансово, так и морально, ей было абсолютно все равно, что они думают. Ведь ей, девочке с медицинским образованием, без опыта работы, без рекомендаций в свое время кто-то поверил и взял на работу и дал шанс, и научил, и подсказал, направил по жизни. Глядя на эту девочку, Катерина понимала, что теперь и её очередь в кого-то поверить, кому-то дать шанс, старт в жизни. И может быть именно эта Ира, из далекого края, так тщательно вымывающая плинтуса, и там, где никто не моет, будет той, через кого Катя запустит бумеранг добра и благодарности.
Ира оказалась действительно очень старательной, не хватало медицинского образования, конечно. Но азы Катя  ей дала, курсы тоже пошли на пользу, а главное она была добрая и с хорошими руками. Через год было не стыдно отпускать ее.
Ира приобрела специальность, Катя рекомендовала ее в салон к своей подруге. Жизнь начинала идти в верном направлении. Но тут баба Варя вмешалась третий раз, последний. Она умерла. Тихо, ни на что, не жалуясь. Ира нашла ее утром у окна, видимо ей стало душно, оторвался тромб, мгновенная смерть. Такую смерть еще надо заслужить. Баба Варя видать заслужила. Ну, а дальше как обычно, это она, когда живая была, она была одинокая старушка, а как умерла, так множество родственников появилось, и, как обычно, квартирный вопрос. Ира попросила остаться до 9 дней, попрощалась с бабой Варей, а после съехала в малосемейку.
Ира иногда звонила Кате, по-ученически, как это бывает, когда выпускники проведывают свою первую учительницу, с трепетом, и вечным уважением.  Через подругу Катя всегда знала, что Ира успешно работает, но на личном фронте все глухо, да и бабы Вари не было рядом, чтоб вразумить, наставить на путь. Со временем Ира выкупила малосемейку и стала ее обживать…
Спустя полгода Катерина услышала разговор. Ире мыли кости, оказывается, она продала малосемейку и купила в пригороде причал. Катя с высоты прожитых лет слушала и думала, какая муха ее укусила, что она на это пошла. Умный человек разве может продать пусть небольшую квартирку в городе и купить причал, практически нежилой, с печкой на берегу лимана.
- Ира здравствуй, - дабы развеять сплетни, Катя позвонила ей сама.
- Здравствуйте Катя, - робко ответила Ира.
- Ты где ребенок? Скажи мне, это правда? Ты осталась без квартиры? Причал купила? Ты в своем уме?
- Катюш, правда, -  с радостью и нотками счастья в голосе, отвечала Ира, - эту продала, другую, поприличнее, снимаю, работаю, а в причал я влюбилась, да и не могла я его не купить.
- Продала, чтобы снимать? -  никак не могла понять Катерина, - Ты рыбачка хренова, причал тебе зачем?
- Катюш, поехала случайно в гости, клиентка пригласила, увидела причал на берегу, и представила, что я смогу там сделать, я бы сомневалась, но приснилась баба Варя и говорит, бери, не вздумай отказываться. Причал будет, все будет.
- Ой, тетёха, против бабы Вари не попрешь, конечно, но ты свои мозги просквозила что ли? За какие средства ты там строить собираешься? У тебя мать на руках пожилая, ни кола не двора, личной жизни нет, детей нет, причал у нее, зато есть.
- Катюш не ругайте меня, я вас в гости приглашу, и будем чай пить на берегу с вареньем, вы какое любите?
- Я мясо люблю, без варенья, ладно, горе ты мое, ты хоть работу не бросай, о тебе отзывы хорошие, меня гордость обуревает, когда слышу, что про тебя говорят.
- Спасибо Вам Катюш, если бы не Вы и баба Варя не знаю, что бы я сейчас делала.
- Звони, ребенок…

Прошло еще полгода, и в салон пришла Ирина. Да не одна, а с каким-то мужчиной. На вид цыган или очень загорелый, худощавый почти сухой. Обычно, так выглядят люди, которые или болеют, или много пьют или много работают.
- Можно мне говорит молодого человека подстричь? – спросила Ирина.
Пока мужчину стригли, Катя по-учительски давала наставления:
- Ты где его откапала, беги,
- Люблю я его – с улыбкой ответила Ира.

Так вот, поступок с продажей квартиры и покупкой этого причала был для Кати, женщины не глупой, нелогичным, как и этого мачо она не оценила. Но Ирке было все равно кто и что думает. Она четко шла к поставленным целям. Своим целям…
Время летело быстро, Катерина успела женить сына, уж очень ранним он оказался.  Зачастую взрослые люди, вырастив детей начинают вести себя так, как будто их жизнь закончилась и живут жизнью детей, хорошо если появляются внуки, и ты реально можешь быть полезным. Однако, внуки тоже имеют свойство вырастать, и тогда эта родительская любовь превращается в какую-то назойливую манию. Катя же пообещала, что не буду лезть в жизнь детей, тем более, что с мужем достаточно молоды сами. Поэтому, когда позвонила Ира и пригласила Катю  в гости, она  очень удивилась и обрадовалась одновременно…
       Была сентябрьская суббота. Катя не любила воскресенье, потому что впереди понедельник, но любила особенно вечера пятниц. Суббота не пятница, но и не воскресенье.
Первая половина сентября лучше всего лета вместе взятого. Еще не холодно, уже не жарко. Утром и вечером хочется что-то накинуть на плечи, а днем солнце такое ласковое.
 Именно в такую субботу Катя с мужем поехали к Ире на причал. Это оказалось действительно недалеко от города. Будучи человеком комфорта, Катерина  сразу сказала мужу, что условия нормальные там вряд ли есть, поэтому мы на пару часиков, воздухом подышим и домой. Приехав туда Катя обомлела. От причала с печкой и следа не осталось. Ира выстроила двухэтажный домик небольшой, но очень уютный и продуманный, похожий на средиземноморский домик где-то в Италии. Небольшая зона барбекю, терраса и розарий. Как оказалось, выстроила она все это не сама, а с каким–то мачо, который нас встречал.   
- Это кто вообще такой, ты где его нашла, он же вылитый Антонио Бандерас? – удивлялась Катя
- Катя, я же Вас знакомила, я приводила его в салон стричься – с улыбкой заметила Ира.
- Не может быть, я понимаю, что его подстригли удачно, ты его переодела и отмыла, но не до неузнаваемости же
- Я его еще и полюбила! 
- Я помню свое первое впечатление, он мне вообще не понравился, пил что ли?
- Нет, он вообще не пьет, здесь я его и встретила, когда приезжала причал разгребала, он учитель физкультуры, бывший спортсмен, вдовец, а в салон я его еле затащила, он уставший сильно был, тут стройку затеяли уже. Если бы не он я бы сама все это не потянула.
- Дети есть у него? – вдруг спросила Катя
 - Есть, -  с блеском в глазах, словно, вспомнила что-то очень родное, отвечала Ира, -  девочка 4 годика, знаете, как зовут?   
- Варей, что ли?
-Ага, я только сейчас поняла, что баба Варя – мой ангел-хранитель. Ведь это она мне снилась и говорила, бери причал, все будет.
-А замуж тебя этот Антонио Бандерас зовет?
-Зовет!
-Сомневаешься? Из-за ребенка?
-Не сомневаюсь, просто хотели денег собрать и уехать первый раз жизни в путешествие.
-Ой, Слава Богу, наверное, это маленькая Варя, твой бумеранг добра, который ты должна запустить, - подвела черту Катя, - давай показывай свой дом и чаю наливай.
-Чай потом, сначала мясо, идемте в дом, пока мужики с мясом разберутся…

Катя с супругом пробыли у Иры с Олегом до позднего вечера, уезжать совсем не хотелось, таким душевным оказался дом. Олег был довольно молчалив, но он так смотрел на Иру, что слов никто и не просил.
- Ну что дом построили, дерево посадили, пора сына стругать? – спросила Катя уже перед отъездом.
- Ой, пора, вот поедем отдыхать, этим и займемся, - отшутилась Ира.
 -Хорошо тут у вас, так хорошо, что хочется у вас это отобрать! – без капли злости сказала Катя, - одно мне только у вас не понравилось.
- что же?
- Комары!!!!
-  Чего не отнять того не отнять, - с улыбкой сказал Олег, после чего семьи распрощались.
Солнце садилось прямо в лиман, вечер был слегка прохладным. Катя с мужем сели в машину и на обратной дороге практически молчали. Они умели молчать вместе. Ведь, по большей мере, все люди делятся на тех, с кем не о чем разговаривать и тех, с кем есть, о чем помолчать. Катя вспоминала,  как первый раз увидела Иру, и какая счастливая она была сегодня, после чего словила себя на том, что улыбается.
-Довольная? Причалил твой бумеранг? - спросил муж, который знал ее как никто другой.


Рецензии