Икона Богоматерь Боголюбская Зимаровская

Обретение списка иконы Богоматерь Боголюбская Зимаровская
в храме Успения Пресвятой Богородицы в селе Огарёво-Почково

Лет 30 тому назад, некие злоумышленники проникли в склад колхоза «Шаг в коммуну», находящийся в здании полуразрушенной церкви, и похитили несколько мешков сахарного песка. Для рассле-дования этого происшествия на склад была направлена главный бух-галтер колхоза Комарова Александра Александровна. Вот что рассказала Александра Александровна. «Когда мы пришли в склад, сразу стало все понятно, воры проникли в склад через главный вход. Тогда решили забить двери досками. Поискали, поискали, чем бы забить двери и тут наткнулись на какие-то разбросанные доски, на которых было что-то нарисовано и написано. Я подумала, что это остатки какой-то иконы, и мне пришла мысль, что вот этими досками и надо за-бить дверь, может так эта икона и сохранится. Так и сделали. И вот подошла весна 2005 год. Жители села Огарево-Почково по инициативе и под руководством Кубышкина Михаила Николаевича начали очищать здание давно заброшенной и всеми забытой церкви, от хлама и мусора, оставшихся от колхозного склада. И тут я вспомнила о том, тридцатилетней давности случае, и показала Кубышкину М. Н. место, где была прибита икона».
Когда эти доски оторвали и внимательно их осмотрели, то они оказались действительно от иконы. Доски соединили, и тут явился образ Богоматери стоящей во весь рост. 


Позднее на обратной стороне иконы обнаружено описание истории иконы. Надпись перевели на современный русский язык. Из этого описания истории иконы выяс-нили, что «Сия св. Икона точная копия мерою и подобием с Чудотворной иконы Божией Матери Боголюбской, что в селе Зимарово Рязанской Епархии» и что «написана св. икона в 1862 года в царство-вание Александра II при преосвященном Архиепископе Николае Шумове».
Вот здесь, по все видимости, автором этой надписи или переводчиком надписи на современный язык была допущена ошибка. Дело в том, что Николай Шумов (1827-1905) – самый известный Рязанский церковный художник. Хотя о себе он уже перед самой кончиной  говорил так: «Не иконописец я, а богомаз, Бога изобразить нельзя, но сила любви даёт возможность к Нему приблизиться».  А преосвященным Архиепископом в Рязанской епархии был в то время (1858-1863) архиепископ Рязанский и Зарайский Смарагд (Крыжановский). Тогда, если учесть наши рассуждения, фраза должна была звучать так:  «написана св. икона в 1862 года в царствование Александра II при преосвященном Архиепископе Смарагде Николаем Шумовым». Возможно, для человека, писавшего об истории иконы на обратной стороне, либо для переводчика, имя Архиепископа Смарагд показалось непонятным, не знал он ни Смарагда, ни Шумова, и он решил имя Смарагд опустить, а Шумова оставить за архиепископа – так казалась фраза была понятней. Таким образом, с учетом наших логических рассуждений, полный текст описания истории иконы вы-глядит так.
«Сия св. Икона точная копия мерою и подобием с Чудотворной иконы Божией Матери Боголюбской, что в селе Зимарово Рязанской Епархии, которая в 1860 году в августе спасла Рязань и присных на-ших от холеры, а 5 сентября от пожара свирепствовавшего близ них, когда три (три) краты с великою опасностью обошли сие место пожара. В память своего заступлениями покровительства Царицы Небесной написана св. икона в 1862 года в царствование Александра II при преосвященном Архиепископе Смарагде Николаем Шумовым, Освящена Владимиром, в семинарской Богородицкой церкви где и стояла до праздника Честнага Успения. После которого препровож-дена на спасение верующих и прославление Матери Божией Боголю-бивой в церковь святителя и Чудотворца Николая, что в селе Почково Тамбовской Епархии: Матерь Боголюбивая возлюби сие место во славу Твою, спаси весь люд от смертоносныя язвы и всякого зла».


Внешний осмотр и обмер показал, что размер иконы 165х84 см толщина досок 3,5 см. Состоит икона из 6 досок шириной 13-13-13-19-13-13 см, расположенных слева направо соответственно. Кстати, дверной проем, который закрывала икона, тоже составлял около 165 см.


Вновь обретенную икону Богоматери Бого-любской, стараниями первого настоятеля храма отца Анатолия, по-местили в застекленный киот и поставили в отремонтированном и освященном во имя Святителя Николая Чудотворца приделе. И стала она участницей вновь начавшихся богослужений. Множество верующих людей поклонились Богоматери Боголюбской за те 6 лет, когда икона находилась в храме. 


Дальнейшая новейшая история иконы сложилась так. Ранней весной 2015г полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Александр Дмитриевич Беглов, узнав об истории появления иконы Богоматери в храме, распорядился отправить ее в Москву для реставрации. Реставрировал икону художник-реставратор Дмитрий Нагаев в частном Музее русских икон Абрамова М.Ю.
И вот уже 28.08.2015 г в день малого освящения храма, проводимого архиепископом Рязанским и Михайловским Вениамином, прихожане и гости праздника увидели в храме вновь чудом обретенный образ Богоматери Боголюбской в красивом резном дубовом киоте. Отныне икона Богоматерь Богоявленская находится в храме Успения Пресвятой Богородицы в селе Огарево-Почково и все верующие люди могут поклоняться и молится Богоматери Боголюбской. А молится, есть чему. Вот что свидетельствует история возникновения образа Богоматери Боголюбской.

 
В 1157 году святой благоверный великий князь Суздальский Ан-дрей Юрьевич (Георгиевич), один из первых собирателей и строите-лей Российской земли, названный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород и направился на свою родину, в Ростово-Суздальскую землю.


Святому князю Андрею сопутствовала чудотворная икона Пре-святой Богородицы, нареченная впоследствии Владимирской и ставшая покровительницей всей Российской земли. 18 июня примерно в десяти верстах от Владимира повозка с иконой без видимых причин внезапно остановилась, и лошади не могли сдвинуть её с места. За-мена лошадей также ни к чему не привела. Князь Андрей приказал совершить молебное пение в честь Божией Матери перед Её чудотворной иконой, потом уединенно молился в шатре. Во время усерд-ной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела чудо-творную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества.
Чудотворная икона была торжественно возвращена во Владимир, а на месте явления Божией Матери князь Андрей заложил белокамен-ную церковь Рождества Богородицы и основал монастырь. В память о том, что Божия Матерь возлюбило это место, монастырь стали называть Боголюбским. Позднее так же был назван и возникший ря-дом город.


Вдохновлённый явлением Пресвятой Богородицы, святой князь Андрей, которого с тех пор стали называть Боголюбским, повелел написать на кипарисовой доске икону, изобразив Пречистую Деву такою, какой Она ему явилась. На иконе Богородица изображена стоящей с поднятыми в молитве руками и с ликом, обращённым к явившемуся Ей Господу Иисусу Христу. В правой руке Божия Матерь держит хартию с Её молитвой к Сыну Своему: «Да благословит Он место сие, Ею избранное». Новописанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Богородицы и названа Боголюбивой, или Боголюбской». Позднее, с этой иконы было написано много списков, в том числе и Богоматерь Боголюбская Зимаровская.


«Названа икона по наименованию села Зимарово Рязанской области. Представляет собой список (копию) владимирской БОГОЛЮБСКОЙ иконы Божией Матери. Икона, по древнему преданию, стояла на воротах города Пронска. После нашествия татар в XIII веке икона была найдена расколотой в кустах недалеко от города. При приставлении одной половины к другой обе части ее чудесным образом мгновенно соединились, но одна половина её так и осталась немного выше другой. На месте чудесного события был построен храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Так как икона была найдена в день Благовещения, существует ещё один местночтимый праздник иконе Боголюбской-Зимаровской, совершаемый в праздник Благовещения 7 апреля (25 марта по старому стилю).


До 1771 года об этой иконе ничего не было известно, неизвестно также, когда и каким образом она стала одной из домашних святынь зимаровского помещика Лопухина, жившего в Москве на Пречистенской улице. В 1771 году эта икона прославилась необычайным образом. К Лопухину пришёл больной житель Москвы и просил по-зволения отслужить молебен пред Боголюбской иконой Божией Ма-тери. Хозяин смутился. В комнатах у него не оказалось такой иконы. Больной настойчиво утверждал, что такая икона есть у него в доме и что он видел её во сне. Больному дозволено было искать икону по всему дому. И вот после долгих поисков образ Пресвятой Богородицы был найден на чердаке среди хлама. Больной сразу узнал виденную им во сне икону. Икону очистили от пыли и пред ней отслужили молебен. Больной тотчас выздоровел. Весть об этом чуде тут же разнеслась по всей Москве, и болящие стали стекаться в дом Лопухина.
Перед кончиной (около 1780 года) владелец иконы завещал отправить её на свою родину, где она находится и по сей день в Боголюбском храме села Зимарово Новодеревенского района Рязанской области. Чтимый список (копия) чудотворной иконы находится в Бо-рисоглебском соборе города Рязани. В Георгиевском храме села Городище Рыбновского района Рязанской области чтится ещё один список Зимаровской Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы, про-славившийся чудесами и исцелениями уже в советское время».


Так что, в 2005 году в Огарево-Почкове произошло весьма знаменательное событие, связанное с чудотворной иконой Богоматери Боголюбской Зимаровской. После 77 лет забвения, жителям села чу-десным образом явился еще один список чудотворной иконы Богоматери Боголюбской Зимаровской и вновь, как и в ХIII веке в Пронске, этот список иконы был найден разбитым. И самое главное в этом чуде, что эта икона не покидала храм во все времена, начиная с 1862 года, и, несомненно, это чудесный промысел Богоматери заключающийся в том, что храм после долгого разрушения и забвения, благодаря стараниям многих людей и, особенно Беглова Александра Дмит-риевича полномочного представителя Президента РФ в ЦФО, воспрял из почти что руин и засиял своей неповторимой красотой. А вновь обретенная копия иконы Богоматерь Боголюбская Зимаровская, в возрожденном её же промыслом храме, заняла свое, предназначенное только ей место, потому что завещали: «Матерь Боголюбивая возлюби сие место во славу Твою».


Приходите, приезжайте в храм Успения Пресвятой Богородицы помолиться и покло-ниться вновь Чудесным образом обретенному списку иконы Богоматери Боголюбской Зимаровской.


Рецензии