о книге стихов Ивана Малова из Ижевска Соломенные

Я завершаю  дачный сезон. Хотелось бы именно там, на природе, в лесу  закончить   внимательное медленное прочтение вашего сборника «Соломенные мосты». Прошу вас не придавать никакого значения тем  высказываниям, которые я  подготовила,  я просто читаю и думаю.
У меня создалось впечатление, быть может, и неверное, что ваша вторая книга отличается от первой,  она более зрелая,  стихи намного лучше.  Когда человек растет, когда автор способен меняться, - это не такое уж рядовое явление, он не общераспространенное. Быть может, это свойство натуры, а не таланта. Но и тогда это – очень важный  компонент  личности, пишушей стихи.
Для чего  вы сделали подзаголовок :   первая книга стихов»?  Это реверанс в сторону критиков ( просьба о снисхождении),  информация о себе для читателя?  Извещение миру о  появлении  писателя?
Серия «Среды у Микулы», очевидно,  в нижегородском издательстве  публикации   новичков?
Тираж 500 экземпляров – это большой тираж для поэтического сборника, тем более первого.
Часто поэты сожалеют о первом  издании:  уже держа в руках книгу,  они не согласны с тем  впечатлением о своем творчестве, которое она оставляет.   Примеров более чем достаточно: и Некрасов свою книгу стихов скупал и уничтожал, и т.  д.  Но, видимо, именно этот только опыт: издать книгу, взять её в руки,  прочесть  отстраненно, - он необходим. Потом начинается (или не начинается)  движение автора.  Выпускают второй сборник именно потому, что хотелось бы иначе представить себя  читающей публике.
Вызывает  на размышление название сборника.  Мост из соломы – то есть непрочный, временный,  ненадежный?   Но непрочных,   не подходящих для строительства материалов много, сразу  всплывает в памяти «дом на песке», хотя там имеется в виду основание, фундамент, а не строительный материал.   Солома яркая, золотая, она красивая, просто для моста не годится. Если её  правильно использовать, то будет чудо красоты: в Белоруссии есть храм, полностью  украшенный не деревянной резьбой, а  плетением из соломки, он светится, блистает в пламени свечей, изумляет красотой.  Не вина соломы, если из неё мост строят.  Мост  с одного берега на другой, от человека к человеку.  Быть может, именно между людьми мост может быть ярким, но непрочным?
 Стихотворение «Звучи, душа…» напечатано на отдельной  странице в начале, оно выделено шрифтом – очевидно, носит важный смысл  для автора.
Звучи, душа моя, звучи
И святостью, и святотатством,
Погибни или научись
Сама собою любоваться!

Звучи высокою струной,
Чужим дыханием и киксом,
Колоколами или свистом
Над сумасшедшею страной.


Построенное на противопоставлениях (погибни или научись,  святость – святотатство,  колокол – свист), оно содержит призыв звучать, всегда и при всех обстоятельствах, всем, что дано:  высоким звуком или фальшивым, своим или чужим.  Всё в поэзии уместно, главное – звучать!  (Как у Маяковского: …всегда, … везде).  Через поэтическое творчество (звучание) произойдет  становление: погибни или научись. Чему?  Любоваться собой, то есть познать себя, свою душу, и тогда  оценить, стать достойным любования в результате  развития и совершенствования.
Значит, главное – творить, писать стихи,  и если  есть нечто важное – душа и стремление к совершенству -  то живет это через поэзию. Тогда она сможет быть интересна и другим, чужие дыхания выражая, ведь звучание её – высокое.  Поэт выразит  и другие миры («звучи… чужим дыханьем»), он обладает высоким даром («звучи… высокою струной»).
Продолжим чтение  стихов вслух…


Рецензии