о книге стихов Ивана Малова из Ижевска Соломенные
У меня создалось впечатление, быть может, и неверное, что ваша вторая книга отличается от первой, она более зрелая, стихи намного лучше. Когда человек растет, когда автор способен меняться, - это не такое уж рядовое явление, он не общераспространенное. Быть может, это свойство натуры, а не таланта. Но и тогда это – очень важный компонент личности, пишушей стихи.
Для чего вы сделали подзаголовок : первая книга стихов»? Это реверанс в сторону критиков ( просьба о снисхождении), информация о себе для читателя? Извещение миру о появлении писателя?
Серия «Среды у Микулы», очевидно, в нижегородском издательстве публикации новичков?
Тираж 500 экземпляров – это большой тираж для поэтического сборника, тем более первого.
Часто поэты сожалеют о первом издании: уже держа в руках книгу, они не согласны с тем впечатлением о своем творчестве, которое она оставляет. Примеров более чем достаточно: и Некрасов свою книгу стихов скупал и уничтожал, и т. д. Но, видимо, именно этот только опыт: издать книгу, взять её в руки, прочесть отстраненно, - он необходим. Потом начинается (или не начинается) движение автора. Выпускают второй сборник именно потому, что хотелось бы иначе представить себя читающей публике.
Вызывает на размышление название сборника. Мост из соломы – то есть непрочный, временный, ненадежный? Но непрочных, не подходящих для строительства материалов много, сразу всплывает в памяти «дом на песке», хотя там имеется в виду основание, фундамент, а не строительный материал. Солома яркая, золотая, она красивая, просто для моста не годится. Если её правильно использовать, то будет чудо красоты: в Белоруссии есть храм, полностью украшенный не деревянной резьбой, а плетением из соломки, он светится, блистает в пламени свечей, изумляет красотой. Не вина соломы, если из неё мост строят. Мост с одного берега на другой, от человека к человеку. Быть может, именно между людьми мост может быть ярким, но непрочным?
Стихотворение «Звучи, душа…» напечатано на отдельной странице в начале, оно выделено шрифтом – очевидно, носит важный смысл для автора.
Звучи, душа моя, звучи
И святостью, и святотатством,
Погибни или научись
Сама собою любоваться!
Звучи высокою струной,
Чужим дыханием и киксом,
Колоколами или свистом
Над сумасшедшею страной.
Построенное на противопоставлениях (погибни или научись, святость – святотатство, колокол – свист), оно содержит призыв звучать, всегда и при всех обстоятельствах, всем, что дано: высоким звуком или фальшивым, своим или чужим. Всё в поэзии уместно, главное – звучать! (Как у Маяковского: …всегда, … везде). Через поэтическое творчество (звучание) произойдет становление: погибни или научись. Чему? Любоваться собой, то есть познать себя, свою душу, и тогда оценить, стать достойным любования в результате развития и совершенствования.
Значит, главное – творить, писать стихи, и если есть нечто важное – душа и стремление к совершенству - то живет это через поэзию. Тогда она сможет быть интересна и другим, чужие дыхания выражая, ведь звучание её – высокое. Поэт выразит и другие миры («звучи… чужим дыханьем»), он обладает высоким даром («звучи… высокою струной»).
Продолжим чтение стихов вслух…
Свидетельство о публикации №217102500947