Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 53. гл

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 53. ГЛАВА 18. СТ. 48-55. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


48.От работы (предписаной) со всем, что она порождает, о, сын Кунти, включая недостатки, никогда не следует отказываться. Все виды  начинаний, работы, непременно сопровождаются недостатками подобно тому, как огонь всегда покрыт дымом.

КОММЕНТАРИЙ:

Надо понимать, что и та работа, которая предписана человеку и соответствует его качествам, работа, которую человек знает, обладает опытом, знаниями для ее выполнения, и такая работа непременно будет иметь недостатки, или человек так или иначе будет сталкиваться с трудностями, непредвиденным, что может и потрясать, и давать побочные проблемы, и для человека быть изнурительной или опасной. Цель любой работы, и это есть Воля Бога,  в материальном мире не только поддерживать тело, не только помогать человеку решать свои материальные вопросы, но и, что самое главное, развивать человека, ибо изначально направлена Богом на качества, их развитие.

Любая работа непременно должна иметь развивающее и воспитывающее значение. Каждая работа развивает именно свой набор качеств, свой мыслительный процесс, требует свои усилия, свои преодоления, свои дает проблемы и вовлекает в их разрешение. Но в то же время через работу, как через инструмент, Бог работает с каждым индивидуально, развивая у каждого те качества, давая тот набор навыков и знаний, которые можно дать человеку именно через эту работу, постоянное ее выполнение в отрезок времени, который опять же каждому определяется индивидуально в соответствии со ступенью материального и духовного развития человека и планом Бога на него, в соответствии как с кармой человека, так и уровнем его качеств и знаний. Поэтому из одной и той же работы каждый Волею Бога выносит свое, и вследствие своей практики непременно поднимается на более высокую ступень своего развития.

Поэтому от предписанной работы никогда не следует отказываться, ибо это путь греховный и непременно наказуемый. Но и, если нет Воли Бога, то человек и не сможет сам покинуть работу ни при каких обстоятельствах, ибо Бог найдет те средства, те посулы, обставит такими ситуациями, что человек будет все же вынужден работать и таким образом развиваться и выполнять Волю Бога на себя.

Но все же человек не должен, исполняя работу по необходимости, лелеять мысли о том, чтобы эту работу оставить из-за неудобства телу или из-за других причин. Непременно надо предписанную работу выполнять и мыслью не идти против нее ни на какие другие планы, понимая работу предписанной и понимая, что вопрос работы и ее оставления Бог решает Сам, и потому быть терпеливым и старательным, ибо иное понимание непременно наказуемо, как и устремления работу оставить.

Поэтому из стиха следует извлечь две очень важные вещи – предписанную работу 1.необходимо выполнять и всегда понимать, что 2.любая работа, даже если она соответствует качествам человека, непременно имеет недостатки в виде трудностей и того, что непредвиденно. Но их следует преодолевать, ибо эти недостатки и есть то, что развивает качества человека и выполняет то на человека, что и имел на человека Бог. Поэтому порываться оставить работу, на которую привел Бог, дал необходимые знания, образование, навыки не следует. Но когда подойдет время уйти с работы, то и это также будет сделано автоматически, независимо от воли человека, человек будет просто втянут в ту ситуацию, которая будет несовместима с дальнейшим пребыванием на этой работе. И в таком случае, человек, доверившийся и полагающийся на Бога, будет видеть, что Бог Сам решит его вопрос о дальнейшем трудоустройстве, что будет не столь болезненным, но в меру и помощь Бога будет очень хорошо видна или ощутима.



49.Тот, чей ум ни к чему не привязан, кто победил свой ум и отказался от материальных желаний, кто отказался от плодов своей работы, он, находясь в таком отречении, достигает высочайшее совершенство.

КОММЕНТАРИЙ:

Должно быть понятным, что все это сказано для Арджуны и его эпохи. Но пора знать и то, что высочайшее совершенство никто и ни при каких условиях не достигает. И если имеется видимый успех, то и он не на пользу человека, ибо тотчас развивает качества, несовместимые с преданным служением. Но в некоторых случаях Бог, чтобы поддержать человека, стимулировать его преданное служение, в глазах других людей дает ему видимость успеха, обосновывая эту видимость быстрым пониманием, речью, старанием в преданном служении. Но и это все дается только Богом, как и старание, как и понимание, как и память. Поэтому все же человек должен понимать иллюзорность любого успеха, принимать правильное направление мысли, не возвеличивать себя и не реагировать на восхваления, почет, или особое положение в религиозном направлении.

Речь в стихе о тех, кто занят непременно карма-йогой, кто продолжительный период также занят преданным служением. Только продолжительное по времени преданное служение развивает в нем Милостью Бога и сотрудничеством с Богом те качества, которые описаны в стихе. Но и здесь надо всегда давать себе отчет, что эти качества постепенно дает человеку Бог. Дает именно вследствие продолжительного преданного служения и здесь стараний. И если у кого-то достичь этот результат удается быстро, то это просто означает, что у человека есть достаточные материальные и духовные наработки и заслуги и из прошлого или прошлых рождений.

И все же, никто перед Богом ни выше и ни ниже, ибо все результаты  есть работа Бога с человеком, индивидуальная и непрерывная, и сам человек из этого состояния сотрудничества с Богом не может выйти или усилить или ослабить.

Также, надо понимать, что в природе не существует для человека абсолютного отрешения от иллюзорных энергий Бога, направляющих на наслаждения, нет абсолютного контроля ума, желаний и чувств, но в ту меру, какую дает Бог согласно Плану Бога на человека, его старанию и ступени развития на данный момент. Точно также отказ от плодов любой своей деятельности не может быть заслугой человека, но только Воля Бога, но непременно через карма-йогу, направленный на Бога ум, что опять же есть только работа Бога, но такая, что этот путь, эти качества, такой уровень мышления становится для человека необратимым.


50.Как, достигнув успех, человек после этого достигает Всевышнего – непременно, о, сын Кунти, выслушай от Меня эту часть знания, которое является наивысшим.

КОММЕНТАРИЙ:

И снова надо повторить. Ни один успех в преданном служении человек не достигает сам по собственному почину, согласно своему желанию, своими усилиями. Все качества, все проявления в работе человек достигает строго по Воле Бога, в свое время, но непременно через путь преданного служения во всей его полноте, когда человек понимает, что сотрудничает с Богом, видит, Бог показывает ему все этапы или ступени подъема, когда человек как бы фиксирует в своем сознании, что у него начинает получаться то одно, то другое в духовной практике, становится более развитой память именно на духовные знания, быстро их подает, помогает их использовать повседневно, напоминает Волею Бога, что надо придерживаться, а что избегать. Все успехи в основном в преданном служении заключаются в знаниях, памяти, в устойчивом желании преданно служить, в концентрации чувств и ума на Личности Бога. Все это от начала до конца дает человеку Бог, ибо человек это должен ощутить, вдохновиться, обновить усталость, напряжение, ибо на первых порах это может проявлять себя. Но в дальнейшем путь преданного служения становится образом жизни, образом мышления, единственно возможным и как воздух необходимым. И все это, все этапы такого духовного развития даются только Богом.

Что касается достижения Всевышнего, то имеется ввиду возможная или доступная для человека ступень развития, его личного развития, ибо на самом деле все духовные практики направлены на развитие именно качеств человека, которые и понимаются, как достижение Всевышнего. Ибо человеку другого и не дано. На самом деле, ни приблизиться, ни достичь тем более Бога невозможно. Это иллюзия.

Но есть та мера, которую позволительно считать достижением, ибо человек через практику преданного служения и развития качеств вступает в диалог с Богом, и этот процесс имеет и свою глубину, и свое развитие, может считаться в некоторой человеческой мере достижением Бога, но здесь всегда человек должен помнить, что Бог Недостижим, слишком человек зависимое и слабое творение, слишком неразвитый ум и качества, чтобы об этом можно было вообще говорить. Но для преданного служения, для общения с Богом есть просто некоторые понимания, касательно приближения к Личности Бога, и эти границы Бог развивает, но только преданным служением и в материальном мире, и за его пределами.


51-53. Кто очистился умом и разумом, кто вовлечен в преданное служение, тверд в себе и контролирует свой ум, кто отказался от объектов удовлетворения чувств, таких, как звук, оставил привязанности и неприязнь, кто живет в уединенном месте, мало ест, контролирует речь, тело, и ум, кто, всегда, погружаясь в медитационную йогу, достигает транс, кто находится в отречении, кто свободен от ложного эго, силы и гордыни, вожделения, гнева и не стяжает материальные блага, без чувства собственности, умиротворенный, такой человек, опять же, подходит для достижения Верховного Брахмана.

КОММЕНТАРИЙ:

Все это сказано для тех, кто жил во времена Арджуны, для тех, кто занимался преимущественно медитационной йогой. Теперь на такие знания следует посмотреть несколько с поправками.

1.Кто очистился умом, разумом…  Должно быть понятно, что полного очищения человека от последствий греховной деятельности в природе не существует. Не может человек также идти по пути очищения самостоятельно, используя ум и разум, как средства очищения. Всем Управляет в человеке Бог, и Бог Сам ведет человеку по пути очищения, но это не может происходить без преданного служения, без сотрудничества с Богом, без изучения Святых Писаний и только через достаточно продолжительный путь и может ни в одной жизни преданного служения. Также, правильно направлять этот процесс, использовать точно ум и разум человек не может по своей инициативе, какими бы совершенными знаниями ни обладал. Знаниями в человеке Управляет Личность Бога, помогая человеку через них достигать ступени угодного Богу мышления и контроля разумом, такого уровня мышления, чтобы человек мог избегать ошибки, влекущие за собой греховные деяния. Таким образом, надо уяснить себе хорошо, что полностью очиститься умом и разумом или личными другими усилиями человек не может, как и самого полного очищения  для живых существ в природе не существует. Абсолютно чист только Личность Бога.
2.Быть твердым в себе и контролировать свой ум… Этот вопрос также решает только продолжительный путь преданного служения и только тогда, когда человек ведом Богом через совершенные духовные знания и непременно через сам путь преданного служения и здесь непременную духовную всеохватывающую духовную практику. Т.е. человек всегда должен хорошо понимать, что сам он не может достичь хоть какой-нибудь результат в контроле своего ума, не может сам себе дать твердость в преданном служении. Все дает человеку Бог через практику преданного служения и только через продолжительный путь преданного служения, здесь сотрудничество с Богом, старания и усилия, которые опять же дает человеку Бог.

3.Отазаться умом от объектов чувств… Человек может много раз себе сказать на уровне ума, что он отказался от объектов чувств и это ни есть отказ, как бы человек ни понимал эту необходимость, как бы искренне этого не желал, ибо и ни так происходит отказ, но только через путь изучения Святых Писания, через постоянную духовную практику в преданном служении, непременно через карма-йогу, непременно через путь аскетизма и добродетели, непременно через очень не слабый период утверждения в преданном служении и выполнения всех требований Бога. Более того, сам человек эти вопросы при всем своем старании не решает, но Воля и Милость Бога, только сотрудничество с Богом. Именно так надо понимать любой результат в духовной практике; и непременно надо за все и постоянно благодарить только Бога, как и неизменно поклоняться Богу понимая свое изначальное подчиненное и зависимое положение перед Богом.

4.Оставить привязанности и неприязнь… По сути речь идет о независимости от двойственности материального мира, порождаемой иллюзорными энергиями Бога. Никому и никогда не удастся эти гуны природы, эти иллюзорные энергии преодолеть. Но преданным служением, духовными практиками, стараниями, сотрудничеством с Богом, изучением Святых Писаний можно достичь Милость Бога, где Бог создаст устойчивую видимость независимости от гун природы, выражающуюся в том числе и в как бы отсутствии привязанности и ее противоположности – неприязни. Человек должен понимать, что его заслуг, его личных усилий нет. Он полностью ведом Богом, подчинен Богу и делает все согласно требованиям Бога и не может уже уклониться, ибо ему уже пора скоро выходить за пределы материального существования. Но все выглядит Милостью Бога, как старания и усилия человека. Но не стоит торопиться себя восхвалять и себе приписывать результаты, ибо все изначально есть труд Бога, и человек просто автоматически следует управлению в себе.

5.Кто живет в уединенном месте… В современном мире такое требование к преданному служению и к духовной практике не актуально. Так могут устремиться единицы. Преимущественно человек может быть, жить, в мегаполисе, в любом населенном пункте и нигде своим местожительством не согрешит. Ибо такое требование в современном мире на человека не налагается, и духовные практики Бог направляет таким образом, что именно в материальном мире и в его условиях человек получает самые благоприятные условия и для духовного развития. Здесь более полная практика для воздержания и контроля своих чувств, здесь человек на каждом шагу может практиковать и свое воздержание в плане мыслительного процесса и наслаждений, ибо есть постоянные возбуждающие ум и желания факторы, и человек таким образом постоянно может контролировать свой мыслительный процесс, постоянно применять свои совершенные духовные знания по всем вопросам материального существования в своей жизни и жизни и судьбе других людей. Здесь человек имеет возможность всегда работать реально и посвящать Богу плоды любой своей деятельности. Т.е. многолюдье тоже можно использовать, как средство своего материального и духовного развития. А если человек к тому же и добр, то он будет поражен многими откровениями, видя в каждом присутствие Бога, видя примерную ступень проявления каждого, понимая все в Боге и Бога во всех и каждом. Необъятное поле для духовной деятельности, для медитации на Бога, для видения работы Бога, помощи Бога и себе и другим. Но, а уединение дает человеку иллюзию духовной практики, ибо такая практика не может окрепнуть без постоянного искушения в реальной жизни и постоянного противоборства. Но при всем надо понимать, что человек всегда должен быть решительно настроен на духовное развитие, на преодоления, на желание не поддаваться искушениям и непременно должен понимать, что в любом случае он Управляем Богом и только с Богом может что-то предпринять в духовной практике и только Милостью Бога что-то может и достичь, ибо сам изначально есть подчиненное Богу живое существо, энергия Бога, которая неподвижна и бездеятельна, не мыслит, не поступает, не решает, не преодолевает.
6.Кто мало есть, контролирует речь, тело и ум… Что касается еды, то преданные Бога Кришны особо и не голодают или воздерживаются, но есть регулирующие принципы, оговаривающие, что можно есть, а что запрещено и в первую очередь употреблять плоть живых существ. Но есть очень немало других видов пищи, заменяющих мясо, животные жиры, яйца или кофе. Но в основном не следует употреблять мясо. В другом можно пожертвовать или нет в зависимости от образа жизни преданного, его материального достатка, особого его пути существования. И это, по сути, все контролируется Богом, дающим человеку прямо в сердце то, что надо ограничить или от чего воздержаться. Голос Бога в преданном достаточно громкий. Но и в некоторых материальных людях Голос Бога в этом направлении не слабо слышен. Но над каждым Бог работает индивидуально, и никто не сможет уклониться от требования Бога, ибо оно очень хорошо может быть озвучено в каждом Божественными средствами.

Контроль речи, тела и ума – это вопрос практики преданного служения. В этом направлении Бог также ведет всех йогов, желающих духовное развитие и выход за пределы материального мира. Такой контроль есть азы духовной практики, каждому Бог дает свое желание, свою причину, свои и инструменты, но полностью этим процессом Управляет Сам, ибо и без такого направления очень проблематично говорить об успехе в любой йоге, в частности в преданном служении. Но всегда опытный йог должен давать себе отчет в том, что, как бы им ни управляли духовные знания, его желания и ум, - все это есть инструменты Бога, сосредоточено в руках Бога и только Бог на самом деле ведет и поднимает человека по ступеням его материального и  духовного развития; и сам человек изначально есть подчиненное и ведомое живое существо, энергия Бога, которая сама по себе недвижима, не мыслит, не желает, не претворяет, не может сама себя и развивать, ибо такими инструментами и не владеет.

7.Кто, погружаясь в медитационную йогу, входит в транс… Как бы этим сказано о высоте йога. Но все это, включая транс, есть всего лишь еще одно средство Управления человеком, есть то, что человека вовлекает в практику йоги, дает ему устойчивый интерес через некоторые мистические состояния. Но транс дается Богом тому, кому это можно дать. По большому счету это не мерило старания и личного успеха йога, это лишь ему поддержка, чтобы он и сегодня, и завтра, и далее продолжал это направление, ибо ему, именно ему есть что из этого и извлечь; и чаще всего речь не о мистике, а просто о качествах, которые Бог в дальнейшем употребит в преданном служении. В свое время Бог поможет так старающемуся йогу оставить тело и даст ему рождение и такие условия и возможности в новом рождении, чтобы он стал преданным с уже подготовленными качествами и пониманиями, достаточными, чтобы на этой основе дать те совершенные знания и ту практику духовного прядка, которая и выведет за пределы материального существования.

8.Кто находится в отречении…  Путь к отрешению - путь не имеющий конца, а строго говоря и не видно ему начала, ибо Бог начинает вести живые существа к отрешению с момента получения материального тела, движущегося и неподвижного, видимого и не видимого на самых ранних ступенях существования материального мира, начиная с микроскопических и еще раньше, ибо это своеобразный регулируемый путь сдерживания на наслаждения, удовлетворение чувств, на ограничения или, по сути,  речь идет об аскетизме, где уже в теле человека и  здесь преданном служении все это оформляется через совершенные духовные знания в путь аскетизма, осознанный и неотъемлемый от человека, выросший на всех подходах и этапах всех уровней существования души в круговороте сансары.


Т.е. отрешение  надо понимать, как извечный материальный путь, как путь страданий и преодолений, который в теле человека только осознается и увенчивается самим желанием человека и необходимостью такой практики, которая в итоге и вырывает из материального мира, чтобы отправить человека на духовный план. От начала и до конца нет здесь усилий, желаний, видимости необходимости самой души, она постоянно понуждается Богом, ибо Бог Знает, душа – нет, но обязана следовать Воле Бога, ибо изначально подчинена Богу, есть его неотъемлемая частица, очень долго не сведущая в том, откуда она и куда.

9. Кто свободен от ложного эго… Никто не свободен от ложного эго, даже на духовном плане, ибо это данный Богом душе стержень ее индивидуального материального и духовного развития. Но просто этот стержень несколько меняется, становится тем осознанием себя, которое и помнит свою некую обособленность и воспринимает себя обособленно и развивается с таким учетом, но направлен на Бога, служение Богу, и имеет в этой связи свое влияние на себя иллюзорных энергий Бога, но приемлемых для духовного и материального развития и в плане преданного служения в условиях Земли и на духовном плане. Т.е. ложное эго, которое помогает душе себя осознавать тем или этим, непременно есть Воля Бога, есть необходимая составляющая материального и духовного развития; иначе, пришлось бы иметь дело с безликой и себя не воспринимающей и не способной развиваться энергией Бога. Поэтому говорить о свободе от ложного эго не следует, ибо это и невозможно, и это (эго) есть творение и труд Бога, и это свято.

10.Кто свободен от силы и гордыни, вожделения, гнева и не стяжает материальные блага, без чувства собственности, умиротворенный…

Это постоянно упоминаемые качества, которые Милостью Бога через практику преданного служения развивает в себе преданный Бога Кришны. Но полностью Бог все же человека не освобождает от подобных проявлений, но постепенно сводит на нет в материальном мире, ибо это не способствует преданному служению, и пора некоторые качества ослабить, ибо человек уже должен в некоторой степени отрываться от материальных игр и ролей, где эти качества востребованы, и более проявлять и укрепляться в качествах, угодных Богу. Но в любое время Бог мог бы показать такому преданному, что и умиротворение, и не желание собственности, и не стяжание материальных благ, и гнев, и вожделение ему все же свойственны, пока он находится в условиях материального мира. От этих качеств Бог еще будет долго освобождать и на духовном плане и не только через путь преданного служения, но и через труд над каждым, через Свои инструменты. Но в материальном мире иллюзия освобождения от этих качеств тоже Милость Бога, вознаграждение Бога старающемуся и усердному. Но если человек восхваляет себя, похваляется прилюдно своими качествами, принимает похвалу и тотчас не просит у Бога прощения и помощи, то Бог его с его великолепными так называемыми духовными качествами может еще повращать в колесе сансары и найдет Божественные средства исправить те качества, которые поддерживают в нем материальные иллюзии и не видят за всем стоящего Бога и Волю Бога.

Ну и в завершение этого стиха 53 следует сказать, что нет таких качеств в чистом виде. Также по большому счету никто не может достичь Верховного Брахмана, Личность Бога. Но есть те параметры, те ступени материального и духовного развития человека и его качеств, которые достаточны, чтобы перейти на духовный план по Милости Бога, но в свое время и вследствие продолжительной и всеобъемлющей практики преданного служения.






54.Счастливая душа, достигая уровня Брахмана, никогда не скорбит и никогда не желает. Равно расположенная ко всем живым существам, она выигрывает наивысшее служение Мне.

КОММЕНТАРИЙ:

Не достигает душа ни в условиях материального мира, ни на духовном плане уровня Брахмана. Брахман – Сам Бог, Верховная Божественная Личность. Достичь Бога невозможно ни по каким параметрам. Даже общаясь с Богом на духовном плане или в условиях материального мира человек не достигает Бога, но Бог с ним Говорит, будучи в Великом отрешении, Говорит и непосредственно и через свои внутренние энергии, говорит на уровне человека, его понимания и качеств. Но никогда не приближает к Себе человека; но такая иллюзия и на духовном плане, и в материальном мире присутствует. Что касается наивысшего служения Богу, то это сказано, как обещание Арджуне. Нет высшего служения Богу. Есть просто служение Богу и в материальном мире, и на духовном плане. И на духовном плане, и в материальном мире преданное служение знает ступени, но по этим ступеням надо подниматься, но никак их не выигрывают. Так не бывает. Также, в материальном мире преданные не могут быть  полностью освобожденными от скорби и желаний. Но эти вещи в свою меру и непременно контролируются человеком через совершенные духовные знания и качества. И весь этот процесс состояния человека на любом уровне его развития Управляется только Богом.


55.Также, преданно служа Мне, человек полностью постигает, какой Я есть воистину. После этого, познав Меня Истинного, человек незамедлительно входит в Меня.

КОММЕНТАРИЙ:

И это тоже сказано для Арджуны. Но на самом деле постичь Бога, знать Божественные качества, как они есть, познать Бога воистину невозможно. И тем не менее, знание о Боге материалиста и преданного отличаются, как небо и земля и точно также на уровне преданного служения знания того, кто вначале преданного служения и того, кто уже давно в преданном служении, также разительно отличаются. Т.е. Бог дает человеку Знания о Себе последовательно, развивая и углубляя это знание; и, тем не менее, полностью постичь качества Бога невозможно ни в материальном мире, ни за его пределами. Точно также не может быть и речи о том, чтобы войти в Бога, хотя живые существа постоянно, на всех уровнях своего развития методами и инструментами Бога непрерывно входят в Бога, но никогда не войдут. Высочайшая Личность Непостижим. Поэтому тем более невозможно говорить о незамедлительном входе в Бога ни в материальном мире и ни на духовном плане. Все, что свидетельствует о входе в Бога, есть работа иллюзорных энергий Бога, необходимая, ибо человеку надо видеть цель, стремиться к Богу, ставить это смыслом существования, как важнейшую необходимость, и эту необходимость надо направлять и поддерживать постоянно.


Рецензии