Корень из веревки и камень, упавший на ногу

     Часто я удивляюсь себе в детстве. Своей наблюдательности, желанию  знать, умению рассуждать. Я так и не стал настоящим физиком, я даже знаю теперь, почему. Не хватило вокруг тех,  в кого бы мог поверить в меня, с кого мог бы взять пример. Вечное желание делать три дела  сразу заканчивалось тем, что я  ни одно до ума не доводил. Вот я и хочу рассказать о случае из  детства.
     На сарае  у нас стояла старая легкая корзинка из ивовых прутьев. Ничего особенного,  такие  есть у многих. За грибами в лес ходить.  За ненадобностью  в хозяйстве ее облюбовали куры, устроили в ней свое гнездо. Иногда я находил там пару яиц, поэтому мой интерес  к корзине был понятен.
     Валялась на сарае разная рухлядь. В доме у нас сроду не водилось книжек, а там они были. Учебники, по которым учился когда-то двоюродный брат: математика, хрестоматия по литературе, «Физика»  Перышкина.  Они вызывали у меня уважение, поэтому слово «квадратный трехчлен» появилось в моей голове задолго до того, как об этом рассказали в школе. Само по себе название  вызывало сумятицу – три каких-то непонятных штуки, да еще квадратные, почему?  Возник такой образ – трехглавый дракон, лапы как у лягушки. Все это дразнило воображение. А в другом учебнике, в физике,  понятные картинки и чужие, нерусские буквы.  И тоже много непонятного.
     Мое внимание привлек  смотанный в клубок шнур. Ясно, что он может для чего-то пригодиться. Я привязал его к ручке корзины,    второй конец  привязал к жерди на сарае и бросил корзинку вниз. Зачем я это сделал, я не понимаю до сих пор. Я долго смотрел, как она медленно качается. Надо сказать, что в  то время  у  меня были  смутные понятия о многих вещах Вот , к примеру, длинный  шнурок.  сложишь  его пополам, он станет  в два раза короче. Но слово метр мне и  в голову не приходило, да и не могло прийти, хотя я уже  хорошо считал, и читал быстро. Как понимаю, шнурок  был около трех метров. Но мне это сейчас понятно, а тогда надо было бы знать еще, что в  метре  сто сантиметров. Не об этом я думал. Перво-наперво в голову мне пришла мысль о качелях. Вот придет к нам во двор маленькая Сонечка со своей куклой, а я смастерил  для ее  куклы  качели.  Надо только шнурок  подлиннее сделать.
    Сказано-сделано. Надо, чтобы корзинка качалась близко от земли. Я оттащил корзину по возможности дальше в сторону и отпустил. Что-то, как мне показалось, она  стала  медленнее качаться. Когда была высоко, качалась быстро.  Да,  она плыла из стороны в  сторону медленнее. Сонечка все не приходила, а заняться было нечем. И сколько бы, ближе или  дальше, я ни отодвигал корзину, побыстрее двигаться ей не удавалось. Она потихоньку набирал скорость, но возвращения ее приходилось ждать заметно дольше. 
 
    Нельзя ли побыстрее? Или помедленнее.  Если в нее положить камень, то она будет ходить помедленнее? 
    Я огляделся, увидел большой камень  и положил  внутрь.  Она не стала качаться тише!  Я нагрузил корзинку наполовину,   Почему один и тот же результат?  Корзина  качалась долго, но не быстрее, не чаще,  хоть  пустая, хоть груженая.  Мне не пришло в голову  менять  длину веревки.  Но то, что время одного колебания не зависит от груза, удивляет меня  до сих пор.
    Я продолжал подкладывать камешки. В конце концов корзинка не  выдержала,  дно у нее отвалилось, камни посыпались  один из них упал мне на ногу. Я заорал, запрыгал на одной ноге. Мать вышла на крыльцо.
- Что с тобой?
- Корзинка старая. Дно проломилось!
- Зачем ты ее  на веревку привязал?  А если бы  веревка оборвалась, и камни тебе на голову разом упали? Дурачок ты  у меня. Занялся бы чем полезным.
- Интересно!
- Что интересно?
Вот этого объяснить матери я не  смог.

     Я узнал об опыте Галилея позже. Галилей наблюдал за колебаниями длинной люстры со свечами в церкви. Другие богу молились, а он  руку на пульсе держал. И догадался, как можно время одного колебания сосчитать. Но тогда, когда появился во  мне дух любопытства, я еще не ничего не знал об этом.
     Я смутно понимал, что есть квадрат, тетрадка в  клеточку из квадратиков, например.  Брат мне сказал, что даже куб есть. Это понятно, кубики у меня тоже где-то валяются, ничего сложного. Я ими уже давно не играю. А вот квадратный корень! Квадратный трехчлен!  Брат даже сказал, квадратный корень из  веревки!  Где у веревки  корень?

  Потом в школе нам рассказали, в  формуле для времени одного  колебания есть и число два пи и квадратный корень из длины веревки. И ускорение свободного падения. Но откуда мне это было знать, ведь я не Галилей! Корень из веревки я не умел тогда извлекать…

Жаль, не получилось из меня ни Архимеда, ни Галилея, ни Ньютона. Хотя камень и  упал  мне на ногу.


Рецензии
Познавательный текст. Успехов!

Шон Маклех   02.07.2018 17:41     Заявить о нарушении