Началось

Начало повествования: http://www.proza.ru/2014/11/19/558

Едва светило выглянуло из-за горизонта, Сэм уже ходил среди машин и пинал солдатиков по ногам:

-Вставай проклятый заклеймённый, утро на дворе. Греем чай, разогреваем сухпай. Ехать пора.

Едва успев убрать свою ногу от удара Сэмовского ботинка, я вскочил и начал натягивать сапоги и бушлат.

Наскоро позавтракали и начали выстраиваться в походную колонну. Связисты не смогли завести один двигатель в своём БТРе. Начмаг выругался, повернул голову и его взгляд наткнулся на мою голову, торчащую из люка ревущей и дымящей машины:

-Цепляй этих обормотов тросом. И пусть на ходу ремонтируют.

Зацепил БТР и колонна помчалась вперёд к неизвестности. Никто не знал куда едем и с какой целью. БМП ходко шла по дороге, даже и не заметно было, что сзади на тросе болтается связистская «Чайка». Минут через сорок связисты отцепились и заняли своё место в голове колонны, сразу за ИМР.

Часа через два подошли к какому-то кишлаку. Не дойдя с километр до дувала, колонна встала. Кишлак своим видом резко отличался от всех виденных ранее населённых пунктов. Это был кишлак-сад. Вся его территория была густо заросшая деревьями. Приглядевшись, я увидел, что  зелёным был не только кишлак. Зелено было слева и справа от него и за ним. Зелено было всё, что смог охватить глаз солдата, и даже пространство от нашей колонны до кишлака было тоже зелёным от буйных зарослей травы. Как резко меняется ландшафт, десять минут назад кругом были только желтая пыль и галька. И вдруг перед нами прямо изумрудная страна.
Тут меня осенило – так это же и есть зелёная зона. Это про неё поёт ансамбль «Каскад»:

Что такое зелёная зона?
Это просто кусочек озона.
Прогуляться туда не хотите?
Нет уж, нет уж, друзья, извините.

БМП и БТР развернулись в боевой порядок, как будто собрались атаковать этот изумрудный городок, машины обеспечения остались несколько позади.
По радио прошла команда:

-Машины не глушить.

Ёлки –палки, неужели и правда война!
Шедшая с нами в колонне БМ-21 подняла свой многоствольный агрегат и развернула его вправо, в направлении кишлака. Всё замерло.

Разглядывая местность передо мной я увидел что-то непонятное. Небольшая территория огороженная невысоким глиняным забором. За ограждением холмики, заросшие травой, какие-то небольшие домики и у некоторых холмиков воткнуты длинные шесты, на которых развиваются голубые и зелёные флаги.

-Кладбище, - ответил обозный прапорщик, который сегодня с утра был командиром моей машины, - Зелёный флаг – значить погиб за веру.

Понятно. А голубые? Может голубой когда-то был тоже зелёным? Поголубел от воздействия афганского солнца? Но я больше не стал задавать вопросов прапорщику. Он заметно нервничал и постоянно курил.

После двухчасового стояния разрешили заглушить двигатели. Ещё полчаса напряжённого ожидания. И вдруг заревела и заскрежетала наша «Катюша». С десяток реактивных снарядов с огнём и дымом улетели вверх и далеко вперёд. Минут пять тишины, где-то далеко раздались глухие разрывы. И снова рёв и скрежет РСов, и снова где-то далеко- пах, пах, пах, пах, пах.

-Заводи! – раздалось в наушниках. Легко сказать. Завелась только новая 773-я. Шурикова 328-я и ветеран 330-я изначально не могли завестись. А у меня после двухчасового холостого стояния аккумулятор едва смог сделать один оборот коленвала и сдох. Прас по очереди завёл всех. Прикомандированные механики-водители из Янги-Колинской ММГ только поухмылялись в нашу сторону.

Тронулись. Машины на ходу встраивались в строй. Серо-зелёная змея медленно вползала в кишлак. Сначала улица была широкая, затем глиняные дувалы по сторонам исчезли вовсе, передо мной большая площадь заполненная людьми, базар местный что-ли. Людская масса медленно и беспорядочно движется по площади не сильно обращая внимания на движущуюся технику.
Фикса по внутренней связи говорит:

-Смотри, впереди справа душман идёт.

-С чего ты взял? – спрашиваю

-У него пиджак заштопанный в нескольких местах. С убитого снял. А дырки от пуль заштопал.

-Фикса, не майся дурью, по сторонам смотри, - говорю.

После площади колонна втягивается в узкую улочку, которая метров через сто резко поворачивает влево. Впередиидущая машина ушла влево. И вдруг передо мной, за низеньким дувалом, два ашнака. Один опёрся на забор и смотрит вслед повернувшей машине, а второй с лопатой в руках смотрит прямо мне в глаза. Бородатое лицо, густые брови, злой взгляд. Вдруг он лопатой зачерпывает землю и замахивается, как будто хочет бросить эту землю мне в лицо. Шевелит губами.  Вот гад, бросит или нет? Расстояние такое, что земля запросто долетит до моего лица. Но вот поворот, я резко кручу штурвал влево, ашнак исчезает из поля зрения. Кошу взглядом вправо. Бросил или нет? Нет. Не бросил. Дальше улочка с высокими стенами. По обеим сторонам глиняные стены высотой больше двух метров. Сверху не видно неба из-за крон деревьев. Темно, как в ущелье. По радио раздаётся голос начмага:

-Здесь осторожнее, недавно из отверстия в дувале был выстрел из РПГ в борт БТРу.

Но вскоре кишлак кончился и перед нами пейзаж как в индийском фильме. Узенькая дорога- вряд ли разминутся две машины. По обеим обочинам деревья, вверху их кроны смыкаются, превращая всю дорогу в зелёный коридор. А слева и справа дороги зелёные рисовые поля, с которых совсем недавно спустили воду.

Глядя на эту игрушечную дорогу я  подумал, что если вдруг нам навстречу попадётся какая нибудь афганская повозка, то есть риск её безвременной гибели под гусеницами впередиидущей ИМР. Так, как эта инженерная машина разграждения своими габаритами едва протиснется между деревьями растущими на обочинах.

Неожиданно ИМР сворачивает с дороги и начинает утюжить рисовое поле вдоль дороги. Мало того, что она свернула в грязь, она ещё опустила свой нож и начала срезать перед собой самый верхний слой грунта вместе с побегами риса, якобы прокладывая дорогу всей колонне. Этому монстру нипочём ни грязь, ни камни. А как остальные?
Повернувшись к прапорщику спросил:

-Чего это он?

-Наверное на дороге мины возможны, - ответил он, - Да и вообще, на ИМРке командиром майор с отряда, главный отрядный сапёр. Ехай, давай, не задавай глупых вопросов.

Вспомнилась учебка. Там трасса для вождения БМП на 80% состояла из грязи. Ведь ничего, ездили. Сворачиваю в грязь. Машина начала плавное и натужное движение в болотистом рисовом поле.  Попытался выехать из колеи, получил удар кулаком по шлемофону от прапорщика.

-Ты что, твою мать, на мину налететь хочешь. И опусти сиденье немедленно. Ехать по боевому. Если не хочешь пулю в голову.

-По водителям не стреляют, - отвечаю я ему.

-Ты откуда знаешь, - кричит он в ответ.

И вдруг впередиидущий БТР встаёт. Его колёса вращаются в грязи, но сама машина ни с места. Забуксовала. Выжимаю сцепление.

- Не останавливайся, - кричит прапорщик, - объезжай БТР.

Во, думаю, сейчас только кулаком по башке лупил за выход из колеи, а теперь объезжать БТР. Отпускаю сцепление и кручу штурвал вправо. Но что-то пошло не так. Машина дёрнулась и остановилась. Беспомощно крутились гусеницы. Тринадцать тонн железа прочно село на брюхо.

Прапорщик выскочил из машины на землю и побежал к идущему следом БАТу отчаянно маша руками. Большой артиллерийский тягач взревел и начал разворачиваться выезжая из колеи, но тут же его постигла моя участь. Подряд три машины стояли беспомощно увязшие в грязи.

Шедшие за БАТом машины начали объезжать нас. Что бы быть на связи и одновременно что нибудь предпринять для вызволения машины из грязевого плена я воспользовался подарком нашего связиста сержанта – десятиметровым кабелем, который одним концом присоединялся к радиостанции, а другим к шлемофону. Таким образом я мог находится где-нибудь сзади машины, но в это же время мог прослушивать эфир и при необходимости мог ответить.

И когда все машины, что шли сзади нас оказались впереди, ИМР, возглавлявшая колонну сделала полукруг и помчалась назад, к нам на помощь. И едва она поравнялась с нами, как тоже застряла в этой грязи. Я не верил своим глазам. Этот огромный монстр застрял в грязи и беспомощно, так же как и моя крошечная БМП, вращал гусеницами, не двигаясь с места. Из машины выскочил механик водитель:

-Брёвна давайте!

У БТРа и БАТа брёвен не было. Я передал мой шлемофон с длинным кабелем Фиксе и потащил своё бревно на заклание. Моё бревёшко ИМР за полсекунды запихало куда-то под себя в бездну трясины. Всё! Остался и я без бревна.
По радио прошла команда:

-Колонна стой!

И вдруг где то слева от колонны раздался грохот, затем взрыв в колонне. И подозрительно знакомые щелчки. Фикса исчез в башне. В животе резко похолодело.

«Началось!» - подумал я….

Продолжение http://www.proza.ru/2018/05/25/570


Рецензии