Архыз

Откуда я узнал о существовании Архыза? Из рекламы минеральной воды с Арменом Джигарханяном. Он так смачно произносил и без того специфичное слово, что не отложиться в памяти оно не могло.
По правде говоря, о том, что Архыз - это название местности в Карачаево-Черкессии, а заодно и реки, я узнал накануне поездки туда в середине ноября.
Автобус нас должен был забрать у соседней гостиницы аж в 5 утра, поэтому мы с Аней разумно рассудили, что если даже с трудом просыпаемся в 11, то встать в такую рань - почти за гранью возможного, если подходить к делу по-старому. Мы легли спать непривычно рано, в 9 вечера. Делать в Кисловодске туристам позже все равно нечего. Темнеет уже в пять и никакой нормальный человек не полезет в это время в холмистый и запутанный парк, одну из главных достопримечательностей города. Есть ещё Нарзанная галерея, где можно чинно прогуливаться с пластиковым стаканчиком, потягивая вкусную доломитную минералку или противную сульфатную, но и галерея работает до семи.
Итак, мы проснулись в пять утра, позавтракали и сели в автобус. Наш экскурсово, Илья имел, навык очень полезный для своей работы. Илья говорил почти не замолкая. Стремясь поделиться с экскурсантами всеми накопленными знаниями о родном крае, он мастерски перемещался от рассказов о высокогорных коровах до китайского шелкового пути. Однако Илья зря коснулся религиозного вопроса. По-видимому, его любимого.
В экскурсионном бюро поездку Архыз анонсировали как "больше религиозного содержания" и до определённого момента было непонятно почему. Да, конечно, посещение иконы Х века накладывало свой отпечаток, но истово молиться и ставить свечки никто не призывал.
Вообще, место рядом со скалой, где случайно обнаружили лик Христа очень быстро после этого события обросло туристической инфраструктурой: ларьками с магнитами, кавказскими шапками, вареньями, китайской бижутерией, палатками, где можно поесть шашлыков и выпить вина.
Выходя из страшного платного туалета, я посмотрел на помойку, которая как рукой сбоку обнимала его и подумал, что интересно было бы сделать фотопроект: фиксирование мусорных свалок у разных памятных мест нашей страны: вот здесь Архыз, здесь "Разорванное кольцо", а это просто один из двориков Кисловодска.
У водопада с минеральной водой нашего экскурсовода потянуло на мистический лад.
"Если люди болеют, то после того как попьют этой воды быстрее выздоравливают. А если какие-то лекарства запивают, то организм быстрее их усваивает" - уверял он, а я думал: "Рассказывай дальше свои офигительные истории", но в глубине души всё же верил в чудо.
Напротив древней иконы располагался комплекс из некогда восстановленных, а затем снова заброшенных христианских храмов. По дороге туда Илья решил поделиться своими соображениями о судьбах мира и России.
- В Европе религия стала носить утилитарный характер. Как у них учат? Надо трудиться и всё у тебя будет хорошо. Поэтому в Европе христианство ослабло и начало сдавать под натиском более сильной религии. Только наша страна благодаря своей духовности всё ещё держится.
Рассуждения на эту тему продолжились уже на тропинках в храмовом комплексе:
- Ислам чёткая и последовательная религия. Вот, например, у них прямо сказано: если пьёшь алкоголь, то служишь шайтану. А ещё у них запрещено ростовщичество. Поэтому масоны и ненавидят ислам. Ведь на чем построено состояние всяких Рокфеллеров, Шифов? На проценте. Билл Гейтс считается самым богатым человеком на Земле, да он просто мальчик в коротких штанишках по сравнению с ними. Они контролируют весь мир, а от нас это скрывают.
Илья говорил с полным знанием дела, а женщины за сорок из экскурсионном группы смотрели на него со взглядом: "Какой умный мужчина! Сколько всего знает!".
Я боялся, что Аня не выдержит и что-нибудь скажет. Будет права, но поступит не мудро. Экскурсовод уже опять вступил на скользкую дорожку религии, геополитики, истории и "бессмертного полка".
Нас, людей с историческим образованием, приученных пропускать услышанное через большое число фильтров, многие слова экскурсовода не могли не коробить, но предстояло провести в его компании ещё около пяти часов, поэтому затевать дискуссию было ни к чему.
Мы стояли на развилке в храмовом комплексе в Архызе и гид предложил:
- Те кто хочет, могут остаться здесь, а те кому не тяжело пройти пять километров, могут пойти со мной. Я проведу экскурсию по храмам. Когда вернёмся, у нас будет возможность продегустировать совершенно бесплатно много разного варенья.
Он указал рукой на деревянный домик на берегу небольшого пруда.
Мы пошли с ним и в первом же здании пока экскурсовод распинался о необычайной духовности людей, строивших его, она подозвала меня за угол и мы улизнули на улицу.
- Пойдём дальше, - голос её был решительным.
Маршрут был лёгким. Заблудиться было тяжело, дорога была одна и направление к каждому туристическому объекту обозначалось на больших табличках белыми буквами на буром фоне.
- Может подождем группу, - неуверенно поинтересовался я.
- Зачем? Чтобы в очередной раз слушать, что черкессы были христианами, а предков надо уважать? Это я уже поняла.
- Ну, а что ты считаешь неправильным?
- А я и не спорю с ним, просто надоело слушать одно и то же.
Я подумал, что теперь и без того своеобразный экскурсовод отметит нашу пару и, возможно, даже отпустит несколько едких шуток в сторону нас другим участникам поездки. Не заметить наше отсутствие было нельзя. Я носил закрученные усы, пальто и шапку, как у Шерлока Холмса. Местные работники туристической отрасли сравнивали меня с Будёным и предлагали сфотографироваться на коне, но я вежливо отказался. У неё были покрашенные пряди: голубые, розовые. Зависимость от чужого мнения всегда была моей слабостью. Насмешливый взгляд, смешок в мою сторону могли надолго испортить настроение.
В такой атмосфере мы дошли до конца тропы. Ухоженный, видимо, частично отреставрированный храм смотрел на мир большими пустыми дверными проемами. Внутри было чисто и светло. Какая-то пожилая пара, повернувшись лицом к тому месту, где раньше был алтарь, достала молитвенник и начала что-то тихо читать.
Мы уже успокоились. Негромко разговаривая, фотографировали помещение и Аня попросила запечатлеть её рядом с одной из арок, чтобы видно было масштаб этой конструкции.
Я сделал снимок. С улицы уже начал слышиться голос нашего экскурсовода.
- Может ты попробуешь вертикально? - спросила она.
- Нет, - отрезал я.
Не хотелось, чтобы нас увидела экскурсионная группа. По логике гида это не добавило бы на плюсов в его глазах.
Тогда она вышла на улицу и сказала резко:
- Оставайся слушать экскурсию!
- Да я вообще уйду!
И ушёл. Побрел по тропе обратно и сел на спиленное дерево, лежащее у края дороги. Отсюда видно было как она фотографирует храм, обходит его, рассматривает гладкие бежевые стены.
А потом она начала возвращаться и не глядя на меня, прошла мимо. Я отправился следом, держась в нескольких метрах.
- Если ты боишься, что я сорвусь где-нибудь в горах и потеряю твои документы, то могу отдать их тебе прямо сейчас.
В наплечной сумке у неё действительно были паспорта и билеты.
- Ну хватит уже! - ответил я довольно жалко с комичной просящей интонацией и поровнялся с ней.
Она ничего не сказала, но взяла мою руку и мы пошли молча.
- Ты можешь отделаться от ощущения, что всё это вокруг не фотообои? - нарушила она молчание, оглядывая живописный горный пейзаж, окружающий нас.
- Да, - буркнул я, хотя сам не до конца осознавал, что удивительной красоты природа на самом деле реальна, что вот до тех холмов в густых лесах при желании можно добраться и посидеть на пеньке среди деревьев.
- А я пока ещё не привыкла, - сказала она и мы пошли пить чай и пробовать варенье.

После группа снова вернулась к подножию скалы с ликом, чтобы поесть чебуреков и шашлыков в кафе " Лакомка". Илья сел за столик у самого входа и весело с кем-то беседуя, ел мясо, запивая коньяком. Наверно, он радовался, что христианам пока ещё можно пить алкоголь.


Рецензии