Размышление - 1

                ***
     Меня часто удивляет, и порою, даже возмущает несовместимость слов. К примеру: - Я «ужасно рад», «ужасная красота». Какому слову отдать предпочтение: страху или красоте? Но бывают в Природе моменты, что по-другому просто не скажешь. Я имею в виду предгрозовые минуты, когда грозная туча закрывает  собой небосвод и злобные молнии то и дело жалят землю. Тут и в самом деле становится страшно и невозможно глаз оторвать от красоты природной стихии. Град бьёт, ломает, крушит всё и вся, а люди смотрят из укрытия на всё это потому, что это необычная природная стихия, которая сильнее человека, но завораживает своей красотой. Зато потом, как побеждающий флаг вздымается над землёй радуга-дуга, радость земная и небесная. Воздух чист. Жить хочется… Ради такой минуты и стоит пережить, перетерпеть пугающие минуты небесного гнева…

                ***
     Мир людей очень разнообразен. Найти собеседника по своему уровню развития порой не просто. А жизнь бросает нас «Из огня да в полымя» и общаться приходится с самыми разными людьми. Когда рядом умный человек, радуйся и к каждому слову его прислушивайся. Но бывает и наоборот. Муторно, порой невыносимо слушать то, о чём говорят те, с кем по несчастью приходится радом быть. Чтоб не прослыть «белой вороной» и не подвергнуться обстрелу насмешек тех, кто «не ведает что творит», приходится молчать. Видимо великий писатель Хемингуэй на себе испытал это неприятное чувство, если написал такие слова:
     «Умному человеку надо выпить, чтоб не так скучно было с дураками».

                ***
     Неприятные моменты, которые к сожалению случаются чаще всего с творческими людьми, тоньше устроенными, ранимыми и доверчивыми, случались с Олегом Роем, если он пожелал предупредить других людей, которые могут попасть  в подобную ситуацию.
     «Никогда не допускайте того, чтобы ваша мечта каким бы то ни было образом зависела от другого человека. А если всё-таки допустили – не удивляйтесь, если она не сбудется».
     Твоя мечта может быть тоньше и выше понимания того человека, кто обещал её осуществить. Оценить её он просто не способен (по меньшей мере), а если ещё в его глазах сверкнёт огонёк зависти, то ждать положительного результата тут и вовсе не приходится… О таких «друзьях» говорят: «Некоторые люди очень похожи на пчёл: на устах мёд, а в жопе жало!» Только опять же, Жизнь – это полигон проб и ошибок. И даже память об отцовском ремне и набитых шишках на лбу, не всегда способна уберечь человека в непредсказуемых ситуациях. Как говорится: Умная мысля приходит опосля»,  или: «Умные мысли приходят лишь тогда, когда все глупости уже сделаны…» Только, кто же слушает стариков? Молодые люди спешат опробовать свой лоб на прочность…

                ***
     Чтоб маленько размять ноги, я покинула уютный салон машины и начала прохаживаться по обочине дороги. Мужики в сторонке стояли, курили, нарушая тишину громким смехом, а я по-стариковски ворчала, другими словами – спорила сама с собой, только молча, мысленно. Мне это плохо получалось потому, что в квартире живу одна, и как бы моя мысль ни прозвучала – всё ладно. На людях приходилось соблюдать хотя бы минимум приличия. Причина моего ворчания, как обычно,  одна и та же. «Всё познаётся в сравнении». Когда уже много лет  за плечами, многое видела и есть с чем сравнивать, то повод для этого всегда найдётся. Конечно же, пыталась урезонить себя народной мудростью, пословицами, какие в этот момент удавалось вспомнить. Первое это: «Какая жизнь, такие и сравнения»; «Люди несчастливы от того, что постоянно сравнивают всё и вся»; «Религии всего мира говорят: «Сравнивать грешно…» Но даже на последней пословице я не смогла поставить точку. И только вспомнив, что «Истинно великое – вне всяких сравнений», наконец-таки выдохнула и занялась детальным рассматриванием местности, это потому, что этим «истинно великим» чудом на Земле я считаю Природу, а всё то, что построил человек – это всего лишь замки в детской песочнице. Природа их строения начинает разрушать даже раньше, чем они успеют построить задуманное… С позиции этой мысли я и смотрела на другой берег небольшого озера, где на высоком пригорке скучали среди берёз и елей несколько видавших лучшую жизнь изб. Первое, что я отметила, это то, что нет ни одного забора. Видать, жителям хутора не знакома вреднющая тётка – Зависть. У них всё по-родственному, на виду. Окна с голубыми наличниками смотрят в сторону озера. «Я тоже всю жизнь мечтала жить у воды… Только даже на этом взгорке вряд ли выкопаешь погреб, вода будет снизу подходить… Сырость, гниль далеко не лучшие спутники жизни.
     А озерцо-то, мама дорогая, шесть соток воды затянутой ряской. Только на самой середине небо в зеркальце смотрится. Зато горделивые камыши с головками, как у «бенгальских огней» в увеличенном виде. А что, пожалуй, зимой их можно поджечь, если по льду к ним подобраться. Вспыхнут за милую душу… Во! Да в этом озерке и рыба водится, раз рыболовы мостик выстроили, для постирушек он слишком высок над водой. А может не мостик высокий, а воды в августе в этом озере мало стало…
     Всё! Хватит! Поищи взглядом что-то такое, чему бы сердце порадовалось, - приказываю себе. – А что, вот хотя бы та берёза, как купчиха в роскошном наряде вышла на ярмарочную площадь, стоит красавицей писанной среди мелких кустов и робкого лозняка. А берёза-то уже с золотыми прядками. О-о, милая, засиделась ты в девках… Не сладко тебе среди голенастых подростков. Где она, ровня?..
     Ты опять за своё, людские обычаи лесному народу примеряешь? Пустая затея! У них жизнь иная и уставы свои. Вон ветер ворует золотую листву, а ей и горя нет. Не скупится, на другое лето и наряд краше нынешнего оденет и статью выше станет.
     Не-ет, неисправимы мы, люди. Всё сравниваем, а потому и грешим…

                ***
«Я хочу понять, как рвётся из камня ствол нагой…»
                Виктория Можаева

     В далёкие годы детства мои ровесники подобному чуду природы уже не удивлялись, мы его видели на каждом шагу. Скалы, крутые речные склоны, глубоченные яры, бурлящая и клокочущая вода, несущая на своих плечах всё, что может из земли вырыть, порой страшно до жути было смотреть на такое и вместе с тем радоваться, что стоишь на твёрдом месте и этот поток несётся мимо.
     Однажды, за селом, я, с соседскими детьми пасла коз. Козы любили взбираться на крутизну, а то и на пологое дерево, чтобы там поесть молодые листики. И нам, детишкам, тоже хотелось туда залезть, но я знала, что там дикое место и между камней пристанище змей. Поэтому слушалась совета мамы. Ждала, когда коза сама вниз спустится. От скуки я ходила по узенькой козьей тропинке то взад, то вперёд.  На этом склоне кое-где росла бузина. Земля каменистая, трава и та чахлая, грунт дождями и снегами вымыт. Но кусты шиповника тут чаще всего встречались. А я всё старалась стоять поближе кустов бузины. Листья бузины с неприятным запахом, козы их не едят. Но зато под ними и гады ползучие не водились. И вот я, коротая время, рассматривала всё, что было передо мною. Опять же знала, что каким бы ни был камень, большой или малый, лучше его не трогать. Он когда-то, очень давно скатился с горы и тут за что-то зацепился. Тронешь его – себе на беду. Один камень был с меня малую величиной, белый ракушник, больше походил на огромное яйцо, острой шишечкой кверху. Меня и заинтересовало: как это на самой макушке камня куст бузины вырос? Я и так, и этак возле него кружила, пока не заметила кривой змейкой трещину, которая по вдоль делила то «яйцо». И только вверху над трещиной начинались ветки.
     У отца моего была привычка – подглядывать за мной, когда я думаю, что я там одна. Он и заметил, что я топчусь на этом месте и всё что-то там высматриваю. Подошёл, расспросил. Я и показала ему куст выросший на «яйце». Его и самого это заинтересовало. Он подошёл поближе и стал в щель заглядывать.
     Вечерело. Домой возвращалась артель каменотёсов. Мужики работали в карьере за мельницей. Подошли к нам ближе и их тоже заинтересовало, что мы там высматриваем. Постояли, покурили, расспросили, а потом достали из своих холщовых сумок клинья, зубила, молотки и, вставляя клин за клином в трещину, раздвинули таки две половинки каменного «яйца». Там оказался ствол бузины, который корнями своими уходил в землю под камнем. Как так оказалось зёрнышко, вырос стебелёк, как сумел расколоть камень, прорасти и ветки пустить, мужики долго строили догадки. И главное, не какое-то дерево с плотной древесиной, а хрупкая бузина. Сошлись на том, что «она жить хотела».
     Раздвинули мужики камень на ширину, что можно туда руку просунуть, накидали в трещину мелких камушков, чтоб не вернулся камень в прежнее положение и дать облегчение бузине жить и расти, и пошли домой, вверх, в село.
     Прошло несколько лет. Отец мой умер, а по той тропинке я шла уже с маминым младшим братом, Иваном. Когда дошли до той бузины, то были очень удивлены тому, что куст стоял полу засохший… Вот, я до сих пор, вспоминая этот случай, размышляю. По моему мнению выходит, что «добро» и «зло» в человеческом понимании и то, как его понимает Природа – не всегда совпадают…

                ***
- Укажите свои недостатки.
- Лень.

     У Лени много обличий, её не сразу и распознаешь.
     Мне вспомнилась одна история, свидетелем которой я сама была в моём далёком детстве. Послала меня бабушка за чем-то в сельмаг. Велела бежать, а то «на обед» закроется магазин. Я успела, сложила все свои покупки в авоську и пошла домой кружным путём, это чтоб подольше побыть «свободным человеком». У моей бабушки не забалуешь, всю её работу не переделаешь… Вот, шла я, шла по селу и дорога меня привела пройти мимо двора и даже огорода одного суетливого человека. Он минуты на одном месте не усидит, а толку – чуть. Заборы в нашей местности каменные, долговечные, но хоть раз в жизни этот  забор нужно заново перебрать. Так, вот, у этого мужика забор не то, что развалился, уже то место даже высокой крапивой заросло. Каждый раз, когда уставшая, задёрганная женщина, выгоняла чью-то скотину, забредшую в их огород, гвалт стоял на всю улицу. Бедная женщина не столько костерила соседских коз, сколько своего непутёвого мужа. Я по неопытности своей и по малолетству никак не могла взять в толк: «При чём тут дядя Федя?» Он мне даже нравился, всегда весёлый, часто под хмельком, шутит, людей веселит. Никто его не ругает, только его жена, на полном серьёзе скидывает на его голову все мыслимые и немыслимые проклятья.
     И, вот, в тот день, когда я шла по улице с магазина, наконец-то дядька Фёдор взялся, как у нас в селе говорили – «перекинуть» забор. Только как эта работа делается он понятия не имел. Всех, кто проходил по улице в тот день, он всяко-разно подключал к работе, а сам трещал без умолку, что-то даже советовал… Людей столпилось много, женщины похохатывали, а мужики общими усилиями расчистили мето и потихоньку стали муровать мур, в смысле – забор.
     Я дошла до этого людного места и, как мама мне с упрёком говорила: «Стала и рот раззявила». Интересно же девчушке послушать и посмотреть на то, что взрослые делают. Стояла я, стояла, пока не подошёл шедший по дороге наш сосед. Мужики обратились к нему, мол, давай, помогай. А он только улыбнулся и сказал: «А мне лень лодырю помогать». И не останавливаясь пошёл себе дальше. Тогда и до меня дошло, что если наш сосед ушёл домой, то и мне пора домой торопиться.
     Шла я и размышляла: чья лень лучше? И только уже дома, мой дедушка мне растолковал. По его выходило, что каждый человек по-своему ленится. Кому лень чужую работу делать, а кому и свою делать неохота. Только никто открыто об этом не говорит, а всё какие-то отговорки находит. Короче говоря: не бывает непреодолимых трудностей, бывают трудности, которые преодолевать лень. Как бы теперь сказали: «Лень – это нравственное расстройство». Бойся мать ленивых детей растить…

                ***
 

    


Рецензии
Анна, спасибо за Ваши размышления, наблюдения, выводы. Мне было интересно. Всего Вам доброго. С уважением,

Людмила Алексеева 3   30.07.2018 20:02     Заявить о нарушении
Я очень рада Вашему отклику! Заходите.
Доброго Вам здоровья и творческих успехов!

Анна Боднарук   31.07.2018 00:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.