Грицевец Сергей Иванович

Родился  19  июля  1909  года  в  деревне  Боровцы  ныне  Барановичского  района  Брестской  области  (Беларусь)  в  семье  крестьянина.  Беларус.  Проживал  в  посёлке  Шумиха  Курганской  области.  Работал  чернорабочим  в  службе  пути  на  железнодорожной  станции  Шумиха,  в  «Льноторге».  Окончил  7  классов  железнодорожной  школы  в  1927  году.  С  1927  года  по  1931  год  проживал  в  Златоусте,  работал  учеником  слесаря  в  эфесном  цехе  механического  завода  в  Златоусте.  Окончил  ФЗУ,  учился  на  вечернем  отделении  металлургического  техникума.  Окончил  окружные  курсы  профсоюзной  работы  в  1930  году.  Работал  председателем  цехкома  комсомола  школы  ФЗУ,  секретарём  заводского  комитета комсомола,  заведующим  агитационно-пропагандистским  сектором,  а  затем  инструктором  Златоустовского  горкома  комсомола.
В  РККА  с  1931  года. 
С  1  апреля  (1  июня)  1931  года  стал  курсантом  Оренбургской  3-й  военной  школы  летчиков  и  летчиков-наблюдателей,  которую  окончил  1  сентября  1932  года.
В  1932  году  присвоено  звание  лейтенанта.
С  сентября  1932  года  служил  младшим  лётчиком  в  3-й  эскадрилье  5-й  авиационной  бригады  Киевского  истребительного  авиаотряда,  а  с  декабря  1933  года  командиром  звена  в  1-й  Краснознаменной  истребительной  авиационной  эскадрилье  им.  Ленина  в  Гатчине.  С  1934  года  в  составе  этой  эскадрильи  служил  на  Дальнем  Востоке,  стал  начальником  воздушно-стрелковой  службы  эскадрильи. 
С  1  августа  1936  года  учился  в  Одесской  школе  воздушного  боя,  затем  по  завершении  учёбы  был  оставлен  в  ней  летчиком-инструктором.   

     «…Военный  летчик  с  небольшим  чемоданом  ждал,  когда  подойдет  трамвай  номер  13,  как  его  здесь  называли  «авиационный»,  чтобы  ехать  с  вокзала  «Одесса-Главная»  в  сторону  Люстдорфа  -  приморской  детской  климатической  станции.  Надвигался  знойный  день  конца  июля  1936  года,  но  утром  еще  не  пекло,  и  Сергей  чувствовал  себя  бодро  и  легко,  с  наслаждением  вдыхая  свежий  и  влажный  морской  воздух.  Настроение  было  отличное.
     Почти  порожний  в  ранний  час  вагон,  приняв  одинокого  пассажира,  побежал  по  пустынным  улицам,  усаженным  деревьями  средней  полосы  вперемежку  с  субтропическими.  Перед  Люстдорфом  трамвай  свернул  на  Ульяновку  и  остановился  недалеко  от  контрольно-пропускного  пункта  авиационной  школы.  Сергей  Грицевец  вышел,  а  вагон,  дребезжа  и  позванивая,  развернулся  в  город.
     До  слуха  донеслись  родные  голоса  аэродрома…
     Ядром  школы  высшего  пилотажа  была  авиационная  эскадрилья  специального  назначения.  Талантливые  кадровые  летчики  военно-воздушных  сил  Красной  Армии  под  руководством  опытных  инструкторов-методистов  оттачивали  здесь  мастерство  ведения  воздушного  боя,  повышали  меткость  воздушной  стрельбы,  словом,  овладевали  полным  курсом  применения  в  бою  новейшего  самолета-истребителя  И-16.
     К  концу  июля  1936  года  в  Одесскую  школу  воздушного  боя  съехалось  большинство  летчиков-истребителей  первого  набора…
     Сергей  писал  в  Москву  брату  Ивану:
     «С  1  августа  я  нахожусь  в  Одессе  и  учусь  в  школе.  Между  прочим,  очень  хорошо  преподносят  теорию.  Летаю  на  новом  истребителе.  Работать  приходится  очень  много:  7  часов  рабочий  день  и  во  внешкольное  время  занимаемся  до  1-2  часов  ночи.  Это,  правда,  бывает  в  некоторые  дни.  Наша  учеба,  оказывается,  рассчитана  на  год,  а  говорят  еще  так,  что  при  усиленных  темпах  учебы  закончим  школу  за  6-8  месяцев.  Это  было  бы  очень  хорошо.  Если  так  будет,  то  Галя  на  это  время  останется  жить  у  матери,  правда,  скучновато  будет  врозь  жить,  но  нам  с  ней  не  привыкать.  Вот  так  дело  обстоит  в  отношении  нас.
     Пока  всего  хорошего.  Твой  брат  Сережа…» 
     (Из  книги  Г.  К.  Семенова  «Товарищ  Сергио»)

Присвоено  звание  старшего  лейтенанта.
Служил  ВРИО  командира  звена  8-й  Одесской  школы  пилотов  Киевского  военного  округа,  затем  с  1938  года  -  лётчиком-инструктором  в  Кировабадской  школе  особого  назначения  (20-я  военная  школа  лётчиков).
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  10  июня  по  26  октября  1938  года,  сначала  в  качестве  пилота,  с  августа  -  командира  5-й  эскадрильи,  а  затем  командира  группы  истребителей  И-16. 
Имел  псевдонимы  «Сергио»  и  «Командор  Серж».
Летчики  группы  под  его  руководством  сбили  85  самолетов.
Всего  в  Испании  произвел  88  боевых  вылетов,  участвовал  в  42  (по  другим  данным  в  24)  воздушных  боях,  лично  сбил  7  самолетов  и  24  в  группе.  По  другим  данным  лично  сбил  6  и  в  составе  группы  14  самолетов. 
В  одном  из  боев  13  августа  1938  года,  в  паре  с  испанским  лётчиком  сержантом  Луисом  Маргалефом,  подбил  и  заставил  приземлиться  на  республиканской  территории  немецкий  бомбардировщик  Хе-111,  чей  экипаж  был  взят  в  плен.
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
31  декабря  1938  года  ему  было  присвоено  внеочередное  воинское  звание  «майор».   
Участвовал  в  боях  в  районе  реки  Халхин-Гол  с  29  мая  по  7  сентября  1939  года,  командовал   особой  эскадрильей  истребителей  И-153  70-го  истребительного  авиационного  полка. 
Всего  в  боях  над  Халхин-Голом  произвел  150  (138)  боевых  вылетов,  лично  и  в  составе  группы  сбил  9  (12)  японских  самолетов.
26  июня  1939  года  приземлился  на  вражескую  территорию,  в  60  километрах  за  линией  фронта,  и  вывез  сбитого  и  выпрыгнувшего  с  парашютом  командира  полка  майора  В.  М.  Забалуева.  Это  был  первый  подобный  случай  в  советской  авиации.**
Перед  походом  в  Западную  Украину  и  Западную  Белоруссию  был  назначен  советником  (командиром)  58-й  авиабригады,  базировавшейся  в  Орше.      
Погиб  16  сентября  1939  года.  В  тот  день,  около  20  часов  вечера,  он  произвел  благополучную  посадку  на  аэродром  Болбасово.  Но  не  успел  он  убрать  свой  И-15  с  посадочной  полосы,  как  в  него  врезался  приземлявшийся  следом  истребитель  И-16  «испанца»  майора  П.  И.  Хара,  который  в  сумерках  плохо  видел  направление  посадочного  знака.  В  результате  столкновения,  оба  самолета  были  разбиты,  Хара  получил  серьезные  травмы,  а  Грицевцу  ударом  винта  отрубило  голову. 
Похоронен  в  деревне  Болбасово  Оршанского  района  Витебской  области  (Беларусь).    

Список  известных  воздушных  побед  С.  И.  Грицевца:
06.07.1838     2           Ме-109               Испания                лично
09.07.1938     1           Фиат-32              Испания                лично
13.07.1938     1           Фиат-32              Вальбон                лично
18.07.1938     2           Фиат-32              Вивер                лично
20.07.1938     1/гр.     Ме-109                Испания                в  составе  группы
22.07.1938     1/гр.     Фиат-32              Испания                в  составе  группы
24.07.1938     1/3        Ю-52                Испания                в  составе  звена
05.08.1938     1/гр.     Фиат-32              Эбро                в  составе  группы
13.08.1938     1/2        Хе-111                Барселона                в  паре  с  Луисом  Маргалефом 
14.08.1938     1/2        Ме-109               Гандеса                в  паре  с  М.  С.  Сапроновым
18.08.1938     2/гр.     Фиат-32              Эбро                в  составе  группы
23.08.1938     1/гр.      Ме-109               Вильяльба                в  составе  группы
24.08.1938     1/гр.     Фиат-32              Эбро                в  составе  группы
26.08.1938     1/8        Хе-51                Вильямба                в  составе  группы
27.09.1938     1/гр.     Ме-109                Эбро                в  составе  группы
03.10.1938     1/гр.     Фиат-32              Эбро                в  составе  группы
04.10.1938     1/гр.     Ме-109*              Эбро                в  составе  группы
22.06.1939     1           Ки-27                Хуху-ундур-обо                лично
26.06.1939     2           Ки-27                Ганьчжура                лично
05.08.1939     1/3        Ки-27                оз.  Узур-Нур                в  составе  звена
07.08.1939     2/гр.     Ки-27                Дунгур-обо                в  составе  группы    
21.08.1939     1/гр.     Ки-27                Шилин-Тайромин-худук   в  составе  группы
24.08.1939     1/3        Ки-21                Хайластын-гол                в  составе  звена  с  А.  С.  Писанко  и  Б.  А.  Смирновым
24.08.1939     1           Ки-27                Хайластын-гол                лично
30.08.1939     1/3        Ки-27                Номунхан-Бурд-обо          в  составе  звена

За  образцовое  выполнение  специальных  заданий  правительства  по  укреплению  оборонной  мощи  Советского  Союза  и  проявленные  при  этом  личное  мужество  и  отвагу,  Указом  Президиума  Верховного  Совета  СССР  от  22  февраля  1939  года   старшему  лейтенанту  Сергею  Ивановичу  Грицевцу  было  присвоено  звание  Героя  Советского Союза  (медаль  «Золотая  Звезда»  №  135). 
Указом  Президиума  Верховного  Совета  СССР  от  29  августа  1939  года  за  образцовое  выполнение  боевых  заданий  и  выдающийся  героизм,  проявленный  при выполнении  боевых  заданий,  майор  Грицевец  Сергей  Иванович  был  удостоен  звания  дважды  Герой  Советского  Союза  (медаль  «Золотая  Звезда»  №  2/"2"). 

Награжден  орденом  Ленина***  (22.02.1939),  орденом  Красного  Знамени  (1939),  а  также  монгольским  орденом  Боевого  Красного  Знамени  (18.08.1939).

Примечания:
*     Предположительно  пилотом  этого  Ме-109  был  лучший  ас  немецкого  «Легиона  Кондор»,  обер-лейтенант  Отто  Бертрам,  который  был  взят  в  плен.
**     Буквально  на  следующий  день,  27  июня,  японский  летчик-истребитель  старший  сержант  Бундзи  Йосияма  повторил  подвиг  русского  летчика,  подобрав  таким  же  образом  своего  сбитого  напарника  старшего  сержанта  Эйсаку  Судзуки. 
***     Орден  имел  порядковый  №  4271.


Рецензии
...добрый вечер,Олег!..очень интересная статья,полезная,познавательная,..я читала,..но это другой человек - они однофамильцы,..

Лидия Толченникова   17.04.2021 21:30     Заявить о нарушении
...Олег,вот этот материал,по нему я ищу Героя,посмотри пожалуйста:
Раненный в голову советский лётчик показал немцам «кузькину мать» в воздухе

Великий советский летчик Сергей Грицевец во время Второй мировой войны сделал невозможное: из 42 сбитых им самолетов восемь он уничтожил достаточно интересным способом.

Свой боевой счёт Младший лейтенант Грицевец открыл уже в Сентябре 1941 года, сбив вражеский бомбардировщик «Дорнье-215». Как вспоминает Сергей Грицевец, во время боя его «взвинтила» наглость фашистского Аса. «Ну, думаю, сейчас покажу тебе, где раки зимуют. Выбрал удобное положение и открыл огонь. Вспыхнул Ас и пошёл вниз…» Впервые на таран вражеского самолета Грицевец пошел уже в битве под Москвой, 29 октября 1941 года. Тогда он сражался в составе 42-го истребительного авиаполка на МиГ-3. Выполняя обстрел вражеской колонны в районе города Зарайска Московской области, Сергей заметил «Мессершмитт-110», который «прикрывал» своих. «Я знал, что самолёты этого типа имеют сильное наступательное вооружение и спаренный пулемёт, защищавший заднюю полусферу. Тем не менее мне удалось поразить стрелка, но тут закончились боеприпасы, да и горючее было на исходе. Тогда и пошёл на таран… Сам же благополучно приземлился на своём аэродроме», - вспоминал легендарный советский летчик.

За этот подвиг Сергей Грицевец был награждён орденом Красного Знамени, однако спустя несколько дней он вновь совершил таран противника. 22 Февраля 1942 года Старший лейтенант Грицевец в районе Вышнего Волочка на истребителе Як-1 протаранил бомбардировщик противника. И опять успешно произвёл посадку на повреждённом самолёте.

Третий таран произошел 9 июля 1942 года, когда группа советских бомбардировщиков взяла курс на немецкий аэродром Демьянск. Не долетая 20 километров до аэродрома, Сергей заметил 2 немецких истребителя, которые перешли в атаку на его напарника. Чтобы спасти товарища, он резко развернул машину и дал заградительный огонь впереди вражеских самолётов.

В ходе ожесточенного боя немец пробил водно-масляную систему в машине нашего героя. Сергей еле держал её на крыле и всё-таки смог нанести удар своим крылом по крылу противника на встречных курсах. Удар оказался настолько сильным, что Грицевец пришел в себя уже на подлете к земле. Открыв глаза, он почувствовал, что у самолета нет крыла и до столкновения остались считанные секунды. Напрягая последние силы, ему удалось перейти в горизонтальный полёт, перетянуть шоссейную дорогу и сесть на «живот», не выпуская колёс.

Четвертый и последний таран Грицевец совершил 13 августа 1943 года в районе города Старая Русса. Возвращаясь на свой аэродром скадрилья советских истребителей Ла-5 столкнулась с 11 немецкими «Мессершмиттами». Завязался тяжёлый бой. Сергей сбил одного «Мессера», но затем был тяжело ранен — пуля, попав в голову, выбила глаз. Отстегнув ремни и открыв фонарь кабины, Сергей направил свой поврежденный самолёт навстречу врагу. Потерявшего сознание Сергея вышвырнуло из кабины, и он стал падать с высоты сыше 5 километров. Сознание вернулось к нему всего на несколько секунд. Увидев землю, Сергей успел рвануть вытяжное кольцо и снова потерял сознание.

После этого падения Сергей не только выжил, но и вновь вернулся на фронт. Герой Советского Союза лётчик Грицевец прошёл войну до конца, в воздушных схватках сбил ещё 6 самолётов противника. Всего же, он совершил 360 боевых вылетов, провёл 127 воздушных боёв, в которых уничтожил 28 вражеских самолётов. Своими легендарными подвигами он доказал, что нравственная стойкость, мужество и стремление отдать все силы для достижения Победы способны преодолеть любые препятствия.

Автор: Максим Руденко

http://cont.ws/@grand/561142?- вот сюда я не заходила,..у меня старенький нот.бук не всё может показывать...

Лидия Толченникова   17.04.2021 21:48   Заявить о нарушении
Доброе утро, Лидия!
Максим Руденко всё перепутал - на самом деле этим героем был не Сергей Грицевец, а Борис Ковзан. Почитайте мою публикацию Ковзан Борис Иванович http://proza.ru/2019/12/04/461
С уважением,

Олег Каминский   18.04.2021 06:41   Заявить о нарушении
..спасибо,Олег!..вы мне очень помогли,..благодарю,..

Лидия Толченникова   19.04.2021 07:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.