Грицевец Сергей Иванович
В РККА с 1931 года.
С 1 апреля (1 июня) 1931 года стал курсантом Оренбургской 3-й военной школы летчиков и летчиков-наблюдателей, которую окончил 1 сентября 1932 года.
В 1932 году присвоено звание лейтенанта.
С сентября 1932 года служил младшим лётчиком в 3-й эскадрилье 5-й авиационной бригады Киевского истребительного авиаотряда, а с декабря 1933 года командиром звена в 1-й Краснознаменной истребительной авиационной эскадрилье им. Ленина в Гатчине. С 1934 года в составе этой эскадрильи служил на Дальнем Востоке, стал начальником воздушно-стрелковой службы эскадрильи.
С 1 августа 1936 года учился в Одесской школе воздушного боя, затем по завершении учёбы был оставлен в ней летчиком-инструктором.
«…Военный летчик с небольшим чемоданом ждал, когда подойдет трамвай номер 13, как его здесь называли «авиационный», чтобы ехать с вокзала «Одесса-Главная» в сторону Люстдорфа - приморской детской климатической станции. Надвигался знойный день конца июля 1936 года, но утром еще не пекло, и Сергей чувствовал себя бодро и легко, с наслаждением вдыхая свежий и влажный морской воздух. Настроение было отличное.
Почти порожний в ранний час вагон, приняв одинокого пассажира, побежал по пустынным улицам, усаженным деревьями средней полосы вперемежку с субтропическими. Перед Люстдорфом трамвай свернул на Ульяновку и остановился недалеко от контрольно-пропускного пункта авиационной школы. Сергей Грицевец вышел, а вагон, дребезжа и позванивая, развернулся в город.
До слуха донеслись родные голоса аэродрома…
Ядром школы высшего пилотажа была авиационная эскадрилья специального назначения. Талантливые кадровые летчики военно-воздушных сил Красной Армии под руководством опытных инструкторов-методистов оттачивали здесь мастерство ведения воздушного боя, повышали меткость воздушной стрельбы, словом, овладевали полным курсом применения в бою новейшего самолета-истребителя И-16.
К концу июля 1936 года в Одесскую школу воздушного боя съехалось большинство летчиков-истребителей первого набора…
Сергей писал в Москву брату Ивану:
«С 1 августа я нахожусь в Одессе и учусь в школе. Между прочим, очень хорошо преподносят теорию. Летаю на новом истребителе. Работать приходится очень много: 7 часов рабочий день и во внешкольное время занимаемся до 1-2 часов ночи. Это, правда, бывает в некоторые дни. Наша учеба, оказывается, рассчитана на год, а говорят еще так, что при усиленных темпах учебы закончим школу за 6-8 месяцев. Это было бы очень хорошо. Если так будет, то Галя на это время останется жить у матери, правда, скучновато будет врозь жить, но нам с ней не привыкать. Вот так дело обстоит в отношении нас.
Пока всего хорошего. Твой брат Сережа…»
(Из книги Г. К. Семенова «Товарищ Сергио»)
Присвоено звание старшего лейтенанта.
Служил ВРИО командира звена 8-й Одесской школы пилотов Киевского военного округа, затем с 1938 года - лётчиком-инструктором в Кировабадской школе особого назначения (20-я военная школа лётчиков).
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 10 июня по 26 октября 1938 года, сначала в качестве пилота, с августа - командира 5-й эскадрильи, а затем командира группы истребителей И-16.
Имел псевдонимы «Сергио» и «Командор Серж».
Летчики группы под его руководством сбили 85 самолетов.
Всего в Испании произвел 88 боевых вылетов, участвовал в 42 (по другим данным в 24) воздушных боях, лично сбил 7 самолетов и 24 в группе. По другим данным лично сбил 6 и в составе группы 14 самолетов.
В одном из боев 13 августа 1938 года, в паре с испанским лётчиком сержантом Луисом Маргалефом, подбил и заставил приземлиться на республиканской территории немецкий бомбардировщик Хе-111, чей экипаж был взят в плен.
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
31 декабря 1938 года ему было присвоено внеочередное воинское звание «майор».
Участвовал в боях в районе реки Халхин-Гол с 29 мая по 7 сентября 1939 года, командовал особой эскадрильей истребителей И-153 70-го истребительного авиационного полка.
Всего в боях над Халхин-Голом произвел 150 (138) боевых вылетов, лично и в составе группы сбил 9 (12) японских самолетов.
26 июня 1939 года приземлился на вражескую территорию, в 60 километрах за линией фронта, и вывез сбитого и выпрыгнувшего с парашютом командира полка майора В. М. Забалуева. Это был первый подобный случай в советской авиации.**
Перед походом в Западную Украину и Западную Белоруссию был назначен советником (командиром) 58-й авиабригады, базировавшейся в Орше.
Погиб 16 сентября 1939 года. В тот день, около 20 часов вечера, он произвел благополучную посадку на аэродром Болбасово. Но не успел он убрать свой И-15 с посадочной полосы, как в него врезался приземлявшийся следом истребитель И-16 «испанца» майора П. И. Хара, который в сумерках плохо видел направление посадочного знака. В результате столкновения, оба самолета были разбиты, Хара получил серьезные травмы, а Грицевцу ударом винта отрубило голову.
Похоронен в деревне Болбасово Оршанского района Витебской области (Беларусь).
Список известных воздушных побед С. И. Грицевца:
06.07.1838 2 Ме-109 Испания лично
09.07.1938 1 Фиат-32 Испания лично
13.07.1938 1 Фиат-32 Вальбон лично
18.07.1938 2 Фиат-32 Вивер лично
20.07.1938 1/гр. Ме-109 Испания в составе группы
22.07.1938 1/гр. Фиат-32 Испания в составе группы
24.07.1938 1/3 Ю-52 Испания в составе звена
05.08.1938 1/гр. Фиат-32 Эбро в составе группы
13.08.1938 1/2 Хе-111 Барселона в паре с Луисом Маргалефом
14.08.1938 1/2 Ме-109 Гандеса в паре с М. С. Сапроновым
18.08.1938 2/гр. Фиат-32 Эбро в составе группы
23.08.1938 1/гр. Ме-109 Вильяльба в составе группы
24.08.1938 1/гр. Фиат-32 Эбро в составе группы
26.08.1938 1/8 Хе-51 Вильямба в составе группы
27.09.1938 1/гр. Ме-109 Эбро в составе группы
03.10.1938 1/гр. Фиат-32 Эбро в составе группы
04.10.1938 1/гр. Ме-109* Эбро в составе группы
22.06.1939 1 Ки-27 Хуху-ундур-обо лично
26.06.1939 2 Ки-27 Ганьчжура лично
05.08.1939 1/3 Ки-27 оз. Узур-Нур в составе звена
07.08.1939 2/гр. Ки-27 Дунгур-обо в составе группы
21.08.1939 1/гр. Ки-27 Шилин-Тайромин-худук в составе группы
24.08.1939 1/3 Ки-21 Хайластын-гол в составе звена с А. С. Писанко и Б. А. Смирновым
24.08.1939 1 Ки-27 Хайластын-гол лично
30.08.1939 1/3 Ки-27 Номунхан-Бурд-обо в составе звена
За образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленные при этом личное мужество и отвагу, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 года старшему лейтенанту Сергею Ивановичу Грицевцу было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 135).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1939 года за образцовое выполнение боевых заданий и выдающийся героизм, проявленный при выполнении боевых заданий, майор Грицевец Сергей Иванович был удостоен звания дважды Герой Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 2/"2").
Награжден орденом Ленина*** (22.02.1939), орденом Красного Знамени (1939), а также монгольским орденом Боевого Красного Знамени (18.08.1939).
Примечания:
* Предположительно пилотом этого Ме-109 был лучший ас немецкого «Легиона Кондор», обер-лейтенант Отто Бертрам, который был взят в плен.
** Буквально на следующий день, 27 июня, японский летчик-истребитель старший сержант Бундзи Йосияма повторил подвиг русского летчика, подобрав таким же образом своего сбитого напарника старшего сержанта Эйсаку Судзуки.
*** Орден имел порядковый № 4271.
Свидетельство о публикации №217102600652
Лидия Толченникова 17.04.2021 21:30 Заявить о нарушении
Раненный в голову советский лётчик показал немцам «кузькину мать» в воздухе
Великий советский летчик Сергей Грицевец во время Второй мировой войны сделал невозможное: из 42 сбитых им самолетов восемь он уничтожил достаточно интересным способом.
Свой боевой счёт Младший лейтенант Грицевец открыл уже в Сентябре 1941 года, сбив вражеский бомбардировщик «Дорнье-215». Как вспоминает Сергей Грицевец, во время боя его «взвинтила» наглость фашистского Аса. «Ну, думаю, сейчас покажу тебе, где раки зимуют. Выбрал удобное положение и открыл огонь. Вспыхнул Ас и пошёл вниз…» Впервые на таран вражеского самолета Грицевец пошел уже в битве под Москвой, 29 октября 1941 года. Тогда он сражался в составе 42-го истребительного авиаполка на МиГ-3. Выполняя обстрел вражеской колонны в районе города Зарайска Московской области, Сергей заметил «Мессершмитт-110», который «прикрывал» своих. «Я знал, что самолёты этого типа имеют сильное наступательное вооружение и спаренный пулемёт, защищавший заднюю полусферу. Тем не менее мне удалось поразить стрелка, но тут закончились боеприпасы, да и горючее было на исходе. Тогда и пошёл на таран… Сам же благополучно приземлился на своём аэродроме», - вспоминал легендарный советский летчик.
За этот подвиг Сергей Грицевец был награждён орденом Красного Знамени, однако спустя несколько дней он вновь совершил таран противника. 22 Февраля 1942 года Старший лейтенант Грицевец в районе Вышнего Волочка на истребителе Як-1 протаранил бомбардировщик противника. И опять успешно произвёл посадку на повреждённом самолёте.
Третий таран произошел 9 июля 1942 года, когда группа советских бомбардировщиков взяла курс на немецкий аэродром Демьянск. Не долетая 20 километров до аэродрома, Сергей заметил 2 немецких истребителя, которые перешли в атаку на его напарника. Чтобы спасти товарища, он резко развернул машину и дал заградительный огонь впереди вражеских самолётов.
В ходе ожесточенного боя немец пробил водно-масляную систему в машине нашего героя. Сергей еле держал её на крыле и всё-таки смог нанести удар своим крылом по крылу противника на встречных курсах. Удар оказался настолько сильным, что Грицевец пришел в себя уже на подлете к земле. Открыв глаза, он почувствовал, что у самолета нет крыла и до столкновения остались считанные секунды. Напрягая последние силы, ему удалось перейти в горизонтальный полёт, перетянуть шоссейную дорогу и сесть на «живот», не выпуская колёс.
Четвертый и последний таран Грицевец совершил 13 августа 1943 года в районе города Старая Русса. Возвращаясь на свой аэродром скадрилья советских истребителей Ла-5 столкнулась с 11 немецкими «Мессершмиттами». Завязался тяжёлый бой. Сергей сбил одного «Мессера», но затем был тяжело ранен — пуля, попав в голову, выбила глаз. Отстегнув ремни и открыв фонарь кабины, Сергей направил свой поврежденный самолёт навстречу врагу. Потерявшего сознание Сергея вышвырнуло из кабины, и он стал падать с высоты сыше 5 километров. Сознание вернулось к нему всего на несколько секунд. Увидев землю, Сергей успел рвануть вытяжное кольцо и снова потерял сознание.
После этого падения Сергей не только выжил, но и вновь вернулся на фронт. Герой Советского Союза лётчик Грицевец прошёл войну до конца, в воздушных схватках сбил ещё 6 самолётов противника. Всего же, он совершил 360 боевых вылетов, провёл 127 воздушных боёв, в которых уничтожил 28 вражеских самолётов. Своими легендарными подвигами он доказал, что нравственная стойкость, мужество и стремление отдать все силы для достижения Победы способны преодолеть любые препятствия.
Автор: Максим Руденко
http://cont.ws/@grand/561142?- вот сюда я не заходила,..у меня старенький нот.бук не всё может показывать...
Лидия Толченникова 17.04.2021 21:48 Заявить о нарушении
Максим Руденко всё перепутал - на самом деле этим героем был не Сергей Грицевец, а Борис Ковзан. Почитайте мою публикацию Ковзан Борис Иванович http://proza.ru/2019/12/04/461
С уважением,
Олег Каминский 18.04.2021 06:41 Заявить о нарушении
Лидия Толченникова 19.04.2021 07:45 Заявить о нарушении