Письмо Григория Померанца моему папе 2007г

Письмо Г.Померанца 24.01.07

Дорогой Будимир!
Извините за промедление. Я был очень загружен. 19.01 была лекция, 23.01 доклад на конференции «Религия и культура». Слава Богу, прошло успешно. Сейчас могу собрать мысли, вызванные Вашим текстом. Мне кажется, придирки фанатика можно отвести в сторону. Если же говорить по существу, то для меня вопрос не в словах той или иной религиозной традиции, а в созерцании. Троица Рублёва говорит мне, что от созерцания исходит порыв к благому действию, а истощение в действии (или запутанность в вопросах, вызванных действием) толкает замкнуть круг и вернуться к созерцанию.  Так я читаю это «умозрение в красках». Дело в том, что забота о других не всегда безопасное дело. Иногда она впутывает в конфликт между другими и третьими (и четвёртыми), вытягивает из глубины на поверхность, а поверхность полна дрязг, и из неё никогда нельзя выбраться вполне чистым. Есть роман «Нетерпение сердца», посвящённый благому порыву, который привёл к злу. Известно, что ад вымощен благими намерениями. Значит ли это, что благие намерения не нужны, что они в самом деле дурны? Нет, ни в коем случае! Но главное благо, которое можно совершить для ближнего, это передать ему опыт своего внутреннего покоя (насколько мы им обладаем) и выхода из зацикленности на своих мелких проблемах. Опять таки, главное не исключает и повседневной мелкой заботы. После серти Иры Муравьёвой меня несколько месяцев вытягивала забота о пасынках. Думая о них, я отвлекался от желания умереть вслед за Ирой. Но я знаю и случаи, когда забота о других — только заполнение внутренней пустоты, и это только раздражает опекаемых. «Божий след», по которому надо идти, пересекает все принципы и иногда требует поступков прямо нелепых (подробнее у Антония Сурожского в «Континенте» №89, 1996.).  истинное благо улавливается чутьём, отбрасывая все аксиомы. Все логические или богословские основания заводят в тупик. Каждый принцип где-то становится абсурдным, доходит до абсурда. Принципы верны только тогда, когда их уравновешивают другие, противоположные принципы, и это переплетение — культура. Если принцип (любой!) вылезает из плетения, он всё разрушает.  Zu Grunde kommen ist zu Grunde gehen, — писал Гегель (прийти к основанию — (значит) пойти ко дну). Но всякие удачные формулировки (в том числе евангельские) могут помогать делу, если в данном случае они совпадают с круговоротом истин. Поясню это рисунком   (рисунок утерян О.С.)
Отвлечённые идеи подобны касательным. Они истинны, когда касаются окружности, становятся ложными, уходя от неё. На этом ставлю точку и желаю здоровья Вам и Вашей дочери Оле.
Подпись


Рецензии