Образ Петербурга в изображении Н. В. Гоголя

Город пышный, город бедный,   
Дух неволи, стройный вид,   
Свод небес зелено-бледный,   
Скука, холод и гранит.
А.С. Пушкин.

Санкт-Петербург – город, несомненно, высокого культурного значения.  Его красоте удивляются приезжающие туристы, его архитектура, всевозможные достопримечательности – это кладезь для неравнодушных ценителей прекрасного. Санкт-Петербург и назывался когда-то иначе, он сменил несколько имен, и это, конечно, происходило непросто так. Тесная связь с историей целой страны, он часто был в эпицентре происходящих событий, самых радостных и самых трагичных. Тут писали свои выдающиеся произведения А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский и другие представители литературного мира. Неудивительно, что величественный образ города нашел отражение в творчестве классиков.  Показывая город, его уникальные особенности, они раскрывали сущность бытия людей того времени. Каждый по-своему видел и показывал красоту и проблемные стороны северной столицы. Н.В. Гоголь, на мой взгляд, внес особенный вклад в изображение Санкт-Петербурга XIX века. Он посвятил целый цикл произведений, который называется «Петербургские повести», и все они отражают действительность тогдашней петербургской жизни. Казалось бы, каким образом описание города помогает понять состояния общества? На самом деле это одна из важнейших художественных деталей, которую использует в своем творчестве Н.В. Гоголь. Именно поэтому его цикл «Петербургские повести» - это не просто повествование об истории жизни главного героя, а целостная картина общества.

Н.В. Гоголь провел значительную часть своей жизни в Санкт-Петербурге. Здесь вырос его литературный гений. Именно поэтому образ столицы служит объектом размышления о будущем всей России, ее дальнейшем развитии. Санкт-Петербург в произведениях Н.В. Гоголя – это не просто место, где происходят основные события, это самостоятельный образ, вокруг которого и объединяется весь цикл «Петербургские повести». Каждое произведение несет в себе большую смысловую нагрузку, критически отображает действительность, осуждает общественные пороки. «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица - красавица нашей столицы! Я знаю, что ни один из бедных и чиновных ее жителей не променяет на все блага Невского проспекта.», - так описывает убранство города Н.В. Гоголь, в частности, его главное достояние. Красота Петербурга пленяет, но красота эта – страшная сила. В повестях Н.В. Гоголя герои и город образуют единую замкнутую систему. Человек – это один из элементов этой системы, но он несамостоятелен, любая попытка изменить существующий уклад изображается Н.В. Гоголем трагедией, как это случилось с Пискарёвым. Он пытается убедить девушку, что ее развратная жизнь – это большая ошибка, предлагает ей выйти из этой грязи и начать жить по-новому. В ответ он получает отказ и презрительную насмешку. Другими словами, город — страшная сила. А чем больше город, тем он сильнее. Он засасывает. В итоге, Пискарева находят мертвым, он не смог справиться с могуществом Петербурга и покончил с собой. То, с чего начинается повесть, весь этот лоск, красота, яркость деталей – это лишь маска, под которой таится неконтролируемая губительная сила города.

Петербург – это не только красивые мосты, фонтаны и здания. В своих произведениях Н.В. Гоголь изображает город порочным, люди в нем алчны и потеряли свое истинное лицо. Так, например, подающий надежды художник Чартков не справляется со страшной силой Петербурга и попадает в его опасные сети. Деньги и положение одурманивают его рассудок, и он теряет себя, утопает в океане городских страстей. Попытка выбраться заканчивается смертью. Петербург забрал еще одну жизнь. Того, кто пытается бороться, ждет страшная участь.

Означает ли это, что, отдав свою душу городу, обезличив себя, ты спасен? Н.В. Гоголь в повести «Шинель» рассказывает о бедном, «маленьком человеке» Акакии Акакиевиче Башмачкине. Его жизнь не была ничем примечательна, город поглотил его с рождения, но этого было недостаточно. Лишенный друзей, семьи, радостей настоящей жизни, он грезит о новой шинели. Но даже эту небольшую радость забирает страшный город руками уличных грабителей. Не находит Башмачкин помощи у чиновника и умирает от безысходности. Город жесток. Эгоизм и корысть погубили еще одного несчастного человека.

Н.В. Гоголь в своих повестях убеждает меня в его несомненном литературном величии, он по праву считается выдающимся писателем. Весь свой талант он вложил в духовные соискания на волнующие сердце вопросы. Забота о будущем страны, неприятие человеческих пороков подвигли его на создание «Петербургских повестей». Очевидно, что облик города создают не только его архитектурные сооружения, но и его жители. Пока в обществе будут ложные ценности и идеалы, города, подобные Петербургу, будут продолжать забирать жизни несчастных людей.


Рецензии