Торгашу отдают музейные иконы

Лишится ли Русский музей своей визитной карточки — иконы XII века «Ангел Златые Власы», которую собирается изъять из постоянной экспозиции музея православный бизнесмен и меценат Сергей Шмаков?

На прошлой неделе Санкт-Петербург взбудоражила новость: православный меценат Сергей Шмаков "покушается" на одну из главных реликвий Государственного Русского музея — икону "Ангел Златые Власы" XII века. Бизнесмен собирается "переместить" ее в отреставрированную (на его средства) церковь Михайловского замка. Стоит напомнить: по инициативе Шмакова Русский музей уже однажды понес потери — лишился Торопецкой иконы Божией Матери. Она так и не вернулась в музей, после того как в 2009 году была сначала "временно перемещена" в храм Александра Невского в коттеджном поселке "Княжье озеро", а затем... выписана из музейного фонда ГРМ.

10 октября прокурору Санкт-Петербурга Сергею Литвиненко поступило коллективное заявление, направленное сотрудниками ГРМ. Вот его преамбула:
"Просим провести прокурорскую проверку и принять меры прокурорского реагирования в связи с подготовкой к преступному изъятию из экспозиции Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный Русский музей" (далее — ГРМ) самой ценной иконы из коллекции отдела древнерусского искусства — "Ангел Златые Власы" XII века. Этой иконе более 800 лет, она создана еще в домонгольской Руси и в экспозиции представляет начальную точку в истории русской живописи. Более древней и более ценной иконы в собрании ГРМ нет..."

В коллективном обращении музейщиков в прокуратуру интрига описана в мелких деталях: кто из официальных лиц какие бумаги писал, кто и как занимался подготовкой "перемещения", указаны статьи закона, нарушенные (с точки зрения авторов обращения) чиновниками при этом. Короче — скандал, погасить который не удается: директор Русского музея Владимир Гусев сначала (в начале прошлой недели) утверждал, что вообще "проблемы нет", потом, спустя день, заявил через свою пресс-службу "о снятии всех вопросов о возможном перемещении иконы". Выходит, "вопросы" все же были? И тогда что это за "возможное перемещение"?

Выдавать икону "Ангел Златые Власы" для служб в других церквях невозможно и нецелесообразно. Икона "Ангел Златые Власы" не "молельная реликвия", хотя ее так неоднократно называли журналисты в своих репортажах.  "Ангелу" более 800 лет, неизвестно, кем он был написан — греческим или русским мастером, а обнаружили его в 1864 году в "рухлядной кладовой" на Ивановской колокольне Московского Кремля среди икон, вышедших из богослужебного употребления. У "Ангела" хрупкий красочный слой, ему противопоказаны перепады температур, которые неизбежны в действующих храмах. Да и какой смысл выставлять его в храме? В случае, например, с Владимирской иконой Божией Матери все понятно: речь идет о чудотворной, особо почитаемой иконе. А  "Ангел" — "визитная карточка" Русского музея.


Рецензии