16. 9. Распутица
48-го танкового корпуса, да и всего замысленного им плана?
Капризами погоды!
Впоследствии, после войны, он вспоминал:
«Последний намечавшийся удар корпуса на восток вдоль большого шоссе Житомир — Киев в тыл противнику,
находившемуся южнее Киева, был сорван в результате распутицы».
{14.12, с.569}
Охотно подхватил его объяснение генерал-майор танковых войск Меллентин, бывший тогда начальником штаба
злополучного соединения:
«…26 ноября наступила оттепель, и распутица сделала всякое передвижение войск практически невозможным.
В связи с этим наше предполагаемое наступление на Киев пришлось отменить.
Потери возрастали, так как никто не хотел ложиться в страшную грязь от пуль и снарядов противника».
{14.79, с.217}
Иное мнение о характере ноябрьской погоды высказывал другой участник тех событий – маршал Москаленко,
в то время генерал-полковник и командующий 38-й армией.
В книге, увидевшей свет в начале 1970-х, он утверждал:
«Температура во второй половине месяца колебалась в среднем от плюс 2° днем до минус 4° ночью.
Шел снег, местами мокрый, земля, промерзшая ночью, не успевала оттаивать днем.
Лишь на грунтовых дорогах появлялась легкая слякоть, не препятствующая движению войск и техники».
{14.15, с.202}
Так была распутица или нет?
Читаем запись в журнале боевых действий 1-го Украинского фронта за 27 ноября:
«Облачность 10 баллов высотой 100 – 300 метров.
Шли моросящие дожди, мокрый снег, с утра туманы.
Видимость 2 – 5 км, а при осадках менее 1000 м.
Ветер юго-западной четверти 6 – 10 м/сек., при порывах 12 – 15 м/сек. Температура воздуха +1, +3°.
Уровень воды в Днепре поднялся на 5 – 10 см».
{10.24, л.124}
И венчают эту информацию слова, опровергающие утверждение Москаленко:
«Дороги очень трудно проходимы, а местами не проходимы».
{10.24, л.124}
Так что нашему военачальнику, похоже, изменила память.
Однако неправы и немецкие генералы.
Погода, безусловно, затрудняла их действия.
Не отрицая этого, Г. Сушан в статье «Погода и военные операции», опубликованной в 2015 году, подчеркивал:
«Но эта же распутица мешала нам организовать стойкую оборону.
А главное – нанести эффективный контрудар.
В радиопостановке памяти генерала Ватутина сохранились его слова, обращенные к фронтовым метеорологам:
«Я требую, чтобы завтра был мороз!».
Немного поостыв, Ватутин сообразил, что немцы в такую погоду могут наступать только вдоль крупных магистралей.
И сосредоточил на их обороне все силы.
Немецкое наступление захлебнулось.
Немецкие генералы утверждали, что при благоприятных условиях (накрепко замерзшем грунте) их танки
вошли бы в Киев на четвертый день наступления.
Ватутин говорил, что при замерзшей почве мог бы ударить под основание немецкого прорыва двумя танковыми армиями,
и забрать в плен всю ударную группировку немцев.
Возможен и промежуточный вариант.
Немецкие войска Манштейна врываются в Киев и… оказываются запертыми в нем, как Паулюс в Сталинграде».
{13.107}
Немало интересного содержится в статье о влиянии погоды на ход сражений, гидрометеорологическом обеспечении
Советской Армии в Великой Отечественной войне
Об этом же можно прочесть в материалах, опубликованных на сайте Гидрометцентра России.
Оказывается, в начале войны Гидрометслужбу СССР включили в состав Вооруженных сил страны.
Созданное в 1941-м Главное управление гидрометслужбы Красной Армии и ЦИП (Центральный институт погоды,
с 1943 года – Центральный институт прогнозов) вошли в состав Наркомата обороны.
В штабах фронтов и армий были созданы гидрометеорологические отделы.
Метеоданные воюющими сторонами тщательно засекречивались.
Прогнозы погоды позволили провести парад на Красной площади 7 ноября 1941 года, а чуть позже определить
сроки начала контрнаступления под Москвой.
Мнение синоптиков Генштабом учитывалось, когда планировались боевые операции по разгрому немецкой группировки войск под Сталинградом, при форсировании Днепра летом и осенью 1943-го.
{См.: 13.107}
Главный вывод, который напрашивается, – погода помогала тем, кто лучше к ней приспосабливался.
Свидетельство о публикации №217102701852