Лев Потемкин - злодей Александра Роу

Потёмкин Лев Львович (1905–1989)

Один из действенно-злодейственной троицы «пиратов» Александра Роу, Лев Потемкин участвовал в большинстве постановок великого сказочника.
По пальцам: генерал Ать-Два – «По Щучьему велению», Цап-Царап – «Конёк-Горбунок», Агафон, средний сын – «Василиса Прекрасная», начальник стражи – «Новые приключения Кота в сапогах», окосевший разбойник – «Морозко», Маркиз де ля Кис – «Варвара Краса Длинная коса», Чернобородый – «Огонь, вода и медные трубы», Водяной – «Золотые рога».

После участия в первом же фильме Александра Роу «По щучьему велению» Лев Потемкин отнюдь не сказочно обручился с царевной Несмеяной – актрисой Софьей Терентьевой. Лев Львович стал соавтором и последнего, экранизированного уже другими, сценария Александра Артуровича – «Финист Ясный Сокол», где сыграл Фингала. Такая вот счастливая нива волшебного сотворчества…
С первых же ролей он настолько полюбился и дорогим ребятам и уважаемым товарищам взрослым, что в 35 лет был назначен директором киностудии «Союздетфильм». Увы, ненадолго – обрушилась война…

Были роли и в большом кино: японский шкипер («Комендант Птичьего острова»), отец Аркадия («Личное дело»), командир карательного отряда («Салават Юлаев»), Герберт Слойц («Яков Свердлов»), Нефёдов («Повесть о «Неистовом»»), мордатый басмач («Офицеры»).
 
Но мало кто знает, что с 17 лет он был не только серьёзным актёром ряда московских театров, но и талантливым соло-танцором. В 45 лет, после пятилетки, отданной Потемкиным Театру-студии киноактёра, его вдруг открыл Григорий Ярон. И, не задумываясь, пригласил в Московскую Оперетту.
На протяжении последующих 14 лет Григорию Марковичу ни разу не пришлось пожалеть о «позднем» приобретении. Виртуоз сцены, Потемкин профессионально пел, остро хохмил, реактивно импровизировал, выдавал акробатические вензеля.
У него был роскошный репертуар из мировых и советских оперетт: «Весёлая вдова» и «Принцесса цирка», «Летучая мышь» и «Мадмуазель Нитуш», «Бал в Савойе» и «Цирк зажигает огни», «Москва-Черёмушки» и «Суворочка»…

Потемкин был активен не только на подмостках, но и в общественной жизни. Заботясь о нуждающихся коллегах, устраивал благотворительные представления, фонтанируя экспромтами, был первым заводилой на капустниках, праздниках и дружеских посиделках.
А то вдруг, сорвавшись, мчался за тридевять земель»… с шефскими концертами. В общем, «действовал-злодействовал» и никогда не унывал в точном сопряжении с профилем своих героев в сказках Роу.

Но не стало Ярона, и Потемкина попросили. В 1964-м. На покой «пират», «ясен пень», не удалился. Благо, жил еще режиссер Роу и другие понимающие люди.
Последние дни больной комик доживал в Доме ветеранов сцены имени Яблочкиной. Но и здесь Лев Львович оставался душой общества, «зажигая» и будоража престарелый контингент.
И опять же мало, кто узнает этого живчика в сухонькой фигурке  доктора Колокольчикова, что в меру старческих сил подсоблял юным пионерам в дачном массиве Барбошиной поляны предвоенного Куйбышева.
 
Оказывается, писатель и сценарист фильма «Тимур и его команда» Аркадий Гайдар не видел другого доктора. Приглянувшийся еще на прошлогодних съемках «Личного дела» актер Потемкин изначально послужил писателю портретным прообразом Колкольччикова-старшего.
И никто даже не догадывался, что на момент съемок звёздной ленты «дедушке Колокольчикову» не было и тридцати пяти. Это и есть то, что не пропивается, но и даром не достается…

Самарские тайны российского кино-2.


Рецензии
Да, Володенька, прекрасная история, как всегда, красиво рассказал.
Жму руку.
Иван

Иван Цуприков   04.12.2017 19:33     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.