О намеренной безграмотности как глупой моде

Последнее время многие авторы почему-то взяли моду вставлять в своих публикациях всякие антиграмматические выверты типа «нарочито неправильных» знаков пунктуации или их полного отсутствия, как и отсутствия заглавных букв, и т.п.

Все потуги как бы то ни было оправдать такое безобразие неубедительны, тщетны и жалки. Если автору не хватает имеющихся в родном языке разнообразнейших средств для того, чтобы выразить свои мысли и чувства в сочиняемом тексте, претендующем на стихотворную форму, не нарушая норм и правил используемого языка, то вывод следует только один: стало быть, этот автор, мягко говоря, просто весьма слабо владеет используемым языком, а потому браться за сочинение стихов ему рановато.

Поэзия призвана искать и находить красоту и гармонию в мысли и речи, а насилие над языком (и, в частности, над его грамматикой) ведёт лишь к недоумениям читателя, сбивкам с ритма и с мысли, к корявой натужности и раздражению (ввиду выказанного автором элементарного *неуважения* к читателю), после чего ни о какой гармонии уже и говорить не приходится.

Так что подумайте сами, следует ли слушать тех, кто пропагандирует «намеренную» безграмотность как якобы «метод» восполнения эстетической убогости своих сочинений. Они могут «теоретизировать» сколько угодно, но действительно талантливые поэты обходились и обходятся без насилия над языком.



© 11.09.2008, 27.10.2017

© http://www.stihi.ru/2017/10/27/1067


Рецензии
Момент, товарищ! А как же быть с таким литературным приёмом как намеренный аграмматизм? У классиков примеров предостаточно. Например, в начале поэмы "Анна Снегина" (автора, надеюсь представлять не нужно?) написано:

"Село, значит, наше - Радово,
Дворов, почитай, два ста.
Тому, кто его оглядывал,
Приятственны наши места.
Богаты мы лесом и водью,
Есть пастбища, есть поля.
И по всему угодью
Рассажены тополя."

"ПРиятственны", "водь" - это ли не примеры нарочитой неграмотности?

Алексей Курганов   27.10.2017 05:20     Заявить о нарушении
Алексей,спасибо за вопрос. Но в нём Вы предлагаете сравнение вовсе не с другим приёмом, а с другим _целевым_ _контекстом_ того же приёма: ибо «аграмматизм» — это и есть ровно то же, что и намеренная безграмотность. А принципиальная разница состоит в том, _для_ _чего_ этот приём привлекается: лишь ради погони за глупой модой (это то явление, о котором говорил я), или для _речевой_ _характеристики_ конкретного персонажа или ЛГ, от имени которого ведётся речь в данном месте текста (это то, что часто встречается у классиков, и что здесь имеете в виду Вы); а есть и как минимум ещё один вариант применения: для _передразнивания_ нелепостей в пародируемом оригинале (что постоянно проделывается сатириками-пародистами).

Не случайно в Вашем примере Вы сами сказали: «в начале поэмы». Но при этом не обратили внимания на то, что она начинается-то с открывающих кавычек, и закрываются-то они несколько _дальше, чем конец Вашей цитаты, а сразу после всего закавыченного текста у автора следует вот что:

«Такие печальные вести
Возница мне пел весь путь.
Я в радовские предместья
Ехал тогда отдохнуть».

Таким образом, выше была лишь ПРЯМАЯ РЕЧЬ конкретного героя, который, конечно, выражается заметно иначе, чем сам автор, и никак нельзя путать речь этого возницы с языком Есенина.

Действительно, такой приём речевой идентификации широко встречается практически у всех классиков. Но не будем путать Пушкина с репликами его Балды, Чехова с его «Злоумышленником», Шолохова с его Щукарём, Высоцкого с его подразумеваемыми персонажами, от имени которых у него часто ведётся лукавое повествование, и т.д.

В том-то и дело, что классики _прежде_ всего создают колоритные образы, рисуют картины, полные глубокого содержания, и для придания им достоверного вида прибегают, _где_ _нужно_, к намеренным языковым нарушениям, а вот те, кто пытаются делать «вроде бы это же» лишь в погоне за «модой», достойных идей за душой не имея, только показывают свою художественную немощь и ничего более.

Поэтому на Ваш вопрос «как же быть» я лично отвечу так: включать голову и не соваться в воду, не зная броду. Сперва надо освоить язык до всех тонкостей и довести своё владение им в речи и на письме до безусловного автоматизма, а лишь потом начать _иногда_, по мере уместности, включать _для_ _контраста!_ кое-какие намеренные неправильности. И при этом строго следить как раз за _мерой_: иначе вместо желаемого контраста и художественной силы будет получаться только лишь глупость и немощь.

Антон Морозов Автор-Ру-Парнас   27.10.2017 07:55   Заявить о нарушении
Насчёт "включения головы" я с вами полностью согласен. Что касается грамотности, то её в нашем сугубо прагматичном обществе не может быть по определению, ибо она НЕ ПРИНОСИТ ДОХОДА. А что не приносит дохода, то ТАКИМ обществом отвергается как несущественное.

Алексей Курганов   27.10.2017 11:57   Заявить о нарушении
Статейка-то может и весьма полезная, только не впечатляет; не худо бы несколько ярких примеров привести.

Якоб Рэдз 2   13.11.2017 08:40   Заявить о нарушении
Якоб, довольно странно, что Вам нужны такие примеры: ведь и-нет таковыми прямо-таки кишит. В том числе и на proza.ru, и на stihi.ru таковых тоже предостаточно.
Так что ссылаться на лишь некоторые отдельные публикации мне кажется несколько неловким: ведь они в этом смысле мало чем примечательны и никак не выделяются из общей картины. Поэтому я лучше предложу Вам лишь одну, но «кучную» ссылку: она показательна тем, что содержит не просто довольно много равных по объёму (3-строчных) работ самых разных авторов, но и к тому же _выбранных_ членами некоего высокого _Жюри_ Международного конкурса из ещё большего числа заявок. То есть отсюда видно, что не только конкурсанты в своём большинстве пишут вообще без каких бы то ни было знаков пунктуации и без заглавных букв, но и члены Жюри это, похоже, считают вполне нормальным делом, поскольку отнюдь не пресекают и не отфильтровывают. :-(

Вот: http://haikai.ru/2017-09-24/short-list-devyatogo-mezhdunarodnogo-konkursa-hayku

Разумеется, если Вам этого мало, то я могу накидать и ссылок на какие-либо отдельные сочинения других авторов, живущих на stihi.ru, причём даже вовсе не связанные с жанром хайку. Но, во-1-ых, делать это мне лень, а во-2-ых, не хотелось бы этим высвечивать каких-либо отдельных авторов, тогда как есть и масса других таких же. Просто приглядитесь внимательнее, как нынче люди пишут: многие ли дружат с грамматикой?

Антон Морозов Автор-Ру-Парнас   15.11.2017 06:55   Заявить о нарушении
Да я с Вами согласен. Просто, если Вы помните, любой самый завалящий лектор когда-то для пущей убедительности вывешивал на стену какой-либо чертёж, рисунок и т.п. наглядную агитацию, что образно и имелось мной ввиду. Кстати, о безграмотности. В детстве довелось увидеть огромный красочный гаишный плакат с переходящим трамвайные пути пионером, на котором крупными буквами был дан потрясающий совет:"Стоящий трамвай обходи только спереди а не сзадИ!" Запомнил на всю жизнь. А если бы ударение поставили в надлежащем месте? Наверное сразу же бы из головы выветрилось.

Якоб Рэдз 2   15.11.2017 07:26   Заявить о нарушении
Якоб, приведённое Вами 2-стишие было выдано его автором явно не как литературный шедевр, а как именно целенаправленная _агитка_, не так ли? К тому же в ярком гротескно-пародийном ключе. И сверх того в ней как раз даётся _противопоставление_ того, что правильно (обходИ), и что неправильно (сзадИ). Поэтому в _таком_ контексте неожиданная рифма «обходи — сзадИ» оказывается не только уместной и органичной, но даже и остроумной. :-)

Поэтому-то, видимо, она Вам как раз и запомнилась на всю жизнь. И этот факт, кстати, показывает, что цель агитки была, несомненно, достигнута, — а из всего этого опять-таки следует, что в _данном_ контексте всё в порядке, и поводов для моих претензий просто нет. :-)

А стрелы моего негодования были направлены против совсем иных случаев, где подобных объяснений и оправданий нет даже и близко.

Антон Морозов Автор-Ру-Парнас   16.11.2017 14:42   Заявить о нарушении