Дотянулись до радуги

Закружились над головой первые снежинки. У подъезда нашего дома сын и дочка подставляли им теплые ладошки и огорчались, что не успевают рассмотреть ажурных красавиц.
- Не расстраивайтесь, - посоветовала я. - Скоро наступит время, когда снежинок будет так много, что они превратятся в снежные горы.
- Снежные горы? – задумчиво переспросил сын. – Как в Киргизии?
Дочь удивленно посмотрела на брата:
- В Киргизии, вообще-то, было море.
В Киргизии было море. И были горы. Было все. Но главное – была Киргизия.

Дела подождут
Поехать куда-нибудь в отпуск мы не могли себе позволить много лет. Строили дом, потом ждали малышей, потом - пока они подрастут. Так мы с мужем говорили друг другу, когда подходило время отпуска. Этим летом мы вдруг решили: «Едем!» И оказалось, что все неотложные дела не такие уж неотложные, а деньги, которые откладывали на нашу новостройку, мы обязательно заработаем.
Вопрос, куда едем, перед нами не стоял. В последнее время мне часто снились алые и желтые маки на альпийских лугах Тянь-Шаня, ласковое озеро под ультрамариновым небосводом, розы, достающие бутонами до верхнего наличника оконной рамы. Казалось, я ощущала запах ароматной смородины и перебирала белоснежные лепестки цветущего сада, осыпающиеся на заботливо вскопанные маминой рукой грядки. Мне снился дом. Киргизия, где я не была уже 11 лет...
Когда все было окончательно решено, я не находила себе места от волнения. Дорожные сумки были собраны за неделю до выезда, дети суетились, объявляя всем, что мы едем на Иссык-Куль. Они по сто раз на дню заставляли меня рассказывать, как мы все вместе будем купаться в море и карабкаться по горам; лакомиться вызревшими под южным солнцем оранжевыми абрикосами и сахарными арбузами. Муж, никогда не бывавший в Киргизии, добродушно ухмылялся, глядя в наши, искрящиеся предвкушением приключений, глаза. А я была рада за него, много лет вообще не знающего никакого отдыха.

Еду домой. Погостить
Киргизия началась для нас, как только мы прошли «последнюю инстанцию» - въездной пограничный пост Черная Речка. Мы не проехали и 500 метров, как я услышала восторженное : «Ничего себе!» Проследив за взглядом супруга, залюбовалась одним из самых высоких пиков Тянь-Шаня. Величественный, с седой заснеженной вершиной, он словно держал на себе весь небесный свод. Рядом возвышались его древние и могучие братья-великаны.
- Мама, это уже Иссык-Куль? – прилипли к боковым стеклам машины дети. 
- Это горы. Самые красивые на свете…
До моего родного города Рыбачье (теперь это Балыкчы) оставалось 100 километров. Там с нетерпением ждала нас семья моей старшей сестры.
Живописная дорога через Боомское ущелье, через перевал. Наша машина то поднималась к самым облакам, то спускалась по серпантинам к шумной и мощной реке Чу. Взглянув на одном из подъемов вниз, я узнала горную площадку, на которой много лет назад стояла наша пасека. От переполнявших чувств и воспоминаний заплакала. Папа, мамочка, дорогие мои, я еду домой. Погостить. Знаю, оттуда, с облаков, вы все видите и радуетесь вместе со мной.
 
Долгожданная встреча
В моем городе начинается Иссык-Куль – «горячее озеро», киргизское море. Второе в мире после Каспия по величине соленое озеро, 1609 км над уровнем моря. Несмотря на завораживающие манящие вершины ледников, расположенных вокруг гор, Иссык-Куль никогда не замерзает. Мое море уникально: теплые песчаные пляжи, термоминеральные родоновые источники, альпийские луга и леса с миллионами вековых елей высотой до неба.
Побережье озера кажется одной сплошной санаторно-курортной зоной. На каких только языках не говорят туристы на нашем мелком пляжном песочке! А в старейшем санатории Тамга в свое время проходили реабилитацию даже космонавты бывшего СССР.
Я сложила бы о своем любимом озере поэму, если бы могла. Наш дом был в 200 метрах от берега. В пять лет я уже ныряла с пирса и плавала как рыба к изумлению отдыхающих. В 13 лет я прибегала на берег открыть верным волнам свои сердечные тайны. Семнадцатилетняя, загорелая дочерна, с высветленными не краской, а солнцем прядями и закрученными соленой водой кудряшками ниже плеч, я гордо шла по песку в окружении таких же «шоколадных» подружек дразнить белых до синевы сибиряков, которых наше яркое солнце за день сжигало до волдырей…
Через час после теплой встречи с родными и вкусного лагмана, приготовленного по всем правилам восточной кухни, я стала поглядывать в окно.
- Иди уже, - понимающе засмеялась сестра. – Извертелась вся.
Через 10 минут мы были на берегу.
- Море… - только и смогли вымолвить дети, изумленно хлопая глазенками.- Какое большое и синее!
Муж восхищенно вздохнул. Несколько минут мы молча стояли на берегу, усыпанном у кромки воды маленькими белыми ракушками, осознавая, что эта необычайная красота станет частью нашего мира навсегда…

Пили воздух и смотрели на звезды
На обратном пути я остановилась у своего родного дома, в котором уже много лет живут чужие люди. Не удержавшись, заглянула через забор в сад. Многое изменилось, персиковое и три грушевых дерева спилили. Из 55 кустов смородины почти ничего не осталось. Но вишневое дерево, на котором папа привил несколько видов вишни, сохранилось и разрослось. Вот и хорошо. Ты молодец, папка.
Детвора объедалась фруктами и ягодами прямо с кустов и деревьев. Целыми днями ребятишки были на воздухе – таком чистом, что по утрам его, кажется, можно пить. Темнеет в горах быстро, даже летом, но и тогда я находила малышам занятие – мы рассматривали в бинокль и без того близкие звезды, россыпь Млечного пути. Или слушали ночных птиц.

Радугу нарисовал град
А потом были горы. Они открывают свое истинное великолепие, едва свернешь в какое-нибудь ущелье. На машинах, снаряженных для пикника, мы с родными отправились в Семеновское, где в 2016 году проходили II Всемирные игры кочевников. Около 1000 спортсменов из 55 стран мира демонстрировали свое умение в стрельбе из лука, борьбе, джигитовке. Удивительные деревянные постройки, создающие антураж старины, сохранились полностью. Ведь мир, участвующий в играх на киргизской земле, решил все последующие годы собирать кочевников именно там.
Конечно, мы полезли в горы. Красавицы ели протягивали нам в помощь зеленые лапы, ноги утопали в мягком мху и ароматной хвое. Мы уже высоко поднялись, когда небо рассыпало на нас град. Было весело, все спрятались под вековыми красавицами, а дети ликовали больше всех. Минут через пять все стихло, и тогда мы увидели радугу. Теперь мне кажется, что это был сон. Но все произошло наяву...

Хитрые, но душевные
Восточный базар. Как давно я не была там. То, что раньше было привычным, теперь вызывало удивление и улыбку. Мне кажется, что у человека, впервые попавшего на такой базар, обязательно закружится голова от многообразия товаров и ароматов, пестроты одежд, радушия продавцов и бесконечного людского гомона.
Выложенные пирамидами овощи и фрукты, на вершине которых обязательно надрезанный или надломленный товар, истекающий соком и ароматом. Над пирамидами вьются ошалевшие от запахов осы. Горки лепешек из земляной печи –тандыра. Сто миллионов видов пряностей и приправ, чая, орехов и сладостей. Испеченные в золе с солью урюковые косточки, пахлава, рахат-лукум… Напротив – ряды с одеждой, сувенирами, косметикой, обувью. И за каждым прилавком улыбчивый и уступчивый продавец, встречающий тебя так радушно, что веришь: он ждал весь день только тебя, и все, что у него есть – твое. Только нужно немножко заплатить. Я так отвыкла от «для тебя хорошо уступлю, сестренка», что поначалу впадала в ступор.
- Сколько стоят кроссовки?
- 2 500, но для тебя, сестренка, - 1700. Надень, попробуй. Ай-най-най, как красиво! Тебя ждали! Забирай за 1500.
И ведь знаю же, что никто из них не прогадает, а беру «айнайнайкроссовки». Мне весело и приятно - как сестренке, которой такая скидка вышла.

...Мне снилась радуга, которую небо нарисовало в горах. Тогда впервые в жизни я видела всю разноцветную дугу полностью – от начала до конца. Она была так близко, что мы тянули к ней руки в надежде прикоснуться. Так люди тянутся к своей мечте. К своей любви. Или к своему детству.
Каждый человек обязательно должен повстречать свою радугу. Хотя бы один раз в жизни...
Ярослава Ильенко


Рецензии