Повесть. Кузнецы

Начну с того как всё задалось ничего
не приукрашивая.
Он приметил меня ещё в электричке.
Я о высоком плотном старике в картузе старого покроя
под стать внешности.
Переглядывались, но не более.
Лишь когда на предпоследней станции грибники
направились к выходу вдруг, обмолвился:
- Не стоит, торопится! Окромя пустых хлопот ничего
путного иметь не будете! Ишь, каким числом да
в одном месте топтаться станут. А гриб тишину любит.
На бойком месте, на сквозняке лишь любопытный
задерживается.  Надолго ли? 
Продрогнет, опомнится!)
Признаюсь, растерялся от неожиданности.
Мне советовали здесь собирать грибы.
- Место проверенное. В накладе не будешь.
А тут неожиданная ремарка рушит планы.
И, несмотря на бесцеремонное вторжение в мои
раздумья, я его послушал и поехал до конечной станции.
Подкупала улыбка и не напускное радушие.
И уже по дороге к дому от вокзала, заручившись
моим доверием, агитировал до победного конца.
- Жить будете у меня в хоромах. Жена подалась
  в город к дочери. Та на сносях. Ждём третьего внука.
  Хозяйство доглядеть хлопотно. А мать управится
  и нужный совет подаст.
  Да и мне одному пребывать в тягость.
  А так  в радость, есть с кем словом перекинуться.
  Я погляжу обувка у Вас худая не для мытарства
  по нашим дебрям. Болота валежники и буераки
  как должное. Без поводыря шастать пропащее дело.
  Сапоги подберём. Стельки простилками из портянок   
  нарастим. Нога спать будет.
  Добротный бревенчатый дом действительно
  смахивал на хоромы. К задней части вплотную
  примыкали хозяйственные строения. Они-то вместе
  с домом и образовывали внутренний двор.
  Лес ведь рядом. Для зверя преграды не существует.
  А так крепость. Не подступишься!
-
Водил он меня искусно звериными тропами.
Преграды, пугавшие своим видом, издали,
оставались пустыми угрозами.
Да поводырь не злоупотреблял властью.
Наполнив корзины, возвращались восвояси. 
Первые две вылазки измотали наповал.
Кое-как, добравшись и перекусив наспех, взбирался
на завалинку и проваливался в сон до утра.
Но на третьи сутки спохватился и взял себя в руки.
Старик объявил перекур.
- Мол, де по хозяйству дел набралось. Готовить еду
  на два дня впрок, за хлебом в лавку сходить,
  местные новости заодно прознать.
  По мелочам, а день отдай.
Я же взял на себя обязанности: воду из колодца
наносить, дрова для печи нарубить и портянки
простирать. С утра солнце надежду подавало,
грех не воспользоваться.
Старик улыбнулся. На том и порешили.
- А я уж подумал, что умаялся и в город воротишься.
  По такому случаю уж проставлюсь!
- Да я не пью! – начал возражать.
- О,за этим столом и бес выпивает! Вечером поведаю.
-
Пришлось и мне поступиться  принципами.
Я действительно не злоупотребляю алкоголем,
так в кампании по капельке изредка, дабы
не выглядеть праведником. 
Да и повод  должен быть весомым.
А тут мужская беседа,яко вечеря откровений.
Душа требует стимула,ну, как не уважить?
-
- Корнями по отцовской линии я родом из Украины –
начал исповедь старик.
- Дед подался на заработки. Дело пошло в руку.
Кузнецом слыл отменным. В рессорной мастерской
отсчёт времени вёлся минутами.
На перекладных станциях народ торопливый.
Привели себя в порядок,
перекусили и дальше следуют по назначению.
Освоился, прижился. Пошли просьбы и со стороны.
Приведёт хозяин заказчика в мастерскую
и кличет деда: - За день управишься?
- Та бис його знае! Покумекаем! – следовало в ответ.
Бис с украинского значится как бес.
Вот так и заимел наш род бесовское приданое.
А как ещё понимать и то, что только кузнец застучит
по наковальне, так дочь хозяина тут же рядом
кружится, мол, дела разные имеются. И глаз
с кузнеца не сводит. И кто кого переглядел и не так значимо.
А только сорвались они вместе и подались в столицу,
там легче затеряться. Он кузнецом,
она уроки французского на дому давала.
И чего тут с бесовским наваждением увязывать?
Любовь на большее способна!
Вскорости и мой отец родился.
Прознал про то хозяин на, то он и хозяин во всём.
Дрогнуло его сердце. Послал гонца с гостинцами,
а на словах передал отцовское прощение.
- Нечего там по столицам побираться. Выстроил
для вас усадьбу. Возвращайтесь и живите!
Вот в этой усадьбе и рос мой отец. Дед соорудил
кузницу и стал принимать заказы. Отец ни на шаг
не отходил. Все навыки с молоком впитывал.
Детство-то по годам проследить можно.
Гвозди, скобы, засов на входные двери.
Позже пойдут навесы, ручки и оконные запоры.
Первый наконечник в четырнадцать лет.
А дубовый лист выковал к своему совершеннолетию.
-
А бес – он рядом! То искрами от ковки разлетается,
то раскалённый до красна, шипит пузырями из бочки
с водой. Всё колдует злыдень и подзуживает.
Гулкое эхо далеко разносится. Заманил проказник
яркую бабочку редкую в нашей стороне. И с чего её
взволновало тягучее стенание металла среди 
радужного пения июльского луга? 
Да профессорская дочь и сама-то толком объяснить не смогла.
Предчувствие необычного невиданного
доселе влекло без оглядки. А когда узрела открытый
торс бравого молодца, усердно ударявшего молотом
по раскалённой поковке, замерла в оцепенение.
Ещё бы! Стальные кони, рождённые мускулистыми руками,
срывались с наковальни и,обдавая её жаром, уносились в сказочную даль. 
Точно в этом грезилось бесовское наваждение,
но кони-то живые и взаправду.
- Противоречие? Искус? Оторопь?
Чего зазря гадать?
Пелена очарования затмила все пересуды.
И оседлав буланого коня, ускакали в столицу.
Кареглазые обладают привлекательностью, чувственностью,острым умом.
Им присуща врожденная темпераментность.
Они склонны быстро воспламенятся,
но быстро и забывают обиды.
Кстати, людей с карими глазами часто посещает чувство отсутствия сил.
Вот с этим суждением я бы поспорил.
-
Во второй раз судьба стелит дорогу в столицу.
И моё появление на свет предсказуемо и желанно.
Только с этого момента на родовом дереве стали
развиваться боковые ответвления.
- Не заладилось?
Пожалуй, образ мыслей и душевный склад претерпел
изменения. Социальная среда начала влиять
на умственные способности и формировать иной
менталитет. 
И прежний был здравым и жизнеутверждающим.
Но время вносило свои коррективы.
Отец работал за паровым молотом в кузнечном цехе.
Штамповка, однообразные изделия потоками
не приносили удовлетворения от занятия любимым
делом. И лишь жаркая схватка с металлом в забытье
доносила отзвуки грохота и бесовского раската.
Он ждал моего взросления.
Когда приведёт в родную кузницу, разожжёт горн,
поддаст лемехом острастки жару испепеляющему
всё живое, а он, выхватив клещами  раскалённую
заготовку, стукнет молотком по наковальне и вскрикнет:
- Теперь, сынок, пристукни её кувалдой!
   Убери окалину и покажи свою сноровку!
   Старайся бить по одному следу!
   Удары с продолжением и оттяжкой!
Всё так и происходило ни на йоту не отступая от запланированного,
но с существенной оговоркой.
Моё посвящение в потомственные кузнецы не состоялось.
И бил кувалдой добротно с усердием,
и не морщился от ожогов окалинами, и не замечал ссадин.
А вот мыслями пребывал неведомо где.
Блеск в глазах и рвение довести изделие
до совершенства, волнами накатывались исподволь.
Скорее это выглядело как дань уважения учителю
за науку. И даже успешное завершение учёбы
не делало меня счастливым без меры.
- Не моё это, не моё! – мысленно проговаривал
я про себя с каждым ударом.
Отец, положив молоток поперёк наковальни,
обнял меня и прижал к груди.
- Эх, хоть характером точно в меня!
  Что-то да перенял!
Даже кожаный фартук не мог приглушить его учащённого сердцебиения.
Вкусив вдоволь горькой правды, всё же  старался справиться
со своими чувствами. И поцеловав меня в макушку,
поспешил завершить наш бессловесный диалог.
- Господь всегда с тобой, сынок! Выбирай то дело,
   которое по душе, и служи ему честно!
-
Относительная свобода и право выбора полёта
окрыляли меня.
На годы взросления и формирования как личности    
пришлась и «Хрущёвская оттепель».
Родители на кухне допоздна обсуждали
преобразования в различных сферах и обществе.
Сами до конца не могли предугадать цепочку
последствий. Но и в этой сумятице правильно
расставили приоритеты: главное, безболезненно
привить их единственный росток (меня),к древу новой жизни.
Ну, с ростком они явно приуменьшали мои данные.
Увесистый черенок не каждая ветка выдержала бы.
Да у родителей особые мерки подхода к своим детям.
Всё условно, всё по велению сердца.
Итак, в статусе вольнослушателя я посещал лекции
в некоторых вузах и поняв, что даже на двух стульях
не усидишь, определился с выбором. А когда принёс новость
о зачислении в политехнический институт
на механическое отделение, родители с облегчением вздохнули.
Битву за моё перспективное будущее они выиграли.
-
- А чего душа желает? – риторический вопрос или
жизненная необходимость.
Для себя я определил так: коль мне комфортнее
пребывать в родовой усадьбе, то и буду стремиться
придерживаться этого выбора.
На все доводы матери о приоритетах столичной жизни
твердил как заворожённый: - Не моё!
А отец? Глаза его потеплели с надеждой:
- Авось оживёт кузнечная жила?
  Бес-то рядом!
-
«Не буди лихо, пока оно тихо». Даже и не пытался.
Бывало, мать начнёт сетовать:
- И когда же ты наведёшь порядок в своей комнате?
   На столе гора книг, точно замершая Этна.
   Чуть задеть стол – засыплет всё вокруг.
   Вещи повсюду разбросаны, хотя шкаф пустует.
   Кактус и тот к окну потянулся и колючками   
   оградился.  Молчун, а неудобства ощущает.
   Так, когда же ты, наконец, женишься?
   Коль родители не смогли к порядку приучить,
   то может быть она Этну, усмирит?
- Женюсь, непременно женюсь! Сессию переживу и …
-
Грянул летний ливень кратковременный,
но с грозой и громом. Принципиально зацикленный
на полную процедуру. Мне от института до станции
один пролёт на трамвае. В погожие дни за один миг
преодолевал путь к метро.
- Ходить, худеть, здоровье иметь! – о, как запел.
- Но в трамвае все же посуше будет.
   А вот выйду ли я сухим из воды?..
Щупленькая девушка замешкалась с выходом
на подножке трамвая. С неба льёт, вагоновожатая звенит,
народ шумит, а перед ней лужа.
Съежилась и чуть ли не в слёзах пятится назад в салон. 
Тут уж я не сдержался, растолкал митингующих,
подхватил сникшего воробышка
на руки и прямиком через лужу к метро.
- Осознавал ли что несу своё счастье?
Скорее то, что обрёл бесценный дар!..
-
- Озарение? – это для обычных нормальных людей
ведущих размеренную жизнь.
В моём случае, учитывая родословную наследственность
с приданым, - осенение!
Когда физические, эмоциональные и умственные тела
в результате добровольного процесса совместной деятельности,
временно входят в сознание посвященного.
- Порыв?
Это ветреное несерьёзное предположение.
Здесь что-то пронизывающее искушение,
затрагивающее доселе неведомые чувства.
Месяц я приходил в себя пока отважился на вторую
встречу. Было время разобраться с душевным хаосом,
заодно привести комнату в порядок. Тот же кактус
приободрился, когда я поставил перед ним сосуд
с водой. Благодарен, что не колол меня расспросами.
Мужская солидарность надёжная опора.
Мать…
Нет, начну иначе, родители учуяли причину перемены
в моём поведении. В обращениях ко мне исчезли
повелительные наставления. Эта кто-то уже грезилась
им волевой настойчивой особой.
Прищепить своенравный черенок – умение, которым
владеет мудрый человек.
-
Из общения с девушкой узнал, что родственницей 
в четвёртом колене в их роду была колдунья.
- Проживала где-то под Муромом. Порчу сводила, 
  будущее по руке предсказывала, да так верно, что 
  некоторым это было не по нраву. Потому и ушла
  из деревни от преследования в неизвестном   
  направление.
  Поговаривали, что искали да безрезультатно.
  С той поры в нашем роду у женщин через поколение
  проявляется дар ясновидения. Вот и решила    
  убедиться в достоверности поверья. Учусь на 
  синоптика. И в день нашей встречи прогноз
  по расчётам ожидался безоблачным.
  Но какой-то непредсказуемый циклон изменил 
  все раскладки.
  Кстати, я заметила, что дни наших встреч   
  подвержены аномальным явлениям.
  Сила иной магии накладывает условную тень.    
  Туманность, назовём её так, нейтрализует все мои 
  знания и усилия, оставляя текущую сущность
  на прихоть природы.
Я молчал. Мне нравился её голос. И воркование
воспринимал как чары. В конце концов, не бес же
свёл нас в трамвае. Он на такое не способен.
Если что, то жар углей молот и наковальня утихомирят
его поползновения на наше счастье.
На мне греха нет за родословное приданое.
Я сын кузнеца и точка!
-
В этом же ключе состоялось давно ожидаемое знакомство
невесты с родителями.В таком статусе
представил свою избранницу. Удивление довлело
до первых вопросов. Отвечала взвешено уверено.
- Реакция?
По глазам отца читал:
- Колдуньи нам только и не хватало.
  Эта не только бесов отвадит, но и настырного уест.
  Хотя нашему мягкотелому черенку такая встряска
  души на пользу. Вот уж точно:
  - Плох тот кузнец, который боится дыма.
Мать, с грустью покачивая головой, вторила:
- Твоё, сынок, твоё! Худому не научит, но править
  будет. А, возможно, это и к лучшему. Время покажет.
Как бы там ни было, но родительское благословение
получили. Выбили!)
-
К окончанию учёбы мы стали семейной парой.
В один регион поехали по направлению.
Родовое гнездо (усадьба) в десяти километрах.
Отец передал нам на вечное пользование
«Москвич 408». Вопросы быта отпали.
Подгадали и без потусторонних сил.)))
Первенца внучку родители встретили с радостью.
Конечно, отец ожидал рождения внука.
- Но у кого не бывает промахов?
   Ты уж, сынок, лучше старайся!
   Жду потомственного кузнеца!
Да судьба распорядилась по-иному.
Ласточка стала нашим единственным подарком.
Жене больше нельзя было рожать.
Голос старика дрогнул.
- Коль мы некурящие, то выпить по рюмочке
  в самый раз!
-
- К слову, как оправдание за промах, существует  поверье:
- если в момент рождения ребенка будет идти дождь, значит,
он сможет добиться большого успеха в материальном плане.
Насчёт дождя, стучал с усердием от души, это скорее
заслуга нашей с женой несовместимости.
А в плане материального достатка: сытое детство, ухоженная;
дедушка, бабушка, мать и отец на подхвате;
воспитание на уровне и в ногу со временем.
И выбору сердца не препятствовали.
Вышла замуж в университете за однокурсника.
По окончании учёбы открыли собственное дело.
Раскрутились. Встали на ноги. Здесь уже не магия,
а кузнечная жила превалировала:
«- Каждый своего счастья кузнец!»
 Вспоминаю, как накануне  третьего дня рождения внучки
мой отец закрылся в кузнице и не выходил
до позднего вечера. Даже обед подавали ему через
дверь. А утром подошёл к спящей Ласточке
и положил под подушку медную подковку размером
с детскую ладонь.
- Верю, что если во мне и присутствует потусторонняя 
  помощь, то пусть она посодействует этой родимой 
  кровинушке произвести на свет кузнеца.
  И родился правнук. И не один.
-
- Только мои родители не дожили до этого счастливого момента.
И теперь на мне лежит ответственность
за продолжение родовой династии кузнецов.
Спросите: - Отошёл от дел?
- Навыки не исчезают.
- Практика?
- Кресты и ограду на могилы ковал лично.
- Так в чём же заминка?
Первому внуку семь лет от роду, а повадки ребёнка.
К животным тяготеет. Коров уважает, хлебом угостит,
но обходит стороной. А от овец и коз не отвадить.
Разве, что не ездит верхом. Едят и пьют чуть ли
ни с одной плошки. И те его примечают.
Если и боднут, то по-свойски:
- Мол, куда запропал? Завтра погонишь выпас
  за ручей. Собратья сказывали, что тамошняя   
  травушка соком зашлась.
Помекают на прощанье друг другу и разминутся.
Меньшому - пять лет от роду. Тот в художники метит.
Одну часть листа замалюет одним цветом, другую –
иным. Сядет супротив и гадает, чего же здесь
не достаёт? Если через сутки другие появляются
вкрапления остальных радужных расцветок,
стало быть, творческий процесс запущен. Но если
лист порван в клочья, то лучше его не тревожить.
Молчит, переживает. Правда, надо ему  и должное
отдать. Аккуратный. Весь сор к печи сносит.
Эта наклонность формирующая позитивную черту
характера и подкупила меня на откровения.
Пригласил его в кузницу на экскурсию. Стал кратко
излагать назначение мастерской, показывать оборудование
и инструмент. Слушал внимательно.
А когда поинтересовался, что его заинтересовало?
- Деда, а можно я стены закрашу?..
Больше в разговорах тема кузницы не затрагивалась…
-
- Вот и стал кумекать, с какого такого рожна стало
счастье (о преемственности) нас сторониться?
Мальчики пошли в роду, только успевай передавать
секреты мастерства, а тяга к делу у них отсутствует.
В себе копался, в поведении родных и ….
Да вот же она (оказия) на виду, под самым носом!
Дочь то рожала сыновей в столице.
Медная подковка висела над её кроватью здесь,
в усадьбе. Значит, просьба-обращение моего отца
к потусторонней помощи бездействует.
Бережно снял подковку со стены и помчался в столицу.
Успел, положил под подушку дочери.
Бесы-то в кузницах нуждаются!
Так друг друга и поддерживаем,
чтобы там о нас не говорили.)))

27.10.2017г.


Рецензии