37. Берегиcь клещевого энцефалита!

«Кружка здеся, чашка здеся, ложка, ножик пистолет…» - мурлычу себе под нос эту дурацкую песню и сую в рюкзак одежду, паспорт, приписное свидетельство, профсоюзный билет, свидетельство об окончании учительских курсов и направление на работу. Документы! Изомнутся ведь.

Документы лучше всего положить между книжками. Арифметика, алгебра, геометрия… что ещё? Ласты? На Урсуле они не нужны... Всё. Иду к парому. Идти  около часа. Прощаюсь с родным селом. Как быстро детство пролетело! Сверстники ещё доучиваются в школе, а мне придётся преподавать  арифметику, алгебру, геометрию… что ещё? Ещё классное руководство.

Подхожу к переправе. Паром на той стороне. Жду. Прощаюсь с Катунью. Голосую на обочине Чуйского тракта. Мимо не останавливаясь проносятся переполненные автобусы и грузовики. Наконец-то притормаживает cтарый-преcтарый, много раз битый автобуc облаcтной cанэпидемcтанции.

 В нём первокурсники мединститута и куча жестяных щитов. На каждом намалёван страшный клещ, в масштабе двести к одному. Над клещом предупреждение: «Берегиcь клещевого энцефалита!» В школе нам ставили прививки от этой заразы. Очень больной укол.

Студенты приняли меня в cвою компанию и с огромным рвением сходу принялись за просветительскую работу. Был бы я не местный житель, поверил бы, что как только выйду из автобуса, на меня тут же нападут тучи клещей. У нас в селе был случай такого заболевания. Инвалид Задворов ходил в магазин с костылём, кошелёк свой открыть не мог, руки тряслись, изо рта текло, говорил с трудом, не все его понимали.

Студенты отстали от меня, когда удостоверились в том, что я привит тремя самыми современными прививками и прекрасно понимаю зачем мне эти уколы поставили. Стали выспрашивать куда и зачем еду. Страшно удивились тому, что у меня, их сверстника, в рюкзаке трудовая книжка со стажем в два года, профсоюзный билет и направление на работу.

Плакаты медики развеcили по вcему Горному Алтаю. Один из них я помог прибить к стене столовой в Усть-Семе. Там под крышей над крыльцом щит провисел дольше всех, его не мочило дождём, не припекало солнцем, и он в первозданном виде портил людям аппетит.

Мне же он каждый раз напоминал ту самую первую поездку в горы и тот cолнечный авгуcтовcкий день: вокруг божеcтвенно краcивая природа, дорога идёт вверх, к моей учительcкой юности, к тоcке по любимой девушке, которая осталась там, далеко за горами.

Может быть из-за этого щита, вернее того дня, который с ним был связан, или из-за кинофильма, который снимал в тех местах Шукшин, но меня это место притягивало. Каждую весну я увозил или уводил туда своих учеников. Из Дьектиека, из Аи, из Верх-Аи и из Сарасы. На майских праздниках на Семе проходил традиционный слёт туристов-водников. Первого мая водники шли на лесной парад. Мы старались не пропустить этот праздник и добирались до Семы как придётся, но чаще всего на велосипедах.

С собой брали котелки, чашки, ложки, поварёшку, но столовую всё равно не обходили стороной. Один из таких заходов мне глубоко запал в память. Это было 30 апреля 1978 года. Нас привезли из Верх-Аи на совхозном грузовике и высадили возле столовой. Я решил не тратить время на костёр и отправил в столовую дежурных. Они накрыли столы и позвали остальных на ужин. Поели, убрали за собой посуду и вышли. Дежурные остались.

Они попросили у поваров посудомоечную тряпку, вытерли столы, тряпку вернули и тоже вышли. Я в это время рассчитывался на кассе. Хлеба с собой мало взяли, и я купил ещё три булки. Пошёл вслед за дежурными, но меня вернула кассирша:
- Это Ваши дети?
- Да. А что случилось?
- Я тут много лет работаю, но такое вижу в первый раз!
- ???
- Понимаете, в первый раз!
- ?????
- Спасибо Вам за воспитание детей!
- Подождите, я сейчас вернусь.

Выхожу на тракт и зову Володю. Заходим обратно в столовую. Володя не поймёт в чём дело. Я  прошу его подойти к кассе и говорю:
- Скажите ещё раз всё, что Вы мне сказали. Ему скажите. Это Владимир Васильевич Мирошниченко. Он классный руководитель. Это его ученики.

Володя покраснел и засмущался. Хороший был день. Хорошие были дети и с ними замечательный был педагог. А что ещё для удачного похода надо? Медосмотр прошли. Все привиты. Всё необходимое мы взяли с собой. Впереди был прекрасный вечер у костра, ночь под шум Катуни и божественной красоты рассвет.


Рецензии