Первый герой воронежского неба

   Первые немецкие самолёты с начала Великой Отечественной войны появились над Воронежем в сентябре 1941 года.  20.09.1941 над авиазаводом появился первый "Хейнкель-111" и сбросил на завод бомбы. Тогда то и прибыла группа молодых лётчиков в распоряжение командира 573-го истребительного авиаполка 101-й истребительной авиадивизии ПВО. Командир полка майор Новиков, знакомясь с пополнением, обратил внимание на стройного подтянутого лётчика, который скромно стоял в стороне и ждал своего назначения.

   - Ваша фамилия, младший лейтенант? - обратился к нему майор.
   - Колесниченко!
   Майор быстро пробежал глазами сопроводительный документ: "Младший лейтенант Колесниченко Василий Ефремович, 1915 года рождения, уроженец Кировоградской области, кандидат в члены ВКП(б). Закончил военную школу лётчиков..."
   - Хорошо, будете летать в звене Кондратюка. Учтите, это наш прославленный командир - так что не подведите!
   - Постараюсь, товарищ майор! - коротко ответил Колесниченко.

   И Василий не подвёл. Он быстро освоил на тренировочных полётах новый истребитель "МиГ-3" и заслужил похвалу командира и товарищей. Лётчики противовоздушной обороны несли службу в воронежском небе, прикрывая подступы к городу. Стоило службе воздушного наблюдения и оповещения сообщить о появлении "юнкерсов" или "хейнкелей", тотчас в воздух вместе с товарищами поднимался на своём истребителе Василий и устремлялся навстречу врагу. Так в напряжённой обстановке пролетели 240 боевых дней. На личном счету Колесниченко значилось девяносто два вылета.

   Свой первый массированный налёт на Воронеж вражеская авиация совершила 28 июня 1942 года. Это был ночной налёт. Силы противостоящих сторон были неравные - 101-я ИАД ПВО имела в строю всего 47 самолётов. Однако, противник потерял три машины.

   День первого июля сорок второго года был особенно жарким. Фронт приблизился, воздушные тревоги участились. Младший лейтенант Колесниченко разговаривал с командиром звена, когда в полдень с юга неожиданно появилась большая группа вражеских бомбардировщиков. Они прорывались к механическому заводу. Прозвучал сигнал боевой тревоги.

   Василий быстро вскочил в самолёт и первым поднялся в воздух. Он направил машину наперерез тяжёлым "хейнкелям", стараясь не дать им возможности сбросить бомбы на механический завод. Вдруг он ощутил сильную боль в ногах. Это незаметно подкравшийся сверху "мессер" пустил длинную пулемётную очередь, которая прошлась по ногам Василия и зажгла его истребитель. По плоскости крыльев потянулись серо-чёрные полоски дыма, а затем выплеснулся огонь.

   Тогда, чётко осознавая ситуацию, младший лейтенант Колесниченко направил свой горящий самолёт на лидера немецких бомбардировщиков и таранил его. Потом неимоверным усилием Василию удалось на какой-то миг выровнять машину, но огонь уже подобрался к кабине. Теряя сознание, Колесниченко с трудом отстегнул привязные ремни и выбросился с парашютом...

   Подобрали его у Дона и на санитарной машине быстро доставили в хирургическое отделение областной клинической больницы. Десять часов врачи боролись за жизнь героя. Не приходя в сознание, Василий умер от сильных ожогов. Похоронили его у больницы на братском кладбище, а впоследствии останки лётчика перенесли в братскую могилу в парке областной станции юннатов.

   Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года Василий Ефремович Колесниченко первым из защитников Воронежа был удостоен высокого звания Героя Советского Союза (посмертно). В 1975 году улица Бессарабская в Ленинском районе Воронежа, которая проходит недалеко от механического завода, была переименована в улицу лётчика Колесниченко.


Рецензии