Севастополь Русская весна ч. 6

Воспоминания  Медведева Валерия Кирилловича,
Председатель комиссии по проведению Референдума в городе Севастополе 16 марта 2014 года.

   6 марта 2014 года меня пригласило руководство города, в лице председателя городского совета Дойникова Юрия Васильевича. В его кабинете находились представители штаба самообороны Севастополя.

 Мне было предложено создать и возглавить комиссию по подготовке и проведению референдума в городе Севастополе, который планировался с 6 по 16 марта. 16 марта должен быть объявлен днем голосования. Наша встреча проходила около 12 часов дня.Времени оставалось крайне мало, всего несколько дней.

Я согласовал с семьей свое решение. Моя супруга  сразу же поддержала, сказав: "За нас не переживай, мы вместе с тобой".

На митинге 23 февраля севастопольцы избрали народным мэром Чалого Алексея Михайловича, заявили о своем желании вернуться домой в Россию.Вместе с тем,  официально это не было оформлено, и существовал единственный путь закрепить волеизъявление севастопольцев - референдум.

Почему было предложено мне? Считаю, что по нескольким причинам.
Я был военным комиссаром до 1991 года. Ни чем себя не запятнал, служил на пользу Севастополю.
 С 1991 года, уволившись в запас, работал в городской администрации Севастополя  14 лет день в день, с 1991 года по 2005 год включительно.
В 2010 году руководство города предложило мне возглавить Севастопольскую городскую избирательную комиссию. Центральная избирательная комиссия в Киеве утвердила меня председателем избиркома в Севастополе по выборам в городской совет.
 Выборы мы проводили только в рамках закона, только по-честному, только для пользы севастопольцев. Руководство города оценило мою работу, наградив Знаком «За заслуги перед городом - героем Севастополем» и соответствующей грамотой.

Я активно занимался общественно-политической деятельностью. Будучи историком по образованию активно занимался историей Херсонеса. Мы создали общественный благотворительный фонд «Возрождение Херсонеса».

Херсонес, кроме того, что является историческим памятником мирового значения, еще и сакральное место для каждого россиянина. Он оказал на меня колоссальное влияние, я прозрел в Херсонесе и начал писать картины.

Также я активно участвовал в работе Запорожского Казачества. В это казачество входил и Виктор Степанович Черномырдин, в тот период он был послом России на Украине.Я там находился на общественных началах.

Итак, 6-го марта мне было сделано предложение. Я тут же приступил к формированию комиссии. В первую очередь обратился к моим коллегам, с кем мы проводили выборы в городской совет Севастополя. Всего нас было 17 человек, но некоторые «дрогнули» и отказались.  Мы, конечно понимали, на что мы идем. Всё было не так просто. На меня прокуратурой Украины  было тут же заведено уголовное дело. Впоследствии мое имя вошло в санкционный список, запрещающий мне въезд в Европу, Канаду. Японию   и США.

При формировании состава комиссии огромную помощь оказала Ковалева Лариса Семеновна. Совместно с ней мы выполнили эту работу, и я представил список членов комиссии Дойникову Юрию Васильевичу, как председателю городского совета. Он ознакомился с ним и сказал, что сегодня же в 18 часов планируется внеочередная сессия горсовета, где и будет рассматриваться и обсуждаться этот вопрос.

И действительно в 18 часов была проведена внеочередная сессия городского совета и первым вопросам была утверждена комиссия по проведению референдума, председателем был назначен я.

До заседания горсовета совместно с активистами самообороны и членами совета мы обсуждали, какие бюллетени должны быть, какие будут вопросы поставлены на референдуме и на каких языках, обсуждали возникшую проблему со списками избирателей.

Первым рассматриваемым вопросом на внеочередной сессии горсовета было утверждение списочного состава комиссии, также были утверждены бюллетени и списки. Меня назначили председателем комиссии по проведению Референдума 2014 года.Я тут же собрал избирательную комиссию, мы приветствовали решение нашего городского совета. И 6-го марта 49 из 76 депутатов официально объявили, что мы идем в Россию, заявили, что поддерживают решение горожан, принятое на митинге 23-го февраля 2014 года. Объявили, что провести референдум необходимо в срок с 6 по 16 марта. День 16 марта – это день голосования на Референдуме.

В девятнадцать часов 6-го марта, перед нами поставили невероятно сложную задачу – создать Временное Положение о проведении Референдума в городе Севастополе, так как его у нас не было.  Ранее я не принимал участие в законотворчестве, опыта не было.
Была создана рабочая группа. В нее входили я, как председатель комиссии по проведению Референдума, Вячеслав Андреевич Баканов, с ним я составлял Временное Положение, и Елена Волкова, технический исполнитель. Работали всю ночь. В восемь часов утра 7-го марта юристы горсовета и юридическая группа штаба самообороны, во главе её тогда стоял Кулагин Александр Андреевич, сегодня он заместитель председателя Законодательного собрания Севастополя, внимательно изучили Положение и дали добро.
 И в этот же день на внеочередной сессии горсовета Временное Положение о проведении Референдуме в городе Севастополе было утверждено. Была принята и форма бюллетеня. Заседания в тот период проходили ежедневно, так как возникала необходимость срочного решения тех или иных вопросов.

Сразу после решения горсовета, 7-го марта, комиссия по проведению Референдума приступила к практической работе.  Это и составление списков избирателей, и  надо было подготовить работу 191 участковых комиссий. Мы использовали участки, которые ранее были задействованы в выборах. Требовалось утвердить состав участковых избирательных комиссии, что тоже было очень ответственно. Каждый человек осознавал, на что он идет, когда давал свое согласие на работу в составе участковой избирательной комиссии. Более двух тысяч человек были задействованы в этой работе. Участковые комиссии начали свою работу в формировании списков, и мы все активно принимали участие в этом.

Дело в том,  что сервер Центральной избирательной комиссии Украины, где находился государственный реестр избирателей, срочно уже 7 марта к вечеру, был заблокирован Киевом. В Севастополе находилась городская комиссия по реестру и 4 районных. Но у нас сохранились списки еще с выборов 2010 года, в архиве также были списки избирателей. Мы подняли всё, что могли и за оставшиеся 5-6 дней списки избирателей были готовы. 15-го марта, в субботу, списки уже находились на избирательных участках.

Мы разработали приглашения на Референдум с указанием конкретного избирательного участка, чтобы люди могли уточнить свои данные. Группа из семнадцати человек проводила эту работу. День и ночь списки избирателей составляли вручную на компьютерах. В электронном виде их у нас не было. Когда всё было готово, отдали в типографию, чтобы напечатать для 191-го избирательного участка. Это был титанический, героический, патриотический труд.

Круглосуточно мы были на работе , спали здесь же. Да и спали по 2-3 часа.  Кабинеты очень маленькие, а народу много, буквально нависали друг над другом. Сейчас, даже трудно себе это представить.

 Бюллетени и списки заказали в типографии «Тавриды». Об этом никто не знал, мы не афишировали.  ГАИ и добровольцы выделили машины, чтобы развести бюллетени по участкам.

Мы убрали такую форму, как районные избирательные комиссии. Времени не было на их разворачивание. Непосредственно в наш штаб получили бюллетени для голосования. Это было сделано совместно с Поддубовым Александром Александровичем, тогда он возглавил народную милицию Севастополя. Время было расписано по минутам. Надо было подготовить бюллетени и списки избирателей для 191-го участка города Севастополя.

 В пятницу мы их получили, а в субботу, 15-го марта, развезли по участкам. В субботу уже с 9 утра люди уже шли проверять фамилии.  Моментально  начались звонки к нам с просьбой дать разрешение проголосовать тем, кого нет в списках или временно проживающим в Севастополе. Согласно Временному положению о Референдуме голосовать могли только те граждане, кто был прописан в Севастополе. Этого правила придерживались строго.  Надо сказать, что аналогичные просьбы были  и весь день 16-го  марта.

       После того как закрыли избирательные участки уже к 22-м часам было известно, что в голосовании приняли участие более 80% избирателей. Через два часа мы получили предварительные данные о том, что за воссоединение с Россией проголосовало более 90 процентов севастопольцев, принявших участие в референдуме.
После голосования десятки тысяч человек пришли на площадь Нахимова. Все с нетерпением ждали, объявления результатов референдума.

Над площадью развивались российские и Андреевские флаги. Практически каждый севастополец держал в руках флаг, все были с георгиевскими ленточками. В 22 часа 30 минут вышли на трибуну я, как председатель комиссии,народный мэр Чалый Алексей Михайлович и группа активистов.  Мне было предоставлено слово для объявления предварительных результатов. Я только смог сказать, что голосование состоялось, в нем приняли участие 89,5 процентов севастопольцев. Раздались крики: «Ура!», аплодисменты, которые заглушали меня, хотя я говорил в микрофон.

 Дальше я уже кричал: «За Россию проголосовало 93 процента!». Люди стали аплодировать, кричать: «Ура! Россия!». Такая радость охватила людей! Я видел заплаканные, счастливые  глаза. Так долго мы этого ждали! Да и сам я плакал, не в силах сдержать эмоций. Невозможно передать те чувства, которые выплеснулись наружу. Люди и пели, и танцевали, скандировали: «Россия! Путин! Севастополь!».

 Вот так закончился этот вечер, а дальше был труд - окончательный подсчет голосов. Считали всю ночь. Определили 4 пункта приема бюллетеней после голосования. Они были в тех же местах, где обычно. Из нашей комиссии семнадцати человек, мы по три человека отправили на четыре участка принимать бюллетени. В штабе осталось пятеро.

Мы все время прибывали под охраной. Этим занимались казаки и штаб самообороны. Участки, где принимали бюллетени, располагались в Балаклавской, Ленинской, Нахимовской, Гагаринской администрациях. Во избежание непредвиденных ситуаций члены комиссии были одеты в бронежилеты. Куда везти бюллетени знали только председатели участковых комиссий,им сообщили об этом только к вечеру.

 Мы все находились в тревожном состоянии.К счастью всё прошло мирно на таком высоком уровне патриотизме, что не посмели провокаторы ничего сделать. Бюллетени были без происшествий доставлены в пункты приема, а затем привезены сюда, в наш штаб на улице Ленина.  Складывали бюллетени в малюсеньком 13-м кабинете. Бюллетеней было 10 тонн – просто  гора. Мы их все подсчитали и сдали в архив. Вот так прошли эти 10 дней: на высокой ноте патриотизма, самоотдачи, самопожертвования. Десять дней, которые потрясли мир.
               


Рецензии
Удивительно... Наверное, это - как состояние гипноза, ощущения Радости, Надежды на лучшее будущее...
Интересно было бы почитать подобный репортаж сейчас, спустя три года..

Елена Торсукова   14.01.2018 07:02     Заявить о нарушении
Нет, это не было состоянием гипноза. Это скорее чувство единения всех севастопольцев, и в воздухе носилась опасность. У меня есть потрясающие еще интервью (аудио), просто не хватает времени их обработать. На блокпосту стоял мальчишка 16 лет. Он каждую ночь ездил на блокпост, а днем ходил в школу. Отец не хотел его брать на блокпост, мол, мал еще. На что этот мальчишка ответил: "Городу всё равно сколько мне лет. Город надо защищать". В школе он частенько сидел сонный. Учителя активно ему помогали, понимая, что это последний класс в школе, и парню надо закончить школу и поступать учиться.
Из его же рассказа. 8 марта машины останавливались у блокпоста и вручали дежурившим женщинам цветы (были там и поварихи))). Одна машина остановилась и нашего парнишку спросили, где его мама. Он ответил, что на работе. Водитель вытащил огромный букет и сказал: "Поздравь маму с праздником!"
Это лирические воспоминания. А есть и рассказывающие о реальной опасности, грозившей городу. Надеюсь, что у меня появится время, дать их все)))

Ольга Манько 2   19.01.2018 23:21   Заявить о нарушении