Сестры. Жизнь не в унисон. НИНА

   

Нина была  четвертым ребенком  в семье, и хотя она обманула родительские ожидания - надеялись на братика для сестричек, а снова получили  девочку, она стала всеобщей любимицей. Редкой для  семьи Сабуровых масти - смугленькая, кареглазая, в одну из бабушек, она сидела в кроватке, похожая  на гриб боровичок,  смотрела на всех круглыми глазами, редко плакала, в отличие от сестрёнки Таи, у которой глаза постоянно были на мокром месте.   
   Когда ей исполнилось шестнадцать, она стала признанной красавицей не только в   классе, но и  в школе.
   Став студенткой  биологического  факультета, Нина охотно посещала праздники и вечеринки, поклонников у нее было хоть отбавляй, но девушка всех держала в "черном теле", находя у них недостатки: тот ростом  не вышел, другой зануда, третий - самоуверенный  болван.

***

Прибыв  в Ригу,   Алексей решил прогуляться,  так как для визита в гости было рановато. Он  размеренно вышагивал  по  ярким  улицам, пока не достиг парка.  Пройдя  вдоль   аллей,  мимо   позеленевшего  от водорослей  пруда,  окаймлённого  грузными  липами,  гость   достиг района, где  за    деревянными  домиками, за    небольшими  строениями, гордыми своими    стеклопакетами и  оштукатуренными  фасадами,    взгромоздились новостройки,      типичные  коробки  из бетонных блоков,  лишь одно здание привлекало  оригинальным  фасадом:  на    стене  из оргстекла   виднелся барельеф   солнца с длинными  волнообразными  лучами, а под ними крупными  буквами     - Поликлиника. 
«Нести свет больным, быть для них  солнцем, - какой  хороший символ!» подумал Алексей.

Вскоре он направился     по адресу, продиктованному  другом Климом.
Едва  молодой  человек переступил порог квартиры  Сабуровых,  встретившая его  Татьяна Алексеевна сразу  очаровала гостя  тёплой    улыбкой:   
- Мы  рады  вам,  проходите!  Сейчас будем  пить  чай. Нина, поторопись.
Алексей  вошёл   в комнату с большим роялем и  картинами  на стенах,  сел за круглый  стол.

  Едва в  гостиную вошла Нина   с пирогом на подносе,   Алексей  встрепенулся, глазам своим  не поверил.   Темноволосая    девушка  с карими  глазами   была точь-в-точь  из его  снов,  преследовавших его в  последнее  время.   Как – будто  сошедшая  с индийской миниатюры  девушка медленно      приблизилась к столу, не хватало только позванивающих браслетов на запястьях и красной точки  между бровями. 
- Нина, поставь пирог,  а вам, Алексей,  поручается нарезать произведение кулинарного искусства, - улыбнувшись,   приказала    мать.

Нина села напротив молодого человека, посмотрела на него открыто,  улыбнулась светло.
Гость   не был  похож  на парней  из  её  окружения, его  высокий  лоб и лучистые  проницательные  глаза свидетельствовали  об  интеллекте  молодого человека.
-  Я знаю, что вы  без пяти минут  медик,  по какой же специальности? -     спросила   Татьяна Алексеевна.
- С этого года  я специализируюсь  на  психиатрии.
Нина  уставилась на гостя так, словно увидела  инопланетянина. 

 Алексей показался Нине интересным,   она оживилась:  появилась  перспектива  приятно  провести   студенческие  каникулы.

   Когда он  появлялся в доме в первой половине дня, Нина была уже готова,  и   они  направлялись  в город.  Январская  погода с легким  морозцем не мешала     прогулкам,наоборот, бодрила.
Время от времени заходили  в какое-нибудь кафе   погреться и перекусить.
- Тебе нравится  твоя будущая  биологическая профессия? -  спросил Алексей.
- В общем, да. Про живые  организмы  интересно.  А про строение клетки – я не люблю эту тему. Надо знать множество терминов назубок, строгая преподавательница звереет  от малейшей  неточности. А почему ты выбрал психиатрию?
- Я хочу постичь человека,   его душу, надеюсь  помочь, когда придёт тяжелая ситуация. 
Они сидели  в помещении за маленьким столиком,  в центре которого  стояла  вазочка с хвойной  веткой.   
- Ты  веришь в  реинкарнацию? –   спросил он.
Она  много раз слышала этот  термин,  мать была  сторонницей   восточной  философии. Нина ответила,  что склонна верить этому. 
Его серые глаза стали ещё более лучистыми:
- Мне кажется,  что мы с тобой  знакомы давно,целую вечность,  еще с  прошлой  жизни,  я  это почувствовал, как  только увидел тебя.  А ты  что скажешь?

Нина,  не ожидая такого  натиска с его стороны,   задумалась:  ответить утвердительно,  значит, признаться в симпатии к молодому человеку, а это было бы   преждевременно, дать отрицательный  ответ, - значило  оттолкнуть молодого человека,     поэтому  Нина  ответила уклончиво
- Трудно бывает понять самоё себя.
- А в карму  ты  веришь?
- Да.
- Отлично.  Я изучаю оккультные  науки, интересуюсь передачей мысли на расстояние,  иногда мне кажется, что я могу читать мысли людей, например,  твои  мысли…
Нина  нахмурилась,  ей не понравилась его   попытка  вторгнуться  в её    мир. Поняв свою оплошность, Алексей  перевел разговор  на другую тему.
- Тебя в детстве учили  музыке?
- Да, в нашей семье  все играют на каком-нибудь инструменте. И я не избежала этой участи, помню, с каким мучением я пилила на скрипке.
Он улыбнулся от её  слова:  «пилила». Она продолжала:
- Я плохо интонировала, у меня была зажата  правая рука, учительница постоянно делала мне замечания, не выпускала на ученические  концерты, словом, одни проблемы. В конце концов я сказала маме, что не буду больше учиться   на скрипке.
- И что она?
- Ничего, то есть была недовольна, но пришлось смириться. Традиция идёт  не от неё, а от дедушки  и бабушки  по отцовской  линии.
- Да,  я в курсе, что у вас династия  музыкантов. Расскажи о своем отце, органисте.
; Я не люблю о нём  говорить,  он развёлся  с мамой  и  уехал    в Вентспилс.
- Я очень  сожалею  и  понимаю тебя. Я тоже рос без отца. Поэтому  не нужно спешить  в выборе спутника  жизни.
Нина поёжилась от    дидактичной   фразы.

Прощаясь  перед отъездом, Алексей сказал, что ему было хорошо  в Риге, что   Нина и её  мама  замечательные, он  обязательно им напишет, просил  его  не забывать.
«Как он  грустно  смотрит, словно  сейчас заплачет, а я наверное чёрствая», - от этой  мысли  Нина  слегка улыбнулась.


***
Когда  пришло первое  письмо от Алексея,   девушка  сначала обрадовалась,  потом  задумалась,    она не была  сильна в   эпистолярном жанре,    правда, школьные  сочинения у неё получались неплохо.
Наконец,  собралась с мыслями  и  написала  о своем  житье-бытье,   о мытарствах  по написанию   курсовой,  о планах на лето. 
Читая её письмо,  он тщетно пытался найти хоть капельку тепла,  почувствовать  между строк  грусть  или надежду  на встречу,   всё  то,  что сам  чувствовал и естественно   ждал от  неё.  Алексей  решил  не сдаваться, надеясь во время новой  встречи окружить девушку  такой любовью,  что  она   просто   не сможет  устоять…
Его мать, знающая  о проблемах,   пыталась помочь сыну:
- Может быть,  Нина   вовсе не та,  кто   тебе нужен, - осторожно говорила она.  -  Вот у меня есть знакомая медсестра,  красавица,  добрейшей души человек,  я ее приглашу к нам  завтра, хорошо?
 Но Алёша не желал принимать  помощь матери.

Молодой  человек  углубился в психиатрию, находя в новом деле отдушину,  чувствуя в себе силы необъятные, чтобы побороться  с тем темным и  мрачным,  что угрожало   заболевшему   человеку.
  Студент последнего курса,  встречаясь  с будущими коллегами, знакомясь  с методами  лечения, он  услышал пессимистические мнения о психиатрии,  которая, мол,    больного не  излечивает, а только помогает снять остроту приступа,  поэтому нечего  париться, выкладываться на все сто, пусть всё идёт своим чередом. Алексею было больно от таких взглядов.
И еще проскальзывали слухи о применении  принудительного лечения к ряду  больных, которые оказались  неугодны  властям. Это сказал между прочим Клим. Но Алексей не поверил,  не может такого быть!


***
Когда Нина узнала, что её горячий  поклонник приедет в конце лета,
то испытала  смятение. Тонкий  психолог  сразу раскроет её  тайну.
  Дело в том, что    на дне рождения  подруги   она познакомилась с молодым  венгром   с черными  как   смоль   глазами  и  артистичной  гривой волос,  его  звали  Леон.  Леон   оказался  тем  мужчиной,  кому  своенравная Нина   готова была отдаться  без единого  слова. 
    Состоялось  свидание, потом  еще  одно.  Внезапно  венгр,  коммивояжер по  продажам магнитофонов   исчез, от  него не  было ни слуху ни духу. Нина  терялась  в догадках,   ждала если не скорого появления любимого,   то хотя бы   весточки, телефонного звонка.
 Мать, видя смятение дочери, волновалась,  очень надеялась на приезд доброго вдумчивого Алексея, на его положительное влияние.   

Нина же, наоборот,  боялась   появления друга.   Что она скажет  Алеше? Что влюбилась в парня,  которого  почти  не знала,  бросилась в омут чувств, отдалась без борьбы...    Как унизительно,  тривиально! Д а, она проявила легкомыслие,   и теперь  виде расплаты на неё  навалилась  пустота…

Алексей приехал светлый   и улыбчивый.
- Нина, мне так много хочется тебе рассказать!
- Подожди,   еще успеем наговориться, -  в её голосе  прорвалось отчуждение.    Алексей  опешил:
-  Что  с тобой? Я тебя не узнаю.
-  Со мной всё в порядке. Ты надолго приехал?
-  Всего  на пять дней.
-  Почему так коротко?
-  Мама ложится в больницу на обследование.   Предположительно   у нее  язва  желудка.
-  Я уверена, что  у неё  всё обойдётся. Не будем  терять времени, пойдем  в кино. 

Нина немного оттаяла  рядом с любящим преданным Алёшей. Но теперь сомнения  поселились в нём, он должен как можно скорее узнать о причинах  разительной перемены в любимой  девушке. 
В  кинотеатре  они  посмотрели комедию  и медленно  возвращались. Нина задумчиво  шла  рядом со спутником, её пальцы  едва  касались  его локтя.
 На улице   зажглись фонари, однако   многие фасады домов всё еще прозябали  в  темноте    августовского вечера,    обдающего  прохладой. 
- Ты полюбила другого? Скажи прямо
- Ты  читаешь мои  мысли.  Я тебя боюсь.
Ну, вот, он обо всём  догадался, бесполезно  отрицать.

Алексей  был  потрясен   исповедью Нины.  Ещё недавно     он намеревался говорить   девушке о своей любви,   читать ей вслух  отрывки из «Садовника»  Тагора,    но теперь все  пропало,   любые  слова  упадут  в пустоту. Он впал в угрюмое  настроение.
 «Зря я ему рассказала  про Леона, теперь Алёша  отдалится,  будет меня презирать...  Ну и пусть!»  Чувства  Нины метались  от стремления прислониться   к хорошему  человеку    до  инстинктивного   неприятия   его  же .

   На следующий день  из-за дождливой  погоды решили  пойти  в музей. Нина и Алексей ходили по уютным  полупустым залам, осматривали  экспозицию картин, где преобладали  пейзажи  и портреты. Вглядываясь в   изображения красавиц, он не  сравнивал их   с той,  которую любил,  без сомнения  Нина была   красивее  и  желаннее.
- Завтра я уезжаю, -  с запинкой  вымолвил  молодой  человек.
Нина молчала.  Он не выдержал: 
- Нина, я люблю тебя! Несмотря ни на что, ни на какие препятствия, любил и буду любить!  Скажи что-нибудь.  У меня  есть  надежда?  Сможешь ли ты  меня полюбить?
Взволнованная  его порывом, Нина не знала, что ответить,  не  хотела лукавить, обманывать:
- Я напишу  тебе  письмо, где всё подробно  изложу.
Он  всё понял и без   слов.


***

Выпускник   медицинского института,   новоявленный  ассистент  врача    московской  психиатрической  больницы    Алексей  с головой ушел в работу  и так понравился  профессору Рифкинду,  что тот  через  несколько  месяцев  направил его как перспективного  молодого специалиста  и  своего лучшего  ученика  на симпозиум   в Ригу.

Поместив чемодан в гостинице,  прогулявшись по городу,   купив  по дороге   шоколад и цветы,   он  пошел к знакомому дому.  «Наверное, зря я иду без  предупреждения,  никого не будет дома».   Татьяна  Алексеевна открыла дверь  и  несказанно удивилась.
- Алеша, какими судьбами? Я рада вас видеть. Проходите, рассказывайте.
Алеша кратко поведал о своих делах.
-  Вы  молодец, что стали хорошим  специалистом! Я вас поздравляю.
- Спасибо. А что делает Нина? - с усилием  вымолвил он.
-  Я сейчас  расскажу, -  Татьяна  Алексеевна глубоко вздохнула,   - Нина теперь у нас стюардесса.  Сейчас она  в Минеральных водах. Завтра вернется.
- Как? -  опешил Алексей. -  Как же так, у нее ведь биологическое образование!
- Она не пожелала работать там, куда ее распределили. У нее была подруга-   стюардесса, вот она и совратила Нину.
 
   Для искусствоведа выбор дочери казался предательством семейных традиций. Мать не могла понять, почему Нина так рвётся из города,  что       толкает  её  на протест?
- Разлетелась  наша молодежь,одна дочь Стася  только осталась со мной, -  развела  руками  Татьяна  Алексеевна, - что передать Нине, когда  она вернётся?
- Передайте  ей,  что я желаю ей  счастья.

Алексей уехал домой в глубокой задумчивости. В поступке Нины  он разглядел  вызов  судьбе,  протест против  традиций.   Она, красивая, талантливая,  решила жить по-своему,  она выбрала профессию вопреки интеллигентским  взглядам на  достойные или  неподходящие  работы,  вопреки насильственному  приобщению к музыке, науке… Нине  претило быть      строгой научной сотрудницей,    её привлекали  яркие  краски, радость,   любовь…

Мать сидела за письменным столом, переделывая главу кандидатской  диссертации.
Визит Алексея всколыхнул целый пласт наболевших  мыслей.

С девочками было полоно хлопот, но много помогала мама,  безропотно став  многодетной   бабушкой. Бедная  мама, забытая   на глухом  сибирском кладбище...
 После  возвращения в Ригу,казалось, все самое тяжелое уже  позади,  повезло с работой,  вспомнили, взяли  в   музей.
Девочки  пошли   в школу и конечно занимались  музыкой. Но оказалось,    одеть,обуть,  накормить и выучить  повзрослевших девиц  мало, приходилось  разбираться  с их настроениями, проблемами.
Хорошо, что у Марины  кончилось  свадьбой, а Таю удалось устроить к тёте Кисе.
  Нина  очень  беспокоила  мать,  однако  молчаливая Стася  перещеголяла  своих сестёр.


Рецензии
Алексей- врач от бога, Нина его недооценила, запутавшись в собственных переживаниях.

Лиа Ка   02.11.2017 10:26     Заявить о нарушении
Да. Алексей потом разочаруется в психиатрии и придёт к Богу, об этом будет в продолжении...

Ирина Качалова   11.11.2017 22:03   Заявить о нарушении