Богомаз глава 3

глава 3 Храм

Дома Гулин мрачно порылся на антресолях-свалке его прошлых работ, да и дареного разными приятелями за долгие годы. Гулин уныло  прикинул, что собственно из живописных работ можно показать батюшке.
Все были какие то  дурные поделки. Видно его глаз за годы стал другой - пролезала всюду фальшь и любительщина. Собственно, живописью он не занимался довольно долго. Особенно после  рождения сына. Все работа по театрам, затем по выставкам, студиям.
Особенно толковых полотен, как всегда под рукой не оказалось вообще. Были какие-то этюды  декораций к авангардному молодежному спектаклю то ли  его кисти, то ли его первой жены Ларисы - он не помнил. Но так смотрелось приемлимо..
  Он вспомнил, что завалялось еще с десяток его живописных работ на даче. Их он, правда, не слишком хотел показывать, особенно сейчас. Это был своего рода   порыв   студенческих лет. Тогда сильно желая попасть в молодежную секцию МОСХ, он надумал поехать на Кавказ в город Новороссийск. Время было застойное , и он подумал что, «Малую Землю» - любимый брежневский сюжет  ему могут и зачесть. Впрочем, тогда была еще шальная  мысль махнуть еще дальше,  на БАМ, да он вовремя одумался.
   Пробыл он тогда  в пыльном городе Новороссийске с неделю. Послонялся по порту и по улицам. Был и на Малой Земле. Потоптался по обезображенной войной земле, покупался в теплом море, всласть порисовал пароходы и горы и вернулся домой.
    Писал он тогда тяжело, постозно, клал на холст слишком много краски. Картины были тяжелые  и неживые.
    Может, поэтому эти картины так и не взяли ни на одну выставку, все это время  простояли они у него на даче и пережили пять грабежей. Обидно ему было то, что за все это время воры вынесли практически все от ложек до занавесок. Взяли заодно и часть мебели, хотя она никуда не годилась. А вот на эту его юношескую мазню, так и не позарились. Из этой серии под рукой оказаллась только одна - "Цемесская бухта." Когда Сайкин приехал на следующее  утро он выставил все навалом в прихожую:
-Это сойдет священнику?
Сайкин всмотрелся  внимательней в невзрачное полотно:
  - Море – Новороссийск? Никак  «Малая Земля»?
  Гулин  утвердительно кивнул:
   – Ну да. Прогнулись под моду.  Позорище! Соцреализм! Тогда, правда, этим увлекались! Тогда писал грубовато - страсть к лиссировке пришла не сразу.
   --Да ладно тебе,!- махнул рукой Сайкин- бери, что попало. Кто теперь разберет твои работы или Маруськины. Показать надо - все-таки ты совсем  незнакомый.


   По дороге Гулин прикидывал -на какой храм судьба толкает его. Храмов разных по Руси  он навидался. Среди московских - сорока сороков, ему крепко нравились два - один на Чистых прудах с ошеломляющим внутренним объемом колокольни,ну и храм Воскресенья в Сокольниках.К тому он часто хаживал по вечерам. И никогда не спорил, когда ему доказывали, что Василий Блаженный куда лучше!
    Ехали по Рублевке недолго. Гулин сразу почувствовал, что его Жигуль уже не вписывается в плотный поток новых иномарок. Да и дома по сторонам были достаточно новые, хотя на Рублевке особенной дачной хивры никогда и не водилось.
Справа за лесочком показался коттеджный  поселок, посреди - церковь. Здесь Гулин был впервые.
    Вдали  за лугом просматривалась река. Напротив  темнели строения  другого  элитного поселка.
-Тут у нас сплошь новая интеллигенция обосновалась, – сказал, махнув рукой в сторону реки, Сайкин.- Налево и направо построились поп звезды, там на обрыве  с куполом, президентские советники, есть два-три крутых  банкира. Немного  лампасов, немного клистиров из светил.  В общем, цвет нации на сегодняшний момент.
-А бандиты  тут есть?- Поинтересовался Гулин,  присматриваясь к  высоким крышам, глухим оградам и стальным воротам.
-Есть  тут и бандиты – ну  как в России  сейчас без них.


   Первое что Гулину  понравилось определенно,  так это церковная  ограда. Она была кованной, старинной с хорошими  лепными воротами. Не пропили, не продали, не разменяли.
   Сам  храм  был не слишком высок  и изящен. Византия - типичный восьмерик на четверике Он предпочел бы  расписывать храм типа «Исакия» или что-то подобное с хорошим куполом. А никак не сельскую церковку с луковицей на барабане. А таких было, увы, невиданное множество.    
 -  А храм-то  стандартик - Византия –матушка,-  удрученно заметил Гулин.-  Пространство  мало. Свод низкий. Света никакого!
  - Ну где найду второго  «Исакия»? Что есть - скажи спасибо, –возразил Сайкин
На подворье было совсем тихо.На  лавке напротив  ворот обосновались два  потрепанных мужичка , рядом - лопата и метла. Они  уважительно поздоровались с Сайкиным.:
- К батюшке никак? Сейчас кликнем,- сказал вставая, один мужичок.Но сам не пошел,пихнул  плечом другого, тот нехотя встал и постучал  в дверь.
     Вначале на крыльцо вышла  матушка – женщина лет этак  сорока  с цветущим лицом и  издали глянула на приезжих. Раскланялась с Сайкиным.С любопытством взглянула на Гулина, кивнула и исчезла.
- Матушка часом, - не офицерская жена? вырвалось у Гулина.
 - А что?  Похоже?- усмехнулся Сайкин
 - Уж больно она сурово посмотрела. Как на денщика,- заметил Гулин.
  - Угадал, Гулин –  глаз у тебя. Да ты психолог! Условия тут брат,  такие -  вначале кладут пятьсот долларов в  месяц. Берешься   один ли, бригадой – все одно. Столько же полагается на материалы.
- Бригадой быстрее!  И веселей!- кивнул Гулин.
  -  Начни  один. А помощники всегда найдутся. Будешь радеть - так и прибавят.  Жить  лучше  прямо тут при храме.  Есть комната   в обители. Вон там на втором этаже. Готовят тут прихожанки. Кормят неплохо..
- Пятьсот ? - иронично отозвался Гулин.- Ну на «Спасителе» в десять раз больше положили богомазам - тогда  народ  затолкался в очереди.
 -  Так то Лужков!- усмехнулся Сайкин- Известный благодетель! Тут тебе  же не столица. Звезды с неба не сыпятся.
– Я к звездам не привык – не  астролог я, да и не космонавт.- качнул головой Гулин.


   Один из мужичков тут же заметил Гулину:
- А Вы  все равно на Гагарина машете!  Скажи Юр!
– Дык как растак. Портретный дядя!- подтвердил Юра.-Твоя правда, Ваня.
 - Чем же?   Такой же молодой?-озадачился Гулин.
  - Улыбаетесь  весело. Будто из космоса вернулись! Сейчас таких веселых  мало! У всех морды перекошены. Все о деньгах думают.- подтвердил Ваня.
И на пустом месте  пошел тут абстрактный разговор.
 - А ты Ваня, хотел бы   быть космонавтом? - заметил Юра.
-   По мне,  Юр, лучше бы   артистом,-отозвался Ваня.
 - Каким артистом, Ваня? Хорошим или плохим?- зарядился Юра.- У тебя ведь с голосом  - труба.
- Ну как  у тебя, Юр!
–  Артистом можно и  плохим, а вот  космонавтом - выкуси! Там  и голос не поможет. Дык  и   опасно  летать на нашей технике,- вздохнул рассудительный Юра.


     Священник, не спеша,  вышел на  крыльцо. Посмотрел на приезжих, подумал  и подал руку.
- Это и есть ваш мастер?
 -   Виктор Гулин - живописец. Расписывал храмы.- представил Гулина Сайкин.- Это  отец Павел – его приход.
   Гулин  крепко  чмокнул  вялую кисть священника:
 - Я тут свои работы прихватил. Гляните?
-  Да  верю, что искусны, - отец Павел  равнодушно махнул рукой,- Ну что, милости просим  проследовать в храм.

 - Пахнет  - не просохло - только  налепили  штукатурку .-отметил  Гулин внутри.
  Было темно внутри,  леса  были хлипкие. Гулин  осмотрелся,  прикинул: 
-  Просторный свод и паруса  вон какие! Да  тут работы  года на три.
-  Три так три,- откликнулся отец Павел благожелательно.- Потерпим. Условия наши известны?
-  Известны ! Надо решить другое. Что  будет класть на своды?
-    Ну, как  -  надо  все! И «Тайную вечерю»! И «Апокалипсис»!  И «Поклонение волхвов»! И «Страшный суд» обязательно, -развел руками  Священник - Ну, еще и пяток притч на паруса.
-   Понятно! Замах большой - пространства мало,- вздохнул Гулин.- Мне на картоны нужно месяц -два! -   Я похожу по    храму. Хочу понять,   как  сложились свет и тень. Где света  больше,  где нет его вообще.    
-   Картоны будут, тогда  все прикинем и  обсудим.-заметил священник, согласно кивнув Гулину.
  -А службу когда планируем?- поинтересовался Гулин.
- Свод распишете  - два-три иконостаса соберем на скорую руку, а уж  потом освятим храм и начнем службы,  весело  подмигнул священник .- Что же в голом храме  молиться? Не гоже это!А потом посмотрим какой из Вас Васнецов выскочит.


  Ну на Васнецовскую кисть Гулин точно не претендовал. У него были  совсем другие идеалы.  Живописец Виктор Васнецов пришел в изографию в зрелом возрасте. За спиной была бытовуха,  вершиной которой был   «Преферанс». Картина  по всем меркам вполне реалистичная.  Полумрак барской квартиры, мордастые холеные игроки , скука, декаданс. Показав, что командует сюжетом и кистью, он стал искать и  нашел свою нишу - сказки.  Былинная российская  тематика привлекала к себе множеством неординарных образов, своей психологичностью и индивидуальностью.  В принципе тематика и ресурс неисчерпаемые. Листай страницы да рисуй. Такого для детей попридумывали от Баженова до Пушкина...На сотню живописцев с графиками. Ковры- самолеты, витязи разных калибров, живые и поверженные, царевны подземных царств и прочее, мрачноватое.  В его стилистике российское прошлое было унылое и  беспросветное как Аленушка над топью. Сплошной минор в лицах сюжетах.
К слову сказать, после него мало кто еще продолжил его на этом поприще. Разве что лубочный  Билибин, со своими Василисами да Марьями Моревнами. Гулина эта стилистика точно не привлекала. Хотя как закажут - у нонешней епархии совсем причудливые вкусы.
Интересно было другое - перед тем как всерьез взяться за роспись, он отправился в Италию,  набраться впечатлений, посмотреть своими глазами на каноны. Он побывал В Венеции , Равенне, Флоренции Риме и Неаполе. Рыскал он в основном по части Византии. Художник четко  выделил для себя  соборы в Равенне-  наиболее  близкое к Руси  и совершенное творчество. Что-то запало в его душе в Сикстине и от Микеланджело.  Позже это  вышло в образе  Моисея и в пророках.
Обосновавшись потом в Киеве, он  рьяно трудился над эскизами  Владимирского собора. Исполнив почти четыреста картонов по большей части многофигурных, сам признавался – «голова моя  заполнена святыми апостолами, мучениками, пророками, орнаментами…
     Деспотизм киевского духовенства сильно исказил замыслы живописца, Зато его «Блаженство рая» -это сплошная Италия. Все расслаблено и фривольно. Просветленное счастье иначе не бывает. Рай вообще стал одной из центральных тем Васнецова. Мажорность стала одолевать его кисть.


Рецензии
Прекрасно написано, открываю новый мир из жизни художника.
Иван

Иван Цуприков   28.03.2018 18:21     Заявить о нарушении
Героя я не выбирал - это мой друг Захаров.Фотка на стихи ру "Другу богомазу".
Такой закрученной биографии трудно вообразить.Но главное хотелось передать дух 90
который стал забываться.
С уважением

Владимир Падейский   28.03.2018 19:04   Заявить о нарушении