Когда гармошка заиграет

На фото: Заслуженный работник культуры России Владимир Андреевич Комаров – основатель и директор музея саратовской гармони.

Опубликовано в журнале для школьников и родителей "Гимназический взвоз"               2014 год Саратов
Выпускающий редактор - Елена Гаазе

Издавна русский народ испытывал к ней особые, трепетные чувства. Об этом можно судить по воспоминаниям и рассказам живых свидетелей прошлого - наших бабушек и дедушек; многочисленным сказкам, загадкам, частушкам, песням; стихам и произведениям  поэтов, писателей, художников, музыкантов-исполнителей. Их имена хорошо нам известны: Блок, Твардовский, Прокофьев, Тургенев, Лев Толстой, Кустодиев, Паницкий, Пятницкий, Русланова…
Упоминал о гармони и писатель Константин Федин, описывая в романе «Первые радости»  свои первые детские впечатления.
Поэт Сергей Есенин любил играть на ней, посвятил гармошке немало стихов. Отлично знал этот музыкальный инструмент и композитор Пётр Ильич Чайковский. В 1883 году он ввел гармонику в симфонический оркестр, оставив в партитуре своей сюиты № 2 запись такого содержания: «Для надлежащего эффекта этой пьесы аккордеоны весьма желательны и необходимы». А дальше подробное объяснение, какие клапаны и какой рукой должны прижимать исполнители (источник:  архив журнала «Наука и жизнь» № 3/2004 г. статья «Гармоника, что делалась судьбой», автор Б. Руденко). Одна из пьес «Детского альбома» Чайковского называется «Мужик на гармонике играет».
Хорошо знакома начинающим музыкантам пьеса «Парень с гармошкой» другого композитора - Георгия Свиридова.
Гармонь увековечена не только в литературе, музыке, живописи, но и в скульптуре. Во многих уголках России гармони и гармонисту возведены памятники: в Иваново, Воронеже, Смоленске, Новосибирске, Орехово-Зуеве, Солнечногорске, Биробиджане, Кременчуге, Кирове, Москве. А так же в ближнем и дальнем зарубежье. Например, в Белоруссии (городе Витебске), Китае.
Не забывают, чтят гармошку и саратовцы. В 2009 году, на одной из главных улиц  - проспекте имени Кирова, незадолго до празднования дня города, был установлен памятник, который полюбился горожанам и гостям Саратова, став ещё одной достопримечательностью, историческим символом  нашего города.
За какие заслуги  этому,  казалось бы,  на первый взгляд незамысловатому музыкальному инструменту такой почёт и уважение, всеобщая любовь и слава? Многие годы была и остаётся гармонь спутницей, верной подругой простого народа. В праздник веселила, в горести утешала; в будни развлекала, в тяжёлые времена – приободряла и поддерживала.
В умелых руках настоящие чудеса творила: зажигала так, что  ноги сами в пляс просились, каблуками искры высекали:
«Гармоника, гармоника,
Эй, пой, визжи и жги.
Эй, жёлтенькие лютики,
Весенние цветки!...» (А. Блок)

«Под низенькими окнами,
Дорожкой вдоль села,
Вот выросла, вот охнула,
Вот ахнула – пошла.

Вот свистнула – повиснула
На узеньком ремне,
Вся синяя, вся близкая
И вся кругом в огне.

Звени, звени, гори, гори,
Весёлая, - лети,
Поговори, поговори,
Прости, озолоти!
И вот она, и вот она,
От почестей зардясь,
Идёт себе вольным-вольна,
И плача, и смеясь.

Разбилась дробью частою,
А то от всех обид
Совсем была несчастною
И плакала навзрыд…».  (А. Прокофьев)

Ну, а если душевные разговоры заводила – слёза, сама собой, напрашиваясь, глаза затуманивала, а сердцу тесно в груди становилось. Могла гармонь лучше всяких слов напомнить о самом дорогом и сокровенном…

«Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза…»
 (А. Сурков)

Когда нужно – приободряла; когда плохо – обогревала… Вместе с бойцами прошла гармошка через все тяготы военных лет. Первая Мировая, Гражданская, Великая Отечественная… Под неё лихо отплясывал Чапаев. Вместе с ней любила выступать перед солдатами наша землячка Лидия Русланова:

«… Так  пела и так плакала
Про горести свои,
Как бы за каждым клапаном
Гнездились соловьи…»
                (А. Прокофьев)

« … Позабытый деревенский
Вдруг завёл, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив.
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой…»
           (А. Твардовский)
За эти бесценные качества гармонь и полюбилась народу, пользовалась и до сих пор пользуется большим уважением и почётом.
На протяжении многих лет признаются в любви к своей, саратовской гармошке и наши земляки. Поэты-фронтовики Владимир Семёнович Гришин (1926–1995):
• Взыграй под резными венчиками
• и песнею душу тронь,
заливчатая, с бубенчиками,
саратовская гармонь.
Иду я знакомой улицей
под вечер с работы домой,
а сердце вдруг заволнуется,
услышав напев родной.
И вот уже нет усталости
и грусть как рукой сняло.
А в сердце – до малой малости –
Родное моё село.
В какой стародавней древности
Ты звонкую песню взяла?
Не Волга ль в своей напевности
Такой тебя родила?
Взыграй под резными венчиками
и песнею душу тронь,
заливчатая, с бубенчиками,
саратовская гармонь.
(Стихотворение «Саратовская гармонь» было опубликовано в газете «Коммунист» в 1975 году)

И Николай Ульянович Фёдоров (1923–2007):
Серебро позумента, в чёрном лаке – огонь,
Искромётную радость высекает гармонь,
Искромётны лады – перламутра набор,
С переливчатым звоном родной перебор.
Голос русского поля, голос русских лесов
В задушевном раздолье заливных голосов.
В них и вешние грозы, и шелест жнивья,
В них кукушкины слёзы и трель соловья.
Голубое «страданье» – с перезвоном гармонь.
То глухое рыданье, то веселья огонь,
То глубокая нежность, то разгул, то задор,
Беспредельная удаль – родной перебор.
(Стихотворение «Саратовская гармонь» было опубликовано в газете «Коммунист» в 1969 году)
 Гармонист с более чем полувековым стажем, исполнитель на саратовской гармонике - Евгений Евгеньевич Яркин:
Когда гармошка заиграет –
Мягчает сердце, добрей душа.
Гармошка всё о жизни знает,
И русским духом одарена.

Частушка озорно вступила,
Потом пустилась в перепляс.
До нас всё это уже было,
И Бог даст – будет после нас.

Люблю я хромку, люблю тальянку,
Елецкую и русский строй,
Но в гости я к сестре Татьянке
Иду с саратовской, родной.

Нет голосистей и звончее,
На медной планке, да в разлив!
А я уж вам сыграть сумею
Родной саратовский мотив!
(Стихотворение «КОГДА ГАРМОШКА ЗАИГРАЕТ…» написано в 2012 году)

Хотя гармонь принято считать исконно русским инструментом, однако её родина - Германия. Первая гармонь была изготовлена в 1822 году мастером Кристианом Фридрихом Людвигом Бушманом.
В 30-е годы 19 века объявилась она и в России, а вместе с ней и свои, местные мастера- умельцы. Вначале Туле, затем Тверской, Орловской, Вологодской, Костромской, Нижегородской  и других губерниях. Каждое местечко имело свои секреты изготовления: оттого и голоса звучали по-разному и внешне русские гармони различались между собой;  приёмы игры у них были и остаются разными. То, что исполнялось на саратовской гармони, невозможно было повторить ни на какой другой.
Так появились вятская хромка, тульская однорядка, псковская резуха, тальянка, «ливенка» (изготавливалась в городе Ливни), череповецкая «черепашка», «петроградка»,  елецкая, саратовская гармони…
Популярность инструмента росла год от года. За последующее столетие  было создано множество образцов, имеющих свою неповторимую звуковую окраску, внешнее оформление, конструкцию.
В Саратовскую губернию немецкая гармонь предположительно была завезена местными музыкантами с Нижегородской ярмарки.
Популярным инструмент у нас стал не сразу. В 1860-х годах, если верить отчётам обозревателей того времени, упоминались иные инструменты. На частных музыкальных и танцевальных вечерах, концертах, премьерах театральных и оперных постановок, звучали скрипка, арфа, рояль, контрабас, гитара. В трактирах и на улицах - орган и шарманка. 
Известный саратовский краевед, писатель Владимир Ильич Вардугин, работая с архивами, нашёл тому факту следующее подтверждение:
«…Скрывшийся за инициалами «Б.Л.» в заметке «Фельетон» (фельетоном в то время называли описание случаев из жизни, «отдел россказней в газете», согласно словарю В.И. Даля), высказывая благодарность «г-ну Малькову» за организацию в саратовском Коммерческом клубе оркестра, размышлял о неразвитости музыкальной жизни в провинции: «В городе с населением в 80 тысяч жителей не было в последнее время никакой музыки, кроме органов в трактирах и двух-трёх шарманок, неизвестно почему наигрывающих всегда уже вечером, когда совершенно стемнеет на улицах»...»
Так обстояли дела в губернском центре, а что же в уездах?  И вновь обратимся к В.И. Вардугину:
«… Константин Николаевич Ищенко (1842-1892), сотрудник газеты, в будущем известный саратовский публицист и издатель, владелец типографии и один из основателей газеты «Саратовский дневник») в описании своего путешествия на пароходе по Волге 5 сентября 1864 года (опубликовано «Саратовским справочным листком» 1 октября 1964 года под заголовком «От Саратова до Хвалынска») рассказывает о посещении вольского трактира: «Было уже часов 11 вечера. Темно. Поколесив по городу с добрых полчаса с целью взять побольше, извозчик привёз нас к освещённому дому в двух шагах от пристани. Мы стали подыматься по лестнице. Неистовые звуки уездного сборного оркестра неслись нам навстречу вместе с запахом прогорклого масла. Трактирная оргия была в полном разгаре. Зал, куда мы вошли, представлял подобие ада. Всё, что было в нём – мужики, бабы, половые – с страшным гиком и топаньем – плясало и кружилось… Извозчик, вошедший за нами – старик лет шестидесяти, не выдержал и пошёл вприсядку с таким воодушевлением, что медный нумер, висевший у него наше, хлестал его попеременно то в одну, то в другую щёку».
И этот неудержимый разгул – в старообрядческом, а, следовательно, в сдержанном в проявлении чувств Вольске! Что же тогда говорить о других местностях, населённых не столь набожным людом? Понятно, почему именно в Саратове и родилась наша гармоника с колокольчиками, настроенная на мажорный лад и как нельзя лучше передающая дыхание веселящейся души!..»
Пройдёт время и через полтора десятилетия гармоника уже заполонит саратовскую жизнь. Саратовская земля прославится своими голосистыми гармонями и лучшими мастерами.
К сожалению, до сих пор достоверно неизвестно, в каком году появилась саратовская гармонь и кому именно принадлежит идея расположить на левом грифе инструмента два заливистых колокольца.
Однако по утверждению В.И. Вардугина: «…Пётр Фёдорович Текучёв, гармонный мастер, начинавший работать в артели «Музыка» в 1947 году и работавший там вместе с Михаилом Дмитриевичем Карелиным, считает родоначальником нашей гармоники дядю Михаила Дмитриевича Карелина – знаменитого гармонного мастера Николая Геннадиевича Карелина, потомственного кустаря (его отец ремонтировал гармоники), приехавшего из Костромы в Саратов как раз в 1860-х годах…
Жил Николай Геннадьевич Карелин на Кузнечной улице, «в доме Прошкина, 2 части 6 квартала», как указано в «Описи  столярной цеховой управы, мастеров и подмастерьев за 1883 год». Подмастерьем у него был записан «Пётр Дмитриевъ Маршевъ»...
Итак, достоверно сказать, кто из мастеров первым начал производить саратовские гармоники, пока не представляется возможным (быть может, в будущем и найдётся архивный документ), но назвать имя мастера, первым получившим свидетельство на право заниматься гармонным промыслом, мы можем: Николай Геннадиевич Карелин. 18 августа 1879 года Н.Г. Карелин прошёл испытание, и Ремесленная управа, признав его мастером, выдала аттестат за № 730, вписав в графу «когда и за каким номером выдано свидетельство и на какое ремесло»…
В детстве маленький Коля любил наблюдать за работой отца. Повзрослев, стал помогать ему: чинил поломанные гармони, пробовал изготавливать детали к ним из других, обычно не используемых мастерами, материалов – железа, стали, жёлтой и белой меди, по-своему обклеивал меха; постепенно увеличивал количество планок, изменяя тем самым привычную форму инструмента. Вследствие этого  – корпус стал шире, квадратным. С левой  (басовой) стороны Карелин вмонтировал медные колокольчики (один сверху полукорпуса, другой снизу), придав саратовской гармони своё особенное, звонкоголосое звучание. Молоточки, соединённые с басовыми клавишами, ударяют по колокольчикам, создавая при игре свой неповторимый подголосок. На слух звучание саратовской гармони невозможно спутать с другим инструментом.
Вернёмся к рассказу Владимира Вардугина: «…Больше всего гармонным промыслом увлеклись горожане. В списке мастеров – саратовские мещане Александр Леонтьевич Яковлев (получил аттестат 10 февраля 1888 года) и Павел Васильевич Ларионов (записался в столярный цех 5 сентября 1895 года). Но приезжали в губернский центр держать экзамен на зрелость и ремесленники из уездов. Так, 27 июля 1890 года право изготавливать гармоники получил крестьянин деревни Львовки Балашовского уезда Мартын Павлович Скотников. Гармоника покоряла сердца не только русских людей. 18 октября 1891 года свидетельство получил гармонный мастер Хаим Мовшевич Рыжинский, витебский мещанин. Вероятно, посылал он свои изделия родственникам и друзьям в Белоруссию, звучали задорные колокольчики уже и в то время вдалеке от Волги…
В 1880-х годах в ремесленной управе упоминаются пять-шесть мастеров гармонных дел, в 1890-х – уже десятки. В 1929 году создана артель, правление которой располагалось по адресу улица Гоголя 2/4 (дом сохранился до наших дней)…».
Фото: дом с мемориальной табличкой
Промысел становится доходным, прибыльным делом. Вскоре появляются мастерские Жаркова, Емельянова, Гвоздева. К концу 19 века в Саратовской губернии насчитывалось уже более сорока мастеров гармонных дел.
Первые инструменты были с однорядной клавиатурой, небольшие по размеру. Деревянный корпус окрашивался цветной краской, покрывался лаком, отделывался незатейливой резьбой. Затем стали появляться гармони с тёмным полированным корпусом, использовалась инкрустация, позже – металлическая, перламутровая отделка.
Постепенно  диапазон гармони расширяется до  двадцати (позже и до 22 звуков). Теперь у неё десять кнопок с разным звуком на сжим-расжим. Слева, со стороны басов появляется воздушный клапан. Нажатие на него позволяло исполнителю беззвучно сжимать меха. Меха для прочности укрепляются дополнительными рамками.
Несколько видоизменяется и внешний облик гармони. Специально, под заказ корпус отделывается ценной породой дерева, искусно вырезанными мельхиоровыми накладками, меха обклеиваются бархатом, либо тонкой дорогой лайковой кожей.
Простой покупатель довольствовался гармонью скромной отделки – картонные меха отделывались ситцем, либо сатином, корпус украшался деревянной резьбой (позже металлическими накладками). Но по качеству звучания такой инструмент мало, чем  уступал более дорогому.  Саратовские гармони славились своей необыкновенной звучностью, прочностью и добротностью.
В.И. Вардугин продолжает свой рассказ: «…Первый «гармонных дел мастер» – Николай Геннадьевич Карелин – все старания направил на улучшение инструментов: голосовые планки стал делать из листовой меди, голоса – из стали. Работал он только на заказ. Первыми заказчиками были любители-гармонисты города и окрестных сёл, солдаты, приказчики, содержатели гостиниц, трактиров. Ему заказывали инструменты и цирковые артисты братья Дуровы: для них Карелин делал маленькие, карманные гармоники (типа «черепашек»).
 В мастерской Карелину помогали подмастерье и ученики, но основную работу он делал сам. Попасть к Николаю Геннадьевичу в ученики стремились многие; он отбирал тех, которые имели музыкальные данные, считая, что это главное для гармонного мастера. Изделия Карелина, как и других саратовских мастеров – его учеников, служили много лет без ремонта. И сегодня можно встретить их гармоники, сделанные в конце XIX века, в отличном состоянии. Ученики Карелина – Дмитрий Жарков, Хрисанф Артемьев и другие имели личные штампы, которые они ставили внутри и снаружи инструментов».
Первая мастерская была открыта на улице Никольской. Сейчас это улица Радищева.
Карелинские  инструменты полюбились не только гармонистам-самоучкам, но и профессиональным музыкантам, пользовались большим спросом у местного населения, были известны далеко за пределами саратовской губернии.
«…Больше всего гармонным промыслом увлеклись горожане. В списке мастеров – саратовские мещане Александр Леонтьевич Яковлев (получил аттестат 10 февраля 1888 года) и Павел Васильевич Ларионов (записался в столярный цех 5 сентября 1895 года). Но приезжали в губернский центр держать экзамен на зрелость и ремесленники из уездов. Так, 27 июля 1890 года право изготавливать гармоники получил крестьянин деревни Львовки Балашовского уезда Мартын Павлович Скотников. Гармоника покоряла сердца не только русских людей. 18 октября 1891 года свидетельство получил гармонный мастер Хаим Мовшевич Рыжинский, витебский мещанин. Вероятно, посылал он свои изделия родственникам и друзьям в Белоруссию, звучали задорные колокольчики уже и в то время вдалеке от Волги….»
И вновь, заглянув в третий номер журнала «Наука и жизнь» за 2004 год (http://www.nkj.ru/archive/articles/4389/ ), обратимся к истории. Оказывается, стоила хорошая гармонь от известного мастера по тем временам недёшево – от 10 и более рублей. Для сравнения: корову можно было купить за  8 рублей.
Михаил Дмитриевич Карелин, племянник известного баянного мастера Н. Г. Карелина, организовавший в 1929 году первую в Советской России артель гармонных инструментов "Музыка" в Саратове, рассказал такой случай. В тот год на городском кладбище работали группы ЧК, извлекавшие из могил и склепов гробы богатых горожан. После изъятия золота и ювелирных изделий покойников прах ссыпали обратно в могилы, а гробы складывали штабелями для дальнейшей утилизации. Медные гробовые таблички с выбитыми именами и датами отправляли в артель "Музыка" для изготовления голосовых планок.
"В этот раз нам привезли медную пластину, точно по ширине отвечающую ширине планок. Напилили ее на трехмиллиметровые полосы-планки, пробили проемы. Металл был отличный, в работе мягкий и податливый. Все отходы смели веником и выкинули в общую кучу опилок и стружек во дворе. Баян, собранный на этих планках, звучал поразительно, но оказался тяжелее обычного - 20 кг. "Ну и звук - золотые планки!" Этот возглас натолкнул кого-то на мысль проверить металл кислотой. А планки-то и впрямь оказались золотыми, да еще и высшей пробы. И пропал баян бесследно. Как ни искали и в Саратове, и в Энгельсе, и в Самаре, и кругом - никаких следов. А кладовщик Вася Рыжий с этого дня все в куче мусора во дворе копался, и деньги у него завелись, прямо сказать, бешеные. Пить стал беспробудно и через год умер от белой горячки…"
С более подробной историей развития  саратовского гармонного промысла – от рождения до наших дней - можно познакомиться, побывав в  музее, который в начале февраля этого года отметил свой первый юбилей. Его открытие состоялось чуть более года назад, 26 января  и приурочено к знаменательной для нашего края дате: в  прошлом 2013 году  саратовская гармонь отметила своё  150-летие.
В честь такого знаменательного события саратовский филиал «Почты России» выпустил конверт с изображением памятника саратовской гармоники (скульптор – Владимир Анатольевич Пальмин) и отпечатал почтовую карточку с её изображением.
20 декабря 2013 года сотрудниками Саратовского областного музея краеведения и отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры было устроено праздничное торжество. А месяц спустя, состоялось  открытие первого негосударственного музея  саратовской гармони.
Музей появился благодаря инициативе ректора СГТУ им. Гагарина Игоря Плеве и активной деятельности сына Андрея Сидоровича Комарова - известного саратовского мастера гармонных дел. Музейные экспонаты разместились в здании колледжа производственных технологий СГТУ имени Ю.А. Гагарина
Некоторые инструменты подарены музею членами клуба любителей гармони. Что-то найдено в поездках по сёлам и деревням, отреставрировано  лично Владимиром Андреевичем.
Бережно хранятся вместе с отцовскими инструментами и секреты  мастерства изготовления, игры на саратовской гармонике. Последним Владимир Андреевич щедро делится с юным поколением. Одно из занятий проходит здесь же, в музее.
Максим и Шамиль лихо растягивают меха, воображая себя настоящими гармонистами. Один из них, не рассчитав силы, ломает инструмент. Владимир Андреевич качает головой. Как там, в народе говорится:  сила есть – ума не надо. Не такого к себе отношения требует гармонь, к ней подход особенный нужен. Виртуоз, он  и на сапоге без особого усилия сыграть может. А вот начинающему музыканту так себя вести негоже.
Учитель берёт в руки потешную гармонику – красный сапожок, привычно пробегается по кнопочкам. Льётся задорная, озорная мелодия. Мальчишки переглядываются – надо же, сапог заиграл! Владимир Андреевич улыбается: мастерству учиться надо, а для учения большая усидчивость требуется. Бережно кладёт музыкальный инструмент, сделанный отцом, на место. Усаживает маленьких непосед за стол, поправляет в их руках гармони.
Спустя неделю я вновь побывала в гостях у Владимира Андреевича, на празднике, посвящённом годовщине открытия музея.
Мероприятие прошло весело,  шумно. Как и полагается – с песнями, плясками под звонкий аккомпанемент саратовской гармони.  Самодеятельные, профессиональные музыканты, участники разных возрастов и творческих коллективов чествовали виновницу торжества народными и авторскими песнями, частушками, наигрышами, лирическими напевами.
Здесь же, на празднике состоялась презентация песни, посвящённой саратовской гармошке, которую исполнила автор музыки, руководитель самодеятельного коллектива, Татьяна Владимировна Мазилкина (слова Н. Куракина).
Порадовал своим выступлением и Сергей Юрьевич Шалимов. В его исполнении прозвучали татарские наигрыши, популярные народные мелодии. Сергей смеётся:
- Пока вы, господа мои хорошие, все новогодние праздники отдыхали и веселились, я работал,  не покладая рук –  объездил вдоль и поперёк всю Рязанскую область, показывал людям, как гармошка наша звучит и выглядит.
Поскромничал Сергей Юрьевич. Он не только Рязани, но и всему миру вот уже не один год пытается доказать:  исполнительские возможности  нашей саратовской гармони безграничны. На ней можно не только народные напевы играть, но и классику исполнять - русскую, зарубежную. Вот, например, «Камаринскую», «Неаполитанский танец» из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро»...
Шалимов берёт в руки маленькую гармошку – пикколо, наигрывает «Вальс-шутку» Дмитрия Шостаковича.
Лауреат, дипломант Всероссийских и Международных конкурсов, участник различных благотворительных фестивалей, в том числе в Блюю Грас в Северной Каролине, США и фестивале «Музыка под землёй» в городе Нью-Йорке…
Сергей ведёт активную творческую, педагогическую и концертную  деятельность, руководит ансамблем «Саратовская гармоника». В его постоянно пополняющейся коллекции, немало ценных экспонатов, которые используются в проведениях различных выставок. Зрители могут не только лично пообщаться с музыкантом, насладиться его виртуозным исполнением, но и потрогать, подержать в руках инструмент.
Кстати, на почтовой карточке, отпечатанной в честь 150-летия саратовской гармони саратовским филиалом «Почты России», красуется фото инструмента из личной коллекции Сергея Юрьевича Шалимова – работа одного из замечательных мастеров гармонного дела Хрисанфа Ивановича Артемьева (1880–1945).
Таких талантливых и увлечённых своим делом людей, к счастью, у нас немало. Это Евгений Нахов, выпускник Саратовской консерватории, заслуженный работник РФ, автор «Самоучителя игры на саратовской гармонике» (Саратов, Региональное Приволжское издательство «Детская книга» 1994 г.), руководитель известного далеко за пределами области ансамбля саратовских гармоник «Серебряные колокольчики».
Это и местные гармонисты-виртуозы: М. Козлов, А. Тунаков, Е. Яркин, А. Егоров, А. Кистяев, В. Корнев и другие самобытные и яркие исполнители, покорившие игрой на гармони с колокольцами Францию, Бельгию, Польшу, Чехо-Словакию, Японию, Испанию, Грецию, Англию и другие страны.
Это Виктор Баксаляр, под руководством которого на базе колледжа производственных технологий работает площадка по реализации социально-культурного проекта «Саратовская гармоника – народный символ земли саратовской». Данный проект направлен на возрождение производства гармоники с колокольчиками.
Благодаря всем им и многим другим энтузиастам, саратовская гармонь, не смотря на все трудности, невзгоды и потрясения,  продолжает жить, прославлять наш край, радовать весь мир своим неповторимым звучанием.
Хочется выразить особую, искреннюю признательность Владимиру Ильичу Вардугину, предоставившему возможность читателям журнала «Гимназический взвоз» первыми познакомиться с материалами его новой, пока ещё неопубликованной книги,  посвящённой истории нашей, саратовской гармони.
               


Рецензии