От Гильгамеша к сетературе
Пять тысяч лет назад читателям представлен первый из известных человечеству литературный текст – шумерский эпос «Сказание о Гильгамеше». Много вод утекло с тех пор, изданы и потом уничтожены временем и людьми миллионы книг, забыты сонмы авторов, новые нарождались, иные даже к апостолам приравнивались, другие, особенно в последние времена, - в городские сумасшедшие и бездельники зачислены. Но всё пишут и пишут люди.
Изобретённое недавно человеком (?) кибер-пространство породило явление, обозначенное термином «сетевая литература». В дискуссиях, происходящих как в сети, так и на страницах бумажных изданий выясняются мнения участников о ценности сетературы, как литературного движения, уровнях её влияния на «традиционную литературу», степенях маргинальности сетераторов, их причастности (непричастности) к «настоящей литературе»; во многих статьях и обсуждениях звучит при этом в разных контекстах слово «постмодернизм», завершением которого якобы является Интернет.
Между тем освободившиеся от монополии печатного станка и зависимости от материальных, цеховых, идеологических, прочих нелитературных аспектов и многие не знавшие их сочинители, заселили виртуальное пространство, используя другие его, недоступные бумажным изданиям специфические качества, в виде той же оперативной обратной связи с читателями и коллегами по цеху, живущими в разных уголках Земли.
Воссоединились две виртуальности?
Ведь виртуальность — это объект или состояние, которые реально не существуют, но могут возникнуть при определенных условиях. Не их ли созданием занимаются творческие люди во все времена? И размещают ныне в виртуальном пространстве.
Зачем, для чего, для кого?
Советский поэт Борис Слуцкий, не обделённый при жизни немалыми тиражами книг и гонорарами, попытался дать ответ на эти вопросы: «Нам писателям второго ряда, с трудолюбием рабочих пчёл, даже славы собственной не надо, лишь бы кто-нибудь прочёл».
Нет пока рядов в открытых сегментах сетературы, не задумываются о собственных местах на иерархических лестницах тщеславия бескорыстные сочинители, стучат себе «клавками», самовыражаются «для души».
Архангельский автор Шаньга ( http://www.proza.ru/avtor/shanga ) из их числа будет. В реальной жизни он занимается реставрацией памятников деревянного зодчества, спасая их от разрушения, продлевая жизни, сохраняя исторические и художественные особенности храмов, мельниц, крестьянских изб, дух времени, в котором они появились и существовали.
Объектами культурного наследия их ещё именуют, прибивая на стены таблички с грозным предостережением «Охраняется государством». Увы, не всегда надо верить написанному.
И всё-таки материальным памятникам в каком-то смысле повезло - существуют программы по их сохранению, под них выделяются деньги, некоторые даже на реставрацию направляются. Главный объект культурного наследия – язык народа, его душа - не охраняется. Потому и уходят в небытие звучавшие десятки веков на пространствах Руси-России слова, сотворённые поколениями дедичей, выстраданные ими, наполненные глубоким смыслом, красивые, образные, крепкие, ёмкие, замещаются они «лексемами» - словесными уродами и паразитами, требующими перевода и объяснения.
Давали новую жизнь в книге народному слову Борис Шергин и Степан Писахов, не раз получавшие за это от критиков обвинения в «злоупотреблении диалектизмами». Так обзываются и ныне слова русского языка, сохранившегося до недавних пор в Поморье. В 1947 году, после выхода книги «Поморщина-корабельщина», названной «псевдонародной», Борис Шергин «за осквернение русского языка» на 10 лет был лишён возможности печататься и прозябал в нищете.
Слава Богу, оценена по достоинству самобытность северных авторов, изданы хорошими тиражами книги, звучат сказки по радио, мультфильмы по их произведениям снимаются. Выходит, интересна людям проза, настоянная на народной поэзии.
В отзывах на сочинения Шаньги можно прочитать сравнения сочинителя со знаменитыми земляками. И всё-таки он другой, у него своё лицо.
Хочется пожелать успехов автору, а читателю радости от знакомства с плодами творчества северного прозаика.
Свидетельство о публикации №217102801574