От Гильгамеша к сетературе

Живя в деревне, вдруг осознал – если древние боги придуманы от страха перед тайнами природы, то, возможно, искусство родилось от восхищения природой и белой зависти к её проявлениям. Художник пытается достичь гармонии, данной Творцом миру тварному. Те, кому удаётся ближе других подойти к линии природного совершенства, назначаются великими, произведения их - относительно «вечными». И всё же природу не превзойти, цветок из глины не оживёт, Слово Бога не придумать. Пытаться надо.

Пять тысяч лет назад читателям представлен первый из известных человечеству литературный текст – шумерский эпос «Сказание о Гильгамеше».  Много вод утекло с тех пор, изданы и потом уничтожены временем и людьми миллионы книг, забыты сонмы авторов, новые нарождались, иные даже к апостолам приравнивались, другие, особенно в последние времена, -  в городские сумасшедшие и бездельники зачислены.  Но всё пишут и пишут люди.

Изобретённое недавно человеком (?) кибер-пространство породило явление, обозначенное термином «сетевая литература».  В дискуссиях, происходящих как в сети, так и на страницах  бумажных изданий выясняются мнения участников о ценности сетературы, как литературного движения, уровнях её влияния на «традиционную литературу», степенях  маргинальности сетераторов, их причастности (непричастности) к «настоящей литературе»; во многих статьях и обсуждениях звучит при этом в разных контекстах слово «постмодернизм», завершением которого якобы является Интернет.

Между тем освободившиеся от монополии печатного станка и зависимости от материальных, цеховых, идеологических, прочих нелитературных аспектов и многие не знавшие их сочинители,  заселили виртуальное пространство,  используя другие его, недоступные бумажным изданиям специфические качества, в виде той же оперативной обратной связи с читателями и коллегами по цеху, живущими в разных уголках Земли.

Воссоединились две виртуальности?

Ведь виртуальность — это объект или состояние, которые реально не существуют, но могут возникнуть при определенных условиях. Не их ли созданием занимаются творческие люди во все времена? И размещают ныне в виртуальном пространстве.

Зачем, для чего, для кого?

Советский поэт Борис Слуцкий, не обделённый при жизни немалыми тиражами книг и гонорарами, попытался дать ответ на эти вопросы: «Нам писателям второго ряда, с трудолюбием рабочих пчёл, даже славы собственной не надо, лишь бы кто-нибудь прочёл».

Нет пока рядов в открытых сегментах сетературы,  не задумываются о собственных местах на иерархических лестницах тщеславия бескорыстные сочинители, стучат себе «клавками», самовыражаются «для души».

Архангельский автор Шаньга ( http://www.proza.ru/avtor/shanga ) из их числа будет. В реальной жизни он занимается реставрацией памятников деревянного зодчества, спасая их от разрушения, продлевая жизни, сохраняя исторические и художественные особенности храмов, мельниц, крестьянских изб, дух времени, в котором они появились и существовали.

Объектами культурного наследия их ещё именуют, прибивая на стены таблички с грозным предостережением «Охраняется государством». Увы, не всегда надо верить написанному.

И всё-таки материальным памятникам в каком-то смысле повезло - существуют программы по их сохранению, под них выделяются деньги, некоторые даже на реставрацию направляются. Главный объект культурного наследия – язык народа, его душа - не охраняется. Потому и уходят в небытие звучавшие десятки веков на пространствах Руси-России слова, сотворённые поколениями дедичей, выстраданные ими, наполненные глубоким смыслом, красивые, образные, крепкие, ёмкие, замещаются они «лексемами» - словесными уродами и паразитами, требующими перевода и объяснения.

Давали новую жизнь в книге народному слову Борис Шергин и Степан Писахов, не раз получавшие за это  от критиков обвинения в «злоупотреблении диалектизмами». Так  обзываются и ныне слова русского языка, сохранившегося до недавних пор в Поморье.  В 1947 году, после выхода книги «Поморщина-корабельщина», названной «псевдонародной», Борис Шергин «за осквернение русского языка»  на 10 лет был лишён возможности печататься и прозябал в нищете.

Слава Богу, оценена по достоинству самобытность северных авторов, изданы хорошими тиражами книги, звучат сказки по радио, мультфильмы по их произведениям снимаются. Выходит, интересна людям проза, настоянная на народной поэзии.
 
В отзывах на сочинения Шаньги можно прочитать сравнения сочинителя со знаменитыми земляками. И всё-таки он другой, у него своё лицо.

Хочется пожелать успехов автору, а читателю радости от знакомства с плодами творчества северного прозаика.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.