Часовня на кладбище

      Поминовение усопших является неотъемлемой частью всей нашей церковной жизни. Лет пятнадцать назад мне дали послушание забирать продукты с канона в часовне на кладбище. Часть из них остается в нашей многодетной семье, а другую, большую часть  я отдаю в другие  многодетные семьи.  Это в основном печенье. Записки мы вычитываем  перед иконами и, поминая усопших, многое начинаем понимать.
        Вот записка: «Помяните мою доченьку   Аннушку, ей было пятнадцать лет ,  когда она умерла». Безутешная мама так и ходит каждые выходные на кладбище, потом заходит в часовню и оставляет гостинец на помин её души. Ходит уже много лет.  Таких людей не так уж и мало. Раньше было очень много людей на Пасху, сам обычай идти на кладбище в этот день  появился из – за  того, что в годы гонений там верующих не трогали. В другие места  могли нагрянуть ретивые комсомольцы и  организовать людям большие неприятности, а кладбищ они как-то побаивались.
         Кстати, проповедь Церкви о неуместности таких походов до  Радоницы  постепенно  доходит до людей, и вот уже «канонических» продуктов на светлой седмице становится всё меньше и меньше. Голос церкви услышан нашим народом, и в родительские субботы народу много.  Люди не только несут продукты, но и стараются отстоять панихиду в часовне.
       Иногда попадаются  не записки, а целые письма  об усопших. В них кратко рассказывается  вся их трудовая  биография и вехи долгой  супружеской жизни. В конце - просьба о поминовении с особым молитвенным усердием. Хорошие люди жили и живут у нас в стране. Так они проникновенно  пишут о родителях, что трогает до слёз.
       Кладбище является своего рода «моментом истины» для человека, особенно   для  гордого, успешного и амбициозного. Здесь находят покой все: богатые и бедные,  добрые и злые,  праведные и грешныые.  Иногда желание  что-то сделать для  усопшего выливается в  сооружение  дорогого памятника. Тишина, которая  нарушается тихим плачем или стоном  –  одна из характерных  особенностей  кладбища. Именно здесь у многих  впервые появилась молитва. Дальше был неуверенный заход в часовню, потом  он  становился   привычным…  Вера врачует раны от безвременных утрат.
         Отголоски этих душевных и духовных бурь мы видим на каноне : вот записка об убиенном воине, а вот и о младенце …  Как много всего в этих коротких добавлениях к христианским именам!  А бывает, что люди своим приношением расписываются в своей полной духовной неграмотности:  в глухом пакете оказывается недопитая  чекушка водки и открытая  копчёная колбаса -  и никаких записок.  Боюсь, что усопшим от такого поминовения легче не становится, да и живые, выпивающие на могилах, сами себя обманывают, заливая скорбь горячительным напитком. Кстати, водку и мясо на канон приносить не принято.  Утешает, что в другом пакете может быть  с любовью испеченный пирог.  Прихожане не всегда понимают, что продукты лежат в  часовне всю неделю, и жарким летом возникает много проблем. Вот какая-то бабуля от всего сердца положила вместе сырое яичко, солёный огурчик и помидор, выросший на её участке. Размокшую записку читать трудно, но нужно -  ведь человек очень хотел, чтобы его близких помянули, и собирал всё это вместе  от всей  души.
        Кладбище каждый день живёт своей жизнью, это своего рода граница между двумя мирами. А  настоящими пограничниками здесь  являются те, кто с молитвой его посещает. В первую очередь   это, конечно, священники, отпевающие усопших и служащие по ним панихиды. А ещё есть замечательные женщины, которые сидят всю неделю в часовне и принимают у прихожан записки на поминовение, следят за свечками и ведут беседы о вере.  У Бога все живы, и маленькая часовня на кладбище  меня убеждает в этом.
Одна жизнь

От капели
До метели
Один день.

От   купели
До погоста
Одна  жизнь.

От счастливых грёз
До горьких слёз
Лишь миг.

Смотрит в зеркало
Совсем седой
Старик. 
Максим Терехов 2017


Рецензии