Вместо введения

               
Взяться за этот труд – описание жизни и истории нашей семьи, меня сподвигли Ираида и Виктор Дудко. Случайно на бескрайних просторах Интернета обнаружил их сагу «Энциклопедия наших жизней» и… начал читать, сразу, запоем, используя любую свободную минуту, так меня увлекло это повествование. Чем увлекло?

Да тем, что простым ровным слогом, без красивостей и выспренних фраз изложена жизнь нескольких семей, нескольких поколений. Показаны эпохи, которые пережила наша страна, рассказано как жили (или выживали) обычные люди. Это, во-первых.

Во-вторых, нашлись «общие точки» в жизни. Выяснилось, что, Ираида и Виктор долго работали вместе с моей тещей Балашовой Зинаидой Андреевной на одном предприятии (П/я 14, НИХТИ, НПО «Союз»). Соответственно, и жили в одном поселке Дзержинский Московской области. И я начал читать эту книгу теще по телефону каждый вечер, на сон грядущий. Просто, чтобы немного поднять настроение человеку… Эффект превзошел все мои ожидания! Зинаида Андреевна, конечно, вспомнила Ираиду и Виктора, а заодно и многих общих коллег. В общем, эта сага затянула и ее, каждый вечер она ждет очередной сеанс путешествия на 50-60 лет назад, в свою молодость. Ведь молодость, на какое бы время (или эпоху) она ни пришлась, остается молодостью…

В-третьих, очень грамотно составлена структура изложения событий. Все сгруппировано по годам. Годы разбиты на темы. Каждый выбирает, что ему интересно, или читает все подряд.

И вот я принял решение - писать! В конце концов, в моей семье в каждом поколении кто-то так или иначе писал.

Прадед еще в 1931 году, сразу по возвращении со стажировки в США, написал книгу. Назвал он её несколько своеобразно "Что я видел в Америке и что я сделал в СССР". Книга вышла небольшим тиражом, но я поражаюсь, как она вообще прошла цензуру. Дело в том, что он описал американскую жизнь очень правдиво, отмечая как плюсы, так и минусы. В частности, подробно был описан быт простого американца, доступность товаров и услуг, возможность покупок в кредит, возможность покупки жилья в кредит, массовая автомобилизация и т.д. И это в то время, когда весь СССР жил по карточкам и преимущественно в бараках! Ему за это ничего не было, репрессий 37-38 гг. он избежал, но в дальнейшем его карьера все-таки рухнула...

Дед был профессиональным журналистом, при этом не имея не только специального, но и высшего образования вообще (успел окончить техникум и 2 курса МИТХТ). Начинал он еще до войны, во время конфликта на Халхин-Голе, его выделил главный редактор «Красной звезды» и забрал к себе в газету. Всю войну был военным корреспондентом, точно как в песне Утесова "С Лейкой и с блокнотом, а то и с пулеметом сквозь огонь и стужу мы прошли"... После войны работал в "Литературной газете", ему даже прочили место зав. отделом, но судьба нанесла ему удар, от которого оправиться он так и не смог. Был вынужден «халтурить», писать брошюрки за председателей колхозов и рабочих-передовиков, обрабатывать воспоминания старых большевиков, и все это анонимно, в лучшем случае под псевдонимом.

Папа в свое время перевел книгу с немецкого на русский. Тема была по тем временам очень актуальная – «Компьютеры в химии». По сути, написал он её заново, так как «комментарии переводчика» там были практически на каждой странице...

У меня тоже была «проба пера» - перевел в свое время каталог иностранной гидравлики с английского на русский, около 200 страниц технического текста. Разумеется, анонимно, и даже без гонорара, в лучших традициях нашей семьи… Главное для меня было чувство гордости, что смог это сделать… Даже не гордость, а как в Библии «И увидел Бог, что это хорошо». Как-то так…

В общем, пришел к выводу, что надо писать, уже можно подвести некоторые промежуточные итоги жизни, ведь нам с супругой исполнилось уже по 40 лет...

К сожалению, записи и архивы в моей семье и семье жены велись не всегда. Очень многое передавалось «на словах» из поколения в поколение. Не всегда сохранились фотографии. Теперь, конечно, все проще, есть цифровая техника, все моменты нашей современной жизни мы фиксируем на фото и видео. Когда-нибудь и это станет историей и достоянием…

Книгу решили назвать «ЖИЗНЬ, КАК ОНА ЕСТЬ»

А в качестве девиза возьмём цитату из Герцена: "Кто имеет право писать свои воспоминания? Всякий. Потому что никто их не обязан читать."

С уважением
ИЛЬЯ и ЕЛЕНА ТИХОНОВЫ


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.